ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-29151/16 от 12.09.2017 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

Дело № А33-29151/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л. А.,

судей: Левошко А. Н., Шелега Д. И.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,

с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Сысоевой О.В.,  при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Ульяновой А.М.

при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей Управления Федерального казначейства Красноярского края Русанова И.О. (доверенность  от 12.01.2017);  Краевого государственного казённого учреждения «Управление  капитального строительства» Ткачевой О.В. (доверенность  от 09.01.2017 № 1),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта   2017 года по делу № А33-29151/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Федорина О.Г.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н.,  Морозова Н.А., Юдин Д.В.),

установил:

Краевое государственное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (г. Красноярск, ИНН 2466215220, ОГРН 1082468053040, далее - учреждение, КГКУ «УКС») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства Красноярского края (далее – УФК Красноярского края, Казначейство) о признании недействительным предписания                             № 19-23-12/5421 от 04.10.2016.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта 2017 года заявление удовлетворено, предписание УФК Красноярского края № 19-23-12/5421 от 04.10.2016 признано недействительным.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2017 года решение суда от 27 марта 2017 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФК Красноярского края ставит вопрос о проверке законности решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации; указывает  на то, что  предусмотренный Соглашением                   № 4205-01-41/10-14 от  26.09.2014 уровень софинансирования должен быть соблюдён учреждением по итогам каждого отчётного периода (квартал, год); настаивает на неправильной позиции судов по вопросу неправомерного использования средств субсидии  федерального бюджета в 2015 году; просит судебные акты  отменить и принять по делу новый судебный акт  об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу КГКУ «УКС»  просит оставить судебные акты без изменения.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель УФК Красноярского края поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель КГКУ «УКС» считает доводы кассационной жалобы необоснованными.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда – fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражный дел» - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) и Правительством Красноярского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и федеральной адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации 09.01.2014, заключено Соглашение                         № 4205-01-41/10-14 от 26.09.2014 о предоставлении в 2014 году субсидии из федерального бюджета бюджету Красноярского края на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения в соответствии с пунктом 1.1 является предоставление Минкультуры России в 2014 году субсидии из федерального бюджета Правительству края на софинансирование объектов капитального строительства, относящихся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, согласно предусмотренному перечню объектов в размере 50 млн рублей, что не превышает 50% стоимости строительства объекта. Правительство края обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить финансирование расходного обязательства за счет средств субъекта Российской Федерации и выполнение условий Соглашения.

Пунктом 5.1 Соглашения в первоначальной редакции срок его действия установлен до 31.12.2014 включительно.

До окончания указанного срока действия дополнительным соглашением № 6919-01-41/10-14 от 31.12.2014 стороны внесли изменения в Соглашение, исключив из предмета условие о процентном отношении предоставляемой субсидии из федерального бюджета к общей стоимости строительства и предусмотрев фиксированную сумму субсидии в размере 50 000 000 рублей, а также исключили из пункта 5.1 ограничение срока действия Соглашения, установив период его действия до исполнения сторонами обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.

Уведомлением об изменении бюджетных ассигнований от 17.12.2014 № 77 учреждению доведены ассигнования на 2014 год за счет средств субсидии из федерального бюджета в сумме 50 000 000 рублей. Данные средства субсидий не освоены, в январе 2015 года возвращены в федеральный бюджет в полном объеме.

В связи с сохранением потребности в субсидировании строительства объекта и на основании внесенных в Соглашение изменений (дополнительное соглашение от 31.12.2014) на основании заявки бюджетополучателя в 2015 году неиспользованный остаток средств субсидий из федерального бюджета вновь выделен бюджету Красноярского края на те же цели использования.

Казначейством на основании своего приказа № 120 от 09.08.2016, удостоверения на проведение выездной проверки № 61 в соответствии с централизованным заданием Федерального казначейства № 17-02-05/3 от 29.06.2016 в период с 11.08.2016 по 19.08.2016 проведена выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, в КГКУ «УКС» за период с 01.01.2015 по 31.12.2015.

По результатам проверки составлен акт от 08.09.2016, согласно которому учреждением неправомерно использованы средства субсидии из федерального бюджета на сумму 1 129 435 рублей 52 копейки в связи с оплатой выполненных работ по строительству Центра культурного развития в г. Шарыпово с превышением установленного Соглашением объема (удельного веса) расходов, а также нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности.

УФК Красноярского края выдало предписание № 19-23-12/5421 от 04.10.2016, в котором указано на допущенные учреждением нарушения пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения и предписано произвести возмещение в доход федерального бюджета незаконно израсходованных средств в сумме 1 129 435 рублей 52 копейки в течение 4 месяцев с момента получения предписания.

Заявитель оспорил предписание в арбитражном суде, не согласившись с нарушением бюджетного законодательства.

Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила                   № 999).

Пунктом 9 Правил № 999 предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения.

Из акта проверки усматривается, что учреждением за счет средств субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджету Красноярского края по Соглашению, произведена оплата выполненных работ по строительству Центра культурного развития в г. Шарыпово с превышением установленного Соглашением объема (удельного веса) расходов.

По условиям Соглашения в первоначальной редакции 2014 года Минкультуры России предоставляет в 2014 году субсидию из федерального бюджета Правительству края на софинансирование объекта капитального строительства в размере не более 50 000 000 рублей, что не превышает 50% стоимости строительства объекта, а Правительство Красноярского края обязуется принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить финансирование расходного обязательства за счет средств субъекта Российской Федерации и выполнение условий Соглашения. При этом срок освоения субсидии (срок действия договора) первоначально определен сторонами до окончания текущего финансового года (до 31.12.2014).

Суды установили, что стороны Соглашения изменили условия предоставления субсидии из федерального бюджета на строительство Центра культурного развития в                     г. Шарыпово путем подписания 31.12.2014 дополнительного соглашения, которым установили фиксированную сумму предоставляемой из федерального бюджета субсидии в размере 50 000 000 рублей вне зависимости от ее процентного отношения к общей стоимости строительства, а также изменили срок освоения указанной субсидии, предусмотрев условие о действии Соглашения до исполнения сторонами обязательств по нему. Финансовые обязательства Красноярского края не изменены, остались в прежнем размере.

В этой связи суды пришли к правильным выводам о том, что в редакции дополнительного соглашения от 31.12.2014 срок действия Соглашения и освоения выделенной в фиксированной сумме субсидии на софинансирование строительства объекта установлен вне зависимости от финансовых периодов (до исполнения сторонами обязательств), а также без определения доли софинансирования из средств федерального бюджета.

Таким образом, Казначейство при установлении обстоятельств превышения в 2015 году установленного Соглашением объёма (удельного веса расходов) не учло, что условия, касающиеся процентного соотношения софинансирования, установленные при заключении Соглашения, были изменены посредством заключения дополнительного соглашения № 6919-01-41/0-14 от 31.12.2014.

Пункт 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункты 1.1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения, нарушение которых вменено учреждению, регулируют вопросы размера финансирования строительства объекта культуры в г. Шарыпово из федерального и регионального бюджетов, предоставления отчетов о состоявшемся использовании межбюджетных трансфертов в форме субсидий. Данными нормами не закреплена обязанность учреждения при осуществлении строительства объекта обеспечить долевое соотношение софинансирования за счет федерального и краевого бюджетов за каждый отчетный период и финансовый год, в том числе в  спорном 2015 году.

При таких условиях Казначейством не доказано нарушение учреждением пункта 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1.1, 3.2.2, 3.2.6 Соглашения при использовании средств субсидии из федерального бюджета в 2015 году на строительство объекта культуры в г. Шарыпово, и соответственно, у учреждение не возникла обязанность по возврату израсходованных средств федерального бюджета в размере 1 129 435   рублей.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что уровень софинансирования расходов на строительство в размере 50 % (за счёт субсидии из федерального бюджета) и 50 % за счёт средств  краевого бюджета должен был соблюдаться по итогам  каждого отчётного периода, проверены.

В кассационной жалобе не отклоняются выводы судов о том, что стороны Соглашения изменили его первоначальную редакцию дополнением от 31.12.2014. Проанализировав  названные доказательства по делу в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам о том, что  Соглашение в редакции, действовавшей в 2015 году (проверяемый период), уже не содержало требование соблюдения доли софинансирования  из средств федерального бюджета и средств краевого бюджета.

Кроме того,  сроки освоения выделенной субсидии по вышеназванному изменению установлены до исполнения сторонами обязательств по Соглашению, вне  финансовых периодов, на чём настаивает заявитель кассационной жалобы.

У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов.

Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, Казначейство не привело нормы бюджетного законодательства, не позволяющие сторонам изменить условия соответствующего соглашения, в связи с чем учреждению неправомерно вменено несоблюдение в 2015 году долевого  соотношения  софинансирования из вышеназванных бюджетов.

При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями  274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 марта   2017 года по делу            № А33-29151/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от                       07 июня 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Л.А. Кадникова

А.Н. Левошко

Д.И. Шелег