ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-25196/15 от 19.09.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 сентября 2017 года

Дело №

А33-25196/2015к4

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «19» сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен «20» сентября 2017 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Радзиховской В.В.,

судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Е.С.,

при участии:

от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаева Николая Харитоновича - Ереско Ю.В. - представителя по доверенности от 12.05.2017 (до и после перерыва);

от конкурсного кредитора Волкова О.В. - Мельникова В.Ю. - представителя по доверенности от 29.04.2015 (до перерыва);

рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаева Николая Харитоновича, Волкова Олега Валерьевича на определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2017 года по делу №А33-25196/2015к4, принятое судьей Ерохиной О.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью фирма «Торговое окно Красноярья» (ИНН 2452019071, ОГРН 1028800006685, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод»(ОГРН 1032400564679, ИНН 2404005061, Красноярский край, Березовский район, с. Зыково, ул. Линейная, д. 31) банкротом.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 24.12.2015 заявление принято к производству, назначено судебное заседание.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.06.2016 признано обоснованным заявление общества с ограниченной ответственностью фирма «Торговое окно Красноярья» (ИНН 2452019071, ОГРН 1028800006685) о признании банкротом должника – общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» (ОГРН 1032400564679, ИНН 2404005061), в отношении должника введена процедура наблюдения.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 07.11.2016 временным управляющим должника - общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» утвержден Суртаев Николай Харитонович.

Сообщение временного управляющего о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 210 от 12.11.2016.

Решением суда от 26.01.2017 должник - общество с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 19 июля 2017 года. Конкурсным управляющим должника утверждён Суртаев Николай Харитонович.

05.05.2017 в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании решения комитета кредиторов недействительным, в котором заявитель просит признать недействительным решение комитета кредиторов должника ООО «Зыковский кирпичный завод» от 19.04.2017.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 11.08.2017 заявление Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края удовлетворено частично. Признаны недействительными решения комитета кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» (ОГРН 1032400564679, ИНН 2404005061, оформленные протоколом заседания комитета кредиторов ООО «Зыковский кирпичный завод» от 19.04.2017 по третьему вопросу с повестки дня – об утверждении Положения о порядке продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод»; по четвертому вопросу с повестки дня - об установлении начальной цены продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод» в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком. В удовлетворении оставшейся части требования отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, конкурсный управляющий должника Суртаев Николай Харитонович, Волков Олег Валерьевич обратились с апелляционными жалобами в Третий арбитражный апелляционный суд, в которых просят отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Волков О.В. в своей апелляционной жалобе указал, что признание ООО «Зыковский кирпичный завод» банкротом и включение права аренды земли в конкурсную массу должника сами по себе не являются основанием для изменения условий заключенного до этого договора аренды. Согласно пункта 4.3.1 договора аренды за номером от 25 августа 2008 года № 48, ООО «Зыковский кирпичный завод» с согласия арендодателя имеет право передать свои права и обязанности по договору третьим лицам. Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края согласие на передачу прав и обязанностей третьим лицам конкурсному управляющему ООО «Зыковский кирпичный завод» не выдавало, напротив заявило о расторжении договора. При таких обстоятельствах, Волков О.В. полностью согласен с позицией Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края. Волков Олег Валерьевич считает, что арбитражный суд Красноярского края необоснованно отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения комитета кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод», оформленные протоколом заседания комитета кредиторов ООО «Зыковский кирпичный завод» от 19.04.2017 по второму вопросу повестки дня: одобрить реализацию имущественного права «Зыковский кирпичный завод» - права аренды земельного участка общей площадью 244187 кв.м., кадастровый номер 24:04:0501003:418, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ст. Зыково, сроком по 31.12.2024 на торгах, поскольку согласия собственника земельного участка не получено, следовательно, реализация имущественного права запрещена.

Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаев Николай Харитонович в своей апелляционной жалобе указал, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований. Отчет об оценке стоимости права аренды, а также Положение о порядке и условиях продажи имущества должника, не были предметом исследования судом первой инстанции в рамках обособленного спора. Таким образом, судом первой инстанции, при принятии решений о признании недействительным решение комитета кредиторов по третьему вопросу с повестки дня - об утверждении Положения о порядке продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод»; по четвертому вопросу повестки дня - об установлении начальной цены продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод» в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком - допущены недоказанность имеющих значение обстоятельств, которые суд посчитал установленными. Положение о порядке и условиях продажи имущества должника, утвержденное решением комитета кредиторов 19.04.2017, соответствует требованиям ст. 139 Закона о банкротстве. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Нарушения прав заявителя, принятием комитетом кредиторов решения об утверждении Положения, не допущено. Отчет об оценке №11 ОЦ-17 содержит сведения о наличии решения Березовского районного суда в части проведения работ по рекультивации - страницы 5,10,11,18,21,42,43 Отчета. Более того, указанные работы учтены оценщиком при определении итоговой величины рыночной стоимости права аренды. Нарушения прав заявителя, принятием комитетом кредиторов решения об установлении начальной цены продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод» в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком, не допущено.

Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаева Николая Харитоновича, указав на законность определения суда первой инстанции.

Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаев Николай Харитонович представил отзыв на жалобу Волкова О.В., в котором отклонил доводы апелляционной жалобы Волкова О.В.

Члены комитета кредиторов представили отзыв, в котором поддержали доводы апелляционной жалобы конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаева Николая Харитоновича, указав, что отчет об оценке содержит сведения о необходимости проведения работ о рекультивации, в связи, с чем нарушения прав Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края отсутствуют.

Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 апелляционные жалобы приняты к производству, их рассмотрение назначено на 12.09.2017, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании объявлялись перерывы до15.09.2017, до 19.09.2017.

Представитель конкурсного управляющего должника Суртаева Н.Х поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить определение суда первой инстанции в удовлетворенной части и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Волкова Олега Валерьевича поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить определение суда первой инстанции в части отказа по второму вопросу повестки дня решения комитета кредиторов и принять по делу новый судебный акт.

Представитель конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод» Суртаева Николая Харитоновича отозвал ранее заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии предложения о порядке продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод» на 12 л.; копии отчета об оценке от 05.04.2017 № 11 ОЦ-17 с приложениями на 85 л.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в материалы дела от членов комитета кредиторов Шереметьева А.Г., Гуль А.И., Климкович Н.В. поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии предложения о порядке продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод»; копии отчета об оценке от 05.04.2017 № 11 ОЦ-17 с приложениями, копии сообщения из ЕФРСоБ от 10.04.2017 №1719819 – отчет оценщика об оценке имущества должника.

Представитель должника считает возможным оставить решение вопроса о возможности удовлетворения ходатайства, полностью на усмотрение суда.

Рассмотрев ходатайство о приобщении дополнительных документов, учитывая, что судом первой инстанции была дана оценка вышеназванным доказательствам, арбитражный апелляционный суд на основании статей 9, 66, 262, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил приобщить вышеуказанные дополнительные доказательства к материалам дела в целях полного и всестороннего выяснения обстоятельств по делу.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.

От Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

Двадцатидневный срок подачи заявления о признании решения собрания кредиторов недействительным, установленный абзацами вторым и третьим пункта 4 статьи 15, является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно при наличии следующих обстоятельств:

- решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, либо решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов;

- обращение с заявлением о признании решения собрания кредиторов недействительным в установленный законом срок.

Учитывая, что оспариваемое собрание комитета кредиторов состоялось 19.04.2017, заявление о признании последнего недействительным направлено в Арбитражный суд Красноярского края 05.05.2017, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявление подано в срок.

При оценке принятых собранием кредиторов решений, комитетом кредиторов арбитражный суд проверяет правомочность собрания кредиторов, комитета кредиторов и соблюдение порядка голосования на собрании, установленного для принятия данного решения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 17 Закона о банкротстве комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;

обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;

принимать решения о созыве собрания кредиторов;

принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей;

принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.

В случае наличия между конкурсным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов) разногласий по вопросу согласования порядка продажи прав требования должника, данные разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 139 настоящего Федерального закона.

Общий порядок утверждения порядка продажи имущества должника установлен в статье 139 Законом о банкротстве.

В силу п. 1.1. статьи 139 Закона о банкротстве решение вопроса об утверждении Предложения о продаже имущества должника, включающее в себя сведения о составе этого имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае, если продажа этого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене этого имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже этого имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения подлежит представлению арбитражным управляющим собранию кредиторов или комитету кредиторов. Таким образом, решение вопросов о порядке реализации имущества должника относится к компетенции собрания кредиторов.

В силу пунктов 6, 7.1 статьи 110 Закона о банкротстве начальная цена продажи предприятия определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика, в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом.

После включения отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо после истечения срока направления указанного требования внешний управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи предприятия, включающие в себя сведения:

подлежащие включению в сообщение о продаже имущества должника в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи;

о средствах массовой информации и сайтах в сети "Интернет", где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества должника, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения;

о специализированной организации, которую предлагается привлечь в качестве организатора торгов.

Собрание кредиторов или комитет кредиторов вправе утвердить иной порядок продажи предприятия, чем тот, который был предложен конкурсным управляющим.

Порядок, сроки и условия продажи предприятия должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и должны обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Судом первой инстанции установлено и как следует из материалов дела, по результатам голосования по второму, третьему и четвертому вопросу повестки большинством голосов кредиторов приняты, в том числе, решения:

- по второму вопросу повестки: одобрить реализацию имущественного права «Зыковский кирпичный завод» - права аренды земельного участка общей площадью 244187 кв.м., кадастровый номер 24:04:0501003:418, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ст. Зыково, сроком по 31.12.2024 на торгах;

- по третьему вопросу: утвердить Предложения о порядке продаже имущественного права «Зыковский кирпичный завод»;

-по четвертому вопросу повестки: установить начальную цену продажи имущественного права «Зыковский кирпичный завод» в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком.

Согласно пункту 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Управление по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решений комитета кредиторов ООО «Зыковский кирпичный завод» по 2,3,4 вопросам повестки, оформленные протоколом от 19.04.2017.

По второму вопросу повестки комитетом кредиторов одобрена реализация имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод» - права аренды земельного участка общей площадью 244187 кв.м., кадастровый номер 24:04:0501003:418, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ст. Зыково, сроком по 31.12.2024 на торгах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Согласно положениям пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания.

В соответствии в пунктом 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения свои предложения о порядке продажи имущества должника.

Таким образом, учитывая, что конкурсным управляющим должника выявлена принадлежность должнику на основании договора аренды от 25.08.2008 №48 имущественного права – права аренды земельного участка общей площадью 244187 кв.м., находящегося по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ст. Зыково для сельскохозяйственного производства, конкурсным управляющим произведена инвентаризация имущества должника, сведения о результатах которой опубликованы в установленном порядке, конкурсным управляющим произведена оценка имущественного права, разработан порядок его продажи, вопрос об утверждении порядка и условий продажи вынесен на утверждение комитета кредиторов, комитетом кредиторов принято соответствующе решение о продаже имущественного права в пределах предоставленной ему Законом о банкротстве компетенции, при этом само по себе данное решение не повлияло на порядок продажи имущества должника, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение комитета кредиторов, принятое по второму пункту повестки дня не повлекло нарушения прав кредиторов и иных лиц, в связи с чем, основания для признания решения комитета кредиторов недействительным в указанной части отсутствуют, соответственно, заявление в указанной части удовлетворению не подлежит.

Как следует из заявления, на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от 25.08.2008 №764 между Отделом по управлению муниципальным имуществом Березовского района Красноярского края и ООО «Зыковский кирпичный завод» был заключен договор аренды от 25.08.2008 №48 земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0501003:418, общей площадью 244187 кв.м., находящегося по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ст. Зыково для сельскохозяйственного производства (т.1 л.д.11-16).

Ссылаясь на отсутствие согласия арендодателя (администрации) на отчуждение права аренды, администрация Березовского района Красноярского края просит признать недействительным решения комитета кредиторов ООО «Зыковский кирпичный завод».

В силу статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника составляет конкурсную массу. Права арендатора по договору аренды, предусмотренные статьей 606 ГК РФ, носят имущественный характер, имеют стоимостное выражение и могут быть переданы третьему лицу за соответствующее встречное удовлетворение - реализованы с торгов в порядке, установленном названным Федеральным законом.

Согласно пункта 5 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Вместе с тем, пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

В соответствии с договором аренды от 25.08.2008 №48 срок аренды земельного участка установлен с 25.08.2008 по 31.12.2024, то есть договор заключен на срок, превышающий пять лет.

Учитывая положения указанных норм права, принимая во внимание срок аренды по договору от 25.08.2018, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что должник вправе передавать права и обязанности по договору аренды третьему лицу, без согласия собственника земельного участка.

Ссылка Волкова Олега Валерьевича на определение Верховного Суда РФ от26.02.2016 №306-КГ15-15500 не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку по данному делу установлены иные фактические обстоятельства, а именно разрешался спор в отношении договора аренды, заключенного на срок менее пяти лет.

Исходя из представленного в материалы дела решения Березовского районного суда Красноярского края от 14.09.2016 по делу №2-2088/2016 исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Зыковский кирпичный завод» удовлетворено. Запрещено ООО «Зыковский кирпичный завод» эксплуатировать земельный участок сельскохозяйственного назначения по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ориентира: Красноярский край, Березовский район, ст. Зыково Транссибирской ж/д магистрали, с кадастровым №24:04:0501003:418 в целях добычи полезных ископаемых. Запрещено ООО «Зыковский кирпичный завод» передавать земельный участок сельскохозяйственного назначения по адресу: Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км по направлению на север-запад от ориентира: Красноярский край, Березовский район, ст. Зыково Транссибирской ж/д магистрали, с кадастровым №24:04:0501003:418 третьим лицам до проведения работ по рекультивации на указанном земельном участке.

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества ("ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82). Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.1983 N 5854)

Согласно п. 1 Постановления № 140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 этапы рекультивации земель - последовательно выполняемые комплексы работ по рекультивации земель.

Рекультивацию земель выполняют в два этапа:

• технический — этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве. Этот этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие, транспортирование и нанесение почв и плодородных пород на рекультивируемые земли, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель;

• биологический — этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почв.

В соответствии с п. 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83 при проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования. Биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа. Земельные участки в период осуществления биологической рекультивации в сельскохозяйственных и лесохозяйственных целях должны проходить стадию мелиоративной подготовки.

Согласно п. 14 Основных положений для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее — Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 17 Основных положений приемка-передача рекультивированных
земель осуществляется в месячный срок после поступления в Постоянную комиссию
письменного извещения о завершении работ по рекультивации.

Приемку рекультивированных участков с выездом на место осуществляет рабочая комиссия, которая утверждается председателем (заместителем) Постоянной комиссии в 10-дневный срок после поступления письменного извещения от юридических (физических) лиц, сдающих земли. Рабочая комиссия формируется из членов Постоянной комиссии, представителей заинтересованных государственных и муниципальных органов и организаций. В работе комиссии принимают участие представители юридических лиц или граждане, сдающие и принимающие рекультивированные земли, а также при необходимости специалисты подрядных и проектных организаций, эксперты и другие заинтересованные лица.

Согласно п. 19 Основных положений при приемке рекультивированных земельных участков рабочая комиссия проверяет: соответствие выполненных работ утвержденному проекту рекультивации; качество планировочных работ; мощность и равномерность нанесения плодородного слоя почвы; наличие и объем неиспользованного плодородного слоя почвы, а также условия его хранения; полноту выполнения требований экологических, агротехнических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов, стандартов и правил в зависимости от вида нарушения почвенного покрова и дальнейшего целевого использования рекультивированных земель; качество выполненных мелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, определенных проектом или условиями рекультивации земель (договором); наличие на рекультивированном участке строительных и других отходов; наличие и оборудование пунктов мониторинга рекультивированных земель, если их создание было определено проектом или условиями рекультивации нарушенных земель. Объект считается принятым после утверждения председателем (заместителем) Постоянной комиссии акта приемки-сдачи рекультивированных земель. По результатам приемки рекультивированных земель Постоянная комиссия вправе продлить (сократить) срок восстановления плодородия почв (биологический этап), установленный проектом рекультивации, или внести в органы местного самоуправления предложения об изменении целевого использования сдаваемого участка в порядке, установленном земельным законодательством.

При таких обстоятельствах, срок проведения работ по рекультивации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № 24:04:0501003:418, общей площадью 244187,0 кв.м., находящегося по адресу: Россия, Красноярский край, Березовский район, в 2,5 км. по направлению на северо-запад от ст. Зыково, может составлять от 2 до 6 месяцев в зависимости от необходимости соблюдения требований действующего законодательства с составлением проекта рекультивации и пр.

Из вышесказанного следует, что рекультивация - сложный процесс, требующий, в том числе соблюдения определенных этапов, учета особенностей климатических условий территорий и мероприятий, входящих в комплекс агрономических и иных работ по рекультивации.

При этом, следует учитывать, что потенциальные участники торгов должны быть осведомлены о том, что в отношении земельного участка необходимо провести рекультивацию, что установлено вступившим в законную силу судебным актом.

Довод апелляционной жалобы конкурсного управляющего должника относительно того, что с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку реализация положений законодательства о банкротстве не может быть осуществлена в отрыве от обязанностей соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, природоохранного законодательства, учитывая, что судебным актом – решением Березовского районного суда Красноярского края по делу № 2-2088/2016 от 14.09.2016 установлено, что земельный участок используется не по целевому назначению; на участке имеется отработанный карьер площадью 8,78 Га, на котором отсутствует плодородный слой почвы; на участке проводятся работы по добыче глины; уступка права третьим лицам приведет к невозможности рекультивации.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статье 48 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 42, статьей 77 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Понятие рекультивации относится к земельным участкам и заключается в приведении земельных участков при их порче в пригодное для использования состояние.

В соответствии с частями 2 - 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Для их утверждения необходимо положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения рекультивации установлен Основными положениями рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 25.12.1995 года.

Необходимость проведения рекультивационных работ на земельном участке, принадлежащем должнику, установлена судебным актом, вступившим в законную силу.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что реализация права аренды земельного участка, принадлежащего должнику, без указания в отчете об оценке стоимости права аренды, а также в положении о порядке и условиях продажи имущества должника сведений о том, что на земельном участке необходимы к проведению рекультивационные работы приведет к возможности эксплуатации земельного участка, находящегося в состоянии нарушенного плодородного слоя и нарушению как прав потенциальных покупателей, не уведомленных о состоянии земельного участка, соответственно, к возможности оспаривания торгов, а также к нарушению конституционных прав граждан на благополучную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно положению о продаже имущества должника, на основании отчета об оценке №11 ОЦ-17 стоимость права аренды определена в размере 1003558 рублей. При этом, стоимость права аренды уменьшена на сумму компенсации убытков сельскохозяйственного производства и восстановления плодородия почвы (биологический этап рекультивации) при временном занятии земельных участков для несельскохозяйственных нужд. Вместе с тем, в указанном отчете оценщиком не учтена необходимость проведения на спорном земельном участке рекультивационных работ.

Суд первой инстанции верно указал, что обязанность арендатора земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием путем выполнения необходимых работ по рекультивации земельного участка предполагает несение дополнительных затрат, что ограничивает круг потенциальных покупателей.

Соответственно, реализация права аренды без учета необходимости несения дополнительных затрат на рекультивацию нарушит права потенциальных приобретателей имущества должника.

Кроме того, результаты торгов правом аренды без указания стоимости дополнительных затрат на проведение рекультивации в тех объемах, которые необходимы с учетом состояния земельного участка, могут быть оспорены победителем торгов, либо иными лицами, права которых могут быть нарушены.

В свою очередь, победитель торгов может также отказаться от заключения договора, что приведет к затягиванию реализации имущества должника и сроков конкурсного производства, что в свою очередь ведет к увеличению текущих расходов, что также нарушают права кредиторов должника, которые заинтересованы в продаже имущества по максимальной цене для погашения своих требований в кратчайшие сроки.

В положении о порядке продажи имущественного права должника указано о том, что торги проводятся в форме аукциона, которым не предусмотрены условия выполнения покупателем рекультивации нарушенных земель.

Учитывая, что в данном случае решающее значение имеет режим использования имущества: целевое использование земельного участка, соблюдение экологических требований, проведение работ по рекультивации, суд апелляционной инстанции полагает, что следует осуществить реализацию права аренды в форме конкурса, которая является удобным способом выбрать покупателя с наиболее оптимальными условиями сделки.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании недействительными решения комитета кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Зыковский кирпичный завод», оформленные протоколом заседания комитета кредиторов ООО «Зыковский кирпичный завод» от 19.04.2017 по третьему вопросу с повестки дня – об утверждении Положения о порядке продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод»; по четвертому вопросу с повестки дня - об установлении начальной цены продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод» в размере рыночной стоимости, определенной оценщиком и отказал в удовлетворении оставшейся части требования.

Довод апелляционной жалобы конкурсного управляющего должника относительно того, что суд первой инстанции вышел за пределы рассматриваемых требований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении заявления Управления по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края о признании решения комитета кредиторов недействительным судом первой инстанции в соответствии с требованиями Закона о банкротстве правомерно учтено содержание Положения о порядке и условиях продажи имущественного права должника и стоимость продажи имущественного права ООО «Зыковский кирпичный завод».

Доводы апелляционных жалоб не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необоснованными.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2017 года по делу №А33-25196/2015к4 не имеется.

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Закона о банкротстве и разъяснениями, содержащимися в пункте 35.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", постановление суда апелляционной инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на определение суда первой инстанции, которое может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня его вынесения (в частности, на определение об обжаловании решений собрания кредиторов), является окончательным, возможно дальнейшее обжалование судебного акта в надзорном порядке. Поэтому, указание судом апелляционной инстанции в резолютивной части постановления на возможность обжалования постановления суда апелляционной инстанции в кассационном порядке является ошибочным.

Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2017 года по делу №А33-25196/2015к4 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.

Председательствующий

В.В. Радзиховская

Судьи:

И.Н. Бутина

Ю.В. Хабибулина