ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 августа 2023 года
Дело №
А33-8785/2023
г. Красноярск
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Шелег Д.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от «14» июня 2023 года по делу № А33-8785/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
установил:
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель) о взыскании финансовых санкции за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 6500 рублей.
Решением от 14.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, по мотиву наличия правовых оснований для применения к предпринимателю финансовых санкций.
От предпринимателя поступил отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной заявителем проверки представленных предпринимателем сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), выявлено представление предпринимателем сведений по форме СЗВ-М (исходная) за февраль и июль 2022 года, с нарушением установленного срока.
По итогам проведенной проверки к страхователю применены финансовые санкции в порядке, предусмотренном статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
В связи с неисполнением требований об уплате примененных финансовых санкций заявитель обратился в арбитражный суд.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования определены Законом № 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ, абзацами 1 и 2 пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона
№ 27-ФЗ, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Положениями Закона № 27-ФЗ, Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действующей на момент предоставления страхователем сведений), а также Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее – Инструкция от 22.04.2020 № 211н), регламентировано, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2022 года в отношении 6 застрахованных лиц 16.03.2023. Указанный отчет принят пенсионным фондом. При этом страхователь представил форму «СЗВ-М» с типом (дополняющая) вместо формы СЗВ-М (исходная) за февраль 2022 на 6 застрахованных лиц, чем нарушил норму законодательства, установленную п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ.
Также согласно заявлению страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2022 года в отношении 7 застрахованных лиц 16.08.2023. Указанный отчет принят пенсионным фондом.
В отношении страхователя составлены акты от 17.03.2022 № 205S18220005683, от 07.09.2022 № 205S1822002327 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки, заявителем приняты решения от 15.04.2022 № 205S19220007718, от 12.10.2022 № 205S19220025495 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 6500 рублей.
Страхователю выставлены требования от 18.05.2022 № 205S01220009612 от 15.11.2022 № 205S01220026194 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 07.06.2022 в сумме 6500 рублей.
Суд первой инстанции установил, что страхователь 04.03.2022 направил по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М за период февраль 2022 года в отношении 6 застрахованных лиц. Сведения не приняты фондом, поскольку предприниматель неверно указал свой номер, под которым зарегистрирован как плательщик страховых взносов. Факт направления отчета 04.03.2023 по форме СЗВ-М подтверждается письмом ООО «Компания «Танзор» от 12.04.2023. По данной отчетности от заявителя страхователем получены следующие документы: извещение о получении сведений 04.03.2022, протокол проверки 05.03.2022.
Также страхователем 15.08.2022 направлены по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М за период июль 2022 года в отношении 7 застрахованных лиц. Сведения не приняты фондом, поскольку предприниматель неверно указал свой номер, под которым зарегистрирован как плательщик страховых взносов. Факт направления отчета 15.08.2022 по форме СЗВ-М подтверждается письмом ООО «Компания «Танзор» от 12.04.2023. Из указанного ответа также следует, что по данной отчетности от органа ПФР страхователем получены следующие документы: извещение о получении сведений 15.08.2022, протокол проверки 15.08.2022.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что первоначальные сведения представлены страхователем 04.03.2022 и 15.08.2022, то есть, без нарушения установленных сроков, однако, содержали ошибку в регистрационном номере страхователя.
Сам по себе факт направление отчета в недопустимом формате (указан неверный регистрационный номер страхователя) не является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Указанный вывод соответствует судебной практике, изложенной в том числе в Определении ВАС РФ от 09.11.2011 № ВАС-14133/11 по делу № А59-138/2011, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2021 № Ф09-598/21 по делу № А71-7616/2020).
При этом 16.03.2023 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за февраль 2022 года в отношении 6 застрахованных лиц, 16.08.2022 по форме СЗВ-М (исходная) за июль 2022 года в отношении 7 застрахованных лиц. Указанные отчеты приняты пенсионным фондом.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание положения Закона № 27-ФЗ, Инструкции № 211-н, позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о нарушении страхователем срока предоставления отчета по форме СЗВ-М с типом дополняющая более чем на пять рабочих дней в виду следующего.
Частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у пенсионного фонда, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция № 211н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Доказательства направления в адрес предпринимателя уведомлений об устранении имеющихся ошибок и несоответствий в материалах дела отсутствуют, суду не представлены, об их наличии не заявлено. При этом фондом не доказано, в чем выразилось несоответствие спорной отчетности установленным форме или формату и правовое основание для непринятия сведений в отношении застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения предприниматель реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за рассматриваемые периоды, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за рассматриваемые периоды, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ.
Доводы заявителя не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 июня 2023 года по делу
№ А33-8785/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Д.И. Шелег