ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-9664/17 от 11.10.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 октября 2017 года

Дело №

А33-9664/2017

г. Красноярск

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «21» июля 2017 года по делу А33-9664/2017, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Альтергот М.А.,

установил:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю
(ИНН 2224022967, ОГРН 1022201530031) (далее – истец, УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное промышленно-строительное управление» Федеральной службы исполнения наказаний (ИНН 5919420184,
ОГРН 1025901972470) (далее - ответчик) о взыскании 11 547 рублей 47 копеек неустойки по контракту от 24.02.2016 № 78.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29.05.2017 заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

21 июля 2017 года судом первой инстанции вынесена резолютивная часть решения по делу № А33-9664/2017 об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Мотивированное решение судом первой инстанции не выносилось, соответствующих заявлений от сторон в суд первой инстанции не поступало.

Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на то, что поставщик осуществил поставку недопоставленного объема товара по государственному контракту 18.11.2016, 17.12.2016 и 23.12.2016, то есть с нарушением сроков поставки, предусмотренных отгрузочной разнарядкой; возможность списания пени была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», действовавшем до 01.01.2017, в связи с чем, в 2017 году у УФСИН России по Алтайскому краю отсутствовала возможность списания пени, начисленной по государственному контракту №78 от 24.02.2016.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Лица, участвующие в деле, о принятии апелляционной жалобы к производству и ее рассмотрении в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия жалобы к производству, извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.

Суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости для вызова сторон в судебное заседание.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 24.02.2016 между УФСИН России по Алтайскому краю (государственный заказчик) и ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России (поставщик) заключен государственный контракт № 78, по условиям которого поставщик обязался передать грузополучателю государственного заказчика продовольствие для питания спецконтингента: консервы, маринады овощные (капуста белокочанная маринованная) российского производства в соответствии с качественными характеристиками, по количеству и цене, предусмотренными ведомостью поставки (Приложение № 1), а также по адресу и в сроки, указанные в отгрузочной разнарядке (Приложение № 2), а государственный заказчик обязался обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям контракта.

Согласно пункту 3.1 контракта цена контракта составляет 1 125 000 рублей и включает в себя стоимость товара, стоимость тары и упаковки, транспортные расходы, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи, взимаемые с поставщика в связи с исполнением обязательств по контракту. Цена единицы товара указана в ведомости поставки (Приложение № 1).

Цена контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных контрактом (пунктом 3.2 контракта).

В соответствии с пунктом 6.1 контракта поставщик обязуется передать грузополучателю, уполномоченному государственным заказчиком, товар, в количестве, по качеству, цене, предусмотренные ведомостью поставки (приложение № 1) и по адресу и в сроки, указанные в отгрузочной разнарядке (приложение № 2) и иными условиями контракта, а грузополучатель обеспечивать приемку товара, в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6), Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству
(утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).

Пунктом 10.5 контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе нарушения срока поставки товара, указанного в отгрузочной разнарядке (приложение № 2), нарушения срока замены некачественного товара, контракта, просрочки исполнения иных обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик уплачивает государственному заказчику пени.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком и определяется по формуле, указанной в контракте.

Согласно Приложению № 2 контракта поставщиком принято обязательство к государственному контракту (отгрузочная разнарядка) по поставке товара в адреса двух грузополучателей по 12 500 кг в октябре 2016 года.

Во исполнение условий указанного контракта, в период с 14.09.2016 по 24.10.2016 в адрес двух грузополучателей ответчик поставил товар: ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю 12 500 кг (товарная накладная № ЦУ 00-000353 от 14.09.2016),
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю 2772 кг (товарная накладная
№ ЦУ 00-000366 от 16.09.2016), 3263 кг (товарная накладная № ЦУ 00-000605
от 18.10.2016), 126,4 кг (товарная накладная № ЦУ 00-000618 от 24.10.2016) (л.д.32-36).

Недопоставленный товар в объеме 2264 кг получен ФКУ ИК-5 УФСИН России по Алтайскому краю по товарной накладной № ЦУ 00-000691 от 16.11.2016, 3380,6 кг по товарной накладной № ЦУ 00-000838 от 23.12.2016, ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю в объеме 694 кг по товарной накладной № ЦУ 00-000787 от 15.12.2016 (л.д.36-38).

Истец начислил неустойку в соответствии с пунктом 10.5 контракта и направил претензию от 16.01.2017 №22/ТО/3/3-344 с требованием об уплате неустойки.

В ответе на претензию от 13.02.2017 №137/2-413 ответчик указал, что государственный контракт № 78 от 24.02.2016 исполнен в декабре 2016 года, и просил осуществить списание неуплаченных сумм пени на основании подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»
(далее - Постановление № 190).

Ссылаясь на неисполнение требований ответчиком в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7,8,9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Претензионный порядок истцом соблюден.

На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Заключенный между сторонами контракт является по своей природе договором поставки, к нему применяются правила главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правоотношения сторон из договора поставки для государственных нужд регулируются параграфами 1, 3, 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно и статье 506 ГК РФ поставщик должен поставить товар государственному заказчику в установленные государственным контрактом сроки.

Согласно части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (часть 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств
(в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 №98-р утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015-2016 годах.

На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190
«О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление № 190), заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

В силу пункта 3 Постановления N 190 предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:

а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);

б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик: предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года; осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;

в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.

Согласно пункту 5 Постановления № 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Таким образом, исполнение постановления Правительства РФ № 190 является реализацией, в частности, плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015-2016 году.

Предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек является одной из мер поддержки поставщиков, исполнителей.

Следовательно, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)). В связи с этим довод заявителя жалобы об отсутствии обязанности списать неустойку и об отсутствии у суда возможности произвести ее списание самостоятельно апелляционным судом не принимаются.

Из материалов дела следует и не оспаривается истцом, что поставка осуществлена в полном объеме в 2016 году, сумма неустойки составляет менее 5% от цены контракта, то есть подпадает под действие положений указанного Постановления № 190 о списании неустойки.

Как следует из материалов дела, истец начислил неустойку в соответствии с пунктом 10.5 контракта и направил претензию от 16.01.2017 №22/ТО/3/3-344 с требованием об уплате неустойки.

В ответе на претензию от 13.02.2017 №137/2-413 ответчик указал, что государственный контракт № 78 от 24.02.2016 исполнен в декабре 2016 года, и просил осуществить списание неуплаченных сумм пени на основании подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление № 190).

Таким образом, требование об уплате суммы неустойки в размере 11 547 рублей
47 копеек было предъявлено истцом за 2016 год, в связи с чем нормы права подлежали применению, но поскольку требование предъявлено в в 2017 году, то и списание должно быть произведено в 2017 году.

Пунктом 5 Постановления № 190 предусмотрено, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Ответчиком факт нарушения обязательств по поставке и сумма неустойки не оспариваются.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, установив, что суммы пени в размере 11 547 рублей 47 копеек по государственному контракту от 24.02.2016 №78 не превышают 5% цены контракта (1 125 000 рублей), обязательства по контракту исполнены поставщиком в полном объеме в 2016 году, ответчик просил списать неустойку, списание неустойки в данном случае является обязанностью заказчика, а не его правом, списание неустойки производится заказчиком в одностороннем порядке, какого-либо согласования со стороны поставщика не требуется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в иске, поскольку заказчик был обязан осуществить списание начисленной неустойки в 2016 году, а поскольку он это не сделал, то он обязан осуществить списание в настоящий момент.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «21» июля 2017 года по делу
№ А33-9664/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

Н.А. Морозова