ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-9227/2006-Ф02-9732/2007 от 14.01.2008 АС Восточно-Сибирского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

664011 г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А

Тел..факс 20-96-75

www.fasvso.arbitr.ru

e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

г. Иркутск

№ А33-9227/2006-Ф02-9732/2007

14 января 2008 года

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелёминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Ритуальная служба» - Муромцевой Л.Г. (доверенность от 10.03.2006),

Администрации Красноярского края – Бочкарёва О.Н. (доверенность от 09.01.2008 № 01-12),

Муниципального предприятия г. Красноярска «Ритуальные услуги» - Карданца В.П. (доверенность от 10.01.2008), Белошапкиной Е.М. (доверенность от 10.01.2008),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ритуальная служба» на решение от 02 февраля 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 06 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-9227/2006 (суд первой инстанции: Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Плотников А.А., Трушкан Ж.П.),

установил:

Администрации Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – УФАС по Красноярскому краю, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 03.04.2006 № 018-07-06.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Ритуальная служба», муниципальное предприятие г. Красноярска «Ритуальные услуги».

Решением суда первой инстанции от 17 августа 2006 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2006 года решение суда от 17 августа 2006 года отменено, дело передано на новое рассмотрение.

Решением суда первой инстанции от 02 февраля 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 06 июня 2007 года решение суда от 02 февраля 2007 года оставлено без изменения.

ООО «Ритуальная служба» в заявлении о пересмотре в порядке надзора решения от 02 февраля 2007 года, постановления апелляционной инстанции от 06 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края просило Высший Арбитражный Суд Российской Федерации проверить правильность применения норм материального и процессуального права.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2007 года № 12027/07 в передаче дела № А33-9227/2006 Арбитражного суда Красноярского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора отказано, дело направлено в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа для пересмотра судебных актов в порядке кассационного производства.

Представитель ООО «Ритуальная служба поддержала доводы, изложенные в заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

Представители Администрации Красноярского края, муниципального предприятия г. Красноярска «Ритуальные услуги» считают судебные акты законными и обоснованными. Администрацией Красноярского края представлен отзыв.

УФАС по Красноярскому краю о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление № 33892 от 19.12.2007), однако своего представителя с доверенностью в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без его участия.

Дело рассматривается в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов заявления о пересмотре в порядке надзора судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.

Как установлено материалами дела, ООО «Ритуальная служба» обратилось в УФАС по Красноярскому краю с жалобой на действия администрации г. Красноярска, выразившиеся, в том числе, в передаче земель общественных кладбищ г. Красноярска муниципальному предприятию «Ритуальные услуги», отказе в предоставлении земельных участков на кладбищах Шинное и Бадалыкское ООО «Ритуальная служба» для осуществления плановых захоронений, установлении монопольного права муниципального предприятия «Ритуальные услуги» по оказанию услуг по рытью могил, захоронению, транспортировке тел умерших в морг.

Антимонопольным органом решением от 03.04.2006 № 018-07-06 администрация г. Красноярска признана нарушившей абзацы 1, 3, 7 пункта 1, пункт 3 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Предписанием от 03.04.2006 № 018-07-06 антимонопольный орган обязал администрацию изменить постановление от 11.07.1996 № 676 в части передачи территорий кладбищ в ведение МП «Ритуальные услуги», изъять из ведения МП «Ритуальные услуги» территории земель общественных кладбищ в г. Красноярске и принять в ведение администрации г. Красноярска, изъять у МП «Ритуальные услуги» функции по выделению земельных участков под захоронения, инвентаризации захоронений, ведению книг учёта захоронений, осуществлению регистрации захоронения в регистрационной книге, контролю за соблюдением порядка захоронений на плановых секторах, в семейных оградах, установлению режима работы кладбищ, выдаче пропусков въезда катафалка с гробом и телом умершего на территорию кладбища, обеспечить беспрепятственный равный доступ на муниципальные кладбища хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по оказанию ритуальных услуг, для проведения работ по подготовке (копке) могил и проведению захоронений.

Удовлетворяя заявление администрации г. Красноярска о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 03.04.2006 № 018-07-06, суд двух инстанций исходил из того, что названное постановление не ограничивает конкуренцию на рынке оказания услуг по погребению и не ущемляет интересов других хозяйствующих субъектов, не препятствует оказанию названных услуг юридическими лицами, обладающими статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, и не затрагивает интересов иных хозяйствующих субъектов, таким статусом не обладающих.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев заявление ООО «Ритуальная служба» о пересмотре в порядке надзора решения от 02 февраля 2007 года и постановления апелляционной инстанции от 06 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, в Определении от 3 ноября 2007 года № 12027/07 не установил оснований для изменения или отмены в порядке надзора названных судебных актов в соответствии со статьёй 304 АПК РФ.

Вместе с тем, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, направляя дело в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа для пересмотра судебных актов, указал следующее:

- в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ООО «Ритуальная служба» приводит довод о том, что при новом рассмотрении дела судами не в полной мере устранены недостатки, на которые указывал суд кассационной инстанции;

- общество ссылается также на то, что судами не дано должной правовой оценки его доводам о том, что решениями администрации г. Красноярска хозяйствующий субъект в нарушение закона наделён функциями органа местного самоуправления.

Проверив принятые по настоящему делу судебные акты в порядке кассационного производства, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришёл к следующим выводам.

Постановлением кассационной инстанции от 16 ноября 2006 года решение суда от 17 августа 2006 год отменено, с передачей дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду, по указанию кассационной инстанции, следовало проверить:

- какое правонарушение в области антимонопольного законодательства вменено администрации г. Красноярска решением антимонопольного органа от 03.04.2006;

- имел ли место со стороны администрации запрет ООО «Ритуальная служба» осуществлять услуги по захоронению и изготовлению могил;

- было ли наделено МП «Ритуальные услуги» функциями органа местного самоуправления;

- основана ли на законодательстве передача в ведение МП «Ритуальные услуги» территории общественных кладбищ.

Указания суда кассационной инстанции были выполнены, о чём свидетельствует следующее.

Администрации г. Красноярска решением антимонопольного органа от 03.04.2006 вменено нарушение статьи 7 Закона РСФСР о конкуренции, запрещающей органам местного самоуправления принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Из пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, которые создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Во исполнение названного закона администрацией г. Красноярска 11.07.1996 издано постановление № 676 «О порядке реализации федерального закона «О погребении и похоронном деле», определившее специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Красноярске муниципальное предприятие «Ритуальные услуги».

Проверив объём полномочий, переданных МП «Ритуальные услуги» постановлением от 11.07.1996 № 676, суд двух инстанций установил, что на муниципальное предприятие «Ритуальные услуги» возложены функции по содержанию и эксплуатации общественных городских кладбищ, то есть административно-хозяйственные функции, не предполагающие реализацию каких-либо властных полномочий по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Объём полномочий, которыми наделена специализированная служба по вопросам похоронного дела - МП «Ритуальные услуги» соответствует целям, указанным в части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Властные полномочия органа местного самоуправления по организации похоронного дела реализованы администрацией г. Красноярска путём издания постановления от 11.07.1996 № 676, определения специализированной службой по вопросам похоронного дела в г. Красноярске – муниципальное предприятие «Ритуальные услуги», утверждения Положения о муниципальном предприятии «Ритуальные услуги», утверждению расчёта норматива оборотных средств по МП «Ритуальные услуги», осуществлению контроля за соблюдением требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Таким образом, властные полномочия администрации г. Красноярска по организации похоронного дела сохранены за органом местного самоуправления и не переданы хозяйствующему субъекту (муниципальному предприятию «Ритуальные услуги»). Названный вывод суда двух инстанций постановлен с учётом доводов, которые приводились , в том числе, и ООО «Ритуальная служба».

Как видно из постановления администрации г. Красноярска от 11.07.1996 № 676, постановление не содержит запретов ООО «Ритуальная служба», не являющейся специализированной службой по вопросам похоронного дела, на оказание услуг по захоронению и изготовлению могил.

Проверяя законность передачи в ведение МП «Ритуальные услуги» территории общественных кладбищ, суд двух инстанций установил, что передача земельных территорий в ведение специализированной службе по вопросам похоронного дела носит целевой характер - реализация Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Довод заявителя о том, что при новом рассмотрении дела судами не в полной мере устранены недостатки, на которые указывал суд кассационной инстанции в своём постановлении от 16 ноября 2007 года, проверен, однако учтён быть не может.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в порядке кассационного производства установил, что суд первой и апелляционной инстанций в полном объёме выполнил его указания, в связи с чем не находит оснований для отмены судебных актов.

При таких условиях кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 02 февраля 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 06 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу № А33-9227/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья

Судьи

Л.А. Кадникова

Л.Ю. Пущина

М.М. Шелёмина