ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-990/17 от 21.09.2018 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 сентября 2018 года

Дело №

А33-990/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «21» сентября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен «28» сентября 2018 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего – Юдина Д.В.,

судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск»): Шевцова О.П., представителя на основании доверенности от 30.08.2018 № 15,

от третьего лица (Визавитина Романа Геннадьевича): Идимечева В.М., представителя на основании доверенности от 17.04.2017 серия 24 АА 2656666; Самхарадзе О.Р., представителя на основании доверенности от 30.03.2018,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Визавитина Романа Геннадьевича

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «07» июня 2018 года по делу № А33-990/2017, принятое судьей Альтергот М.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» (ИНН 2460044762, ОГРН 1022401792456, далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями (измененными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Березовского района (ИНН 2404000352. ОГРН 1022400557321), Управлению по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района (ИНН 2404013305, ОГРН 1092404001458), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757):

о признании недействительным постановления администрации Березовского района Красноярского края от 09.07.2012 № 1249 «О предоставлении в аренду главе КФХ Визавитину Р.Г. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», для сельскохозяйственного производства»;

о признании недействительным договора аренды земельного участка от 09.07.2012 № 104, заключенного между Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района и главой крестьянского фермерского хозяйства Визавитиным Романом Геннадьевичем;

об обязании снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192;

о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192;

о признании обременения земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, находящегося по адресу (имеющий адресные ориентиры): Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», в виде аренды отсутствующим.

Определением от 03.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, кадастровый инженер Ревякина Марина Константиновна, общество с ограниченной ответственностью «Экоресурс».

Определением от 09.05.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Визавитин Роман Геннадьевич и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

Определением от 07.06.2018 прекращено производство по делу в части требования о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192; о признании недействительным договора аренды земельного участка от 09.07.2012 № 104, заключенного между управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Березовского района и Визавитиным Романом Геннадьевичем; о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192; о признании обременении земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, находящегося по адресу (имеющий адресные ориентиры) Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», в виде аренды отсутствующим.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.06.2018 заявление ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» удовлетворено. Признано недействительным постановление администрации Березовского района Красноярского края от 09.07.2012 № 1249 «О предоставлении в аренду главе КФХ Визавитину Р.Г. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», для сельскохозяйственного производства».

С администрации Березовского района Красноярского края в пользу ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» взыскано 6000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины, 35 000 рублей судебных расходов по оплате экспертизы.

Не согласившись с данным судебным актом, Визавитин Р.Г. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы (с учетом дополнительных пояснений) Визавитин Р.Г. ссылается на следующие обстоятельства:

- при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № 24:04:0102002:69 администрацией поселка Березовка не учтено, что границы указанного земельного участка налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером № 24:04:0000000:8192, которым пользуется на праве аренды Визавитин Р.Г.;

- границы земельного участка с кадастровым номером № 24:04:0102002:69 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; таким образом, земельный участок, границы которого не установлены, не существует как объект права, и соответственно, не может являться предметом гражданского оборота, включая земельный участок с условным кадастровым номером в государственном земельном кадастре;

- схема земельного участка с привязкой к конкретным точкам на местности не может свидетельствовать о наличии установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства границы между смежными земельными участками сторон; согласно выписке о земельном участке от 06.09.2016 № 24/16-685344 спорный земельный участок с номером № 24:04:0102002:69 не имеет границ;

- подписанный между администрацией поселка Березовка Березовского района и ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» договор от 14.03.2016 № 31 является незаключенным, так как в нем отсутствуют данные позволяющие определенно установить объект недвижимости, подлежащий передаче покупателю; с целью защиты своих интересов 09.06.2017 Визавитин Р.Г. заявил в Березовский районный суд Красноярского края иск к администрации поселка Березовка и ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о признании договора купли-продажи земельного участка от 14.03.2016 № 31 незаключенным; производство по делу приостановлено до разрешения настоящего дела;

- сделка, оформленная договором от 14.03.2016 № 31, не является заключенной, она не породила прав собственности на земельный участок ООО «Вторичные ресурсы Красноярск»;

- спорный земельный участок с номером № 24:04:0102002:69 должен был подлежать вначале постановке на государственный кадастровый учет, а уже потом мог быть продан;

- факт нахождения (не нахождения) спорного земельного участка в фонде перераспределения земель не имеет правового значения для решения вопроса о возможности и правомерности его предоставления Визавитину Р.Г.;

ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» письменный мотивированный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней суду не представило.

В судебном заседании представители третьего лица изложили доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель заявителя изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик, третьи лица в судебное заседание не явились и не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 15.01.2002 № 12 обществу с ограниченной ответственностью «Вторичные ресурсы Красноярск» в аренду сроком на 10 лет предоставлен из фонда земель запаса земельный участок общей площадью 100 000 кв.м. для рекультивации земель отходами четвертого класса опасности, расположенный в районе кладбища «Шинников» на границе г.Красноярска, категории земель земли промышленности, разрешенное использование – для рекультивации.

Администрация Березовского района Красноярского края (арендодатель) и ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» (арендатор) заключили договор от 24.01.2002 № 104, согласно пункту 1.1. которого арендодатель сдает в аренду, а арендатор принимает участок общей площадью 100 000 кв.м., расположенный в районе кладбища «Шинников» на границе г. Красноярска, имеющий кадастровый номер 24:04:0102002:0002, категории земель – земли промышленности, разрешенное использование - для рекультивации земель, в границах плана, прилагаемого к договору с использованием промышленных отходов IV класса опасности.

Договор заключен сроком на 10 лет и вступает в силу с момента государственной регистрации (пункт 1.2. договора).

Договор от 24.01.2002 № 104 зарегистрирован в установленном законом порядке 20.02.2002.

ОАО «ВОСТСИБНИИНИПРОЗЕМ» 27.02.2008 подготовлено землеустроительное дело по упорядочению на местности границ земельного участка ООО «Вторичные ресурсы Красноярск, расположенного: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г. Красноярска.

На основании декларации об объекте недвижимости от 15.02.2016 за ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» зарегистрировано право собственности на комплекс ТП, площадью 40 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г.Красноярска (свидетельство о государственной регистрации права от 19.02.2016).

На основании договора купли-продажи земельного участка от 24.03.2016 № 31 ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:04:0102002:69, площадью 100 000 кв.м., категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для рекультивации земель, адрес (местоположение) объекта установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г. Красноярска (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2016 № 24-24/005-24/005/001/2016-1973/3).

Согласно кадастровой выписке от 06.09.2016 № 24/16-685344 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69, площадью 100 000 кв.м., категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – для рекультивации земель, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Березовский район, в районе кладбища «Шинников» на границе г.Красноярска, предыдущий кадастровый номер 24:04:0102002:0002, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 18.01.2008, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.

28.11.2016 ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлением об изменении площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 24:04:0102002:69. К заявлению приложены: протокол от 05.11.2014 № 01/14, свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2016, электронный вид межевого плана.

Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 07.12.2016 приостановлено осуществление кадастрового учета, поскольку при нанесении границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 24:04:0102002:69 на кадастровую карту происходит пересечение с границами земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0000000:8192 и 24:04:0000000:145761.

Решением Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 09.03.2017 отказано в учете изменений объекта недвижимости.

На основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от 15.03.2012 № 24-0-1-120/3004/2012-640 и межевого плана от 14.03.2012, подготовленного кадастровым инженером Ревякиной М.К. (работником ООО «Геоцентр»), на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной руководителем Управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 12.03.2012, в государственный кадастр недвижимости 22.03.2012 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, местоположением: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, уточненной площадью 129 415 кв.м.

В соответствии с кадастровым паспортом от 22.03.2012 № 24/12-71295 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 имеет следующие характеристики: площадь 129 415 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, местоположение: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 22.03.2012.

Постановлением администрации Березовского района Красноярского края от 09.07.2012 № 2149 главе крестьянского фермерского хозяйства Визавитину Роману Геннадьевичу предоставлен из фонда перераспределения района земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, площадью 129 415 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, в аренду сроком на 10 лет.

На основании постановления администрации Березовского района от 09.07.2012 № 2149 Управление по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края (арендатор) и глава крестьянского (фермерского) хозяйства Визавитин Роман Геннадьевич (арендатор) подписали договор аренды от 09.07.2012 № 104, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», для использования в целях: для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 129 415 кв.м. Срок аренды участка устанавливается с 09.07.2012 по 08.07.2022 (пункт 2.1. договора). По акту приема-передачи от 09.07.2012 земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 передан Визавитину Роману Геннадьевичу.

ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» обратилось в администрацию Березовского района Красноярского края, Управление по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края с запросом от 11.07.2017 о предоставлении информации о существовании фонда перераспределения земель на территории муниципального образования Березовского района Красноярского края на момент предоставления земельного участка в аренду на 10 лет с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 главе КФХ Визавитину Р.Г. на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от 09.07.2012 № 2149 «О предоставлении в аренду главе КФХ Визавитину Р.Г. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково» для сельскохозяйственного производства».

Письмами от 12.07.2017 исх. № 1559, № 1622 администрация Березовского района Красноярского края и Управление по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края сообщили ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» о том, что в фонд перераспределения муниципального образования Березовский район Красноярского края земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, предоставленный в аренду главе КФХ Визавитину Р.Г. на основании постановления администрации Березовского района Красноярского края от 09.07.2012 № 2149, не входил и не входит.

Согласно заключению кадастрового инженера Безугловой В.Ю. в ходе выполнения геодезических работ в составе кадастровых работ по нанесению границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 24:04:0102002:69 на кадастровую карту, установлено пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Решением Березовского районного Совета депутатов от 30.11.2010 № 12-49Р утверждена схема территориального планирования Березовского района.

Согласно выкопировке местоположения земельного участка со схемы территориального планирования Березовского района Красноярского края земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 располагается в зоне свалки, золоатвала.

Письмом от 02.05.2017 Управление по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края сообщило о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково» в соответствии со схемой территориального планирования Березовского районного Совета депутатов от 30.11.2010 № 12-49Р относится к зоне свалок, золоотвалов.

Согласно письмам от 22.11.2017 исх. № 3200, 24.11.2017 исх. № 2688 Управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края, администрации Березовского района Красноярского края земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 накладывается своими границами на земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69 в соответствии со схемой территориального планирования Березовского районного, утвержденной решением Березовского районного Совета депутатов от 30.11.2010 № 12-49Р.

Полагая, что постановление администрации Березовского района Красноярского края от 09.07.2012 №2149 не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества «Вторичные ресурсы Красноярск», последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Определением от 29.01.2018 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Роза Ветров» Маркину Юрию Петровичу.

Согласно заключению указанного эксперта от 05.03.2018 имеется наложение земельного участка, учтенного в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 24:04:0000000:8192 на земельный участок, учтенный в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 24:04:0102002:69. Площадь наложения составляет 97 474 кв.м.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не пропущен срок, определенный в пункте 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку о нарушении прав и интересов путем принятием ответчиком оспариваемого постановления заявителю стало известно не ранее 07.12.2016. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно исходил из того, что оспариваемое постановление администрации Березовского района Красноярского края принято с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами на основании следующего.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способ.

Согласно части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Как установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69 (ранее кадастровый номер 24:04:0102002:0002) изначально предоставлен в аренду ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» на основании договора от 24.01.2002 № 104, в последующем приобретен обществом в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка от 24.03.2016 № 31 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.04.2016).

Согласно кадастровой выписке от 06.09.2016 № 24/16-685344 граница земельного участка с кадастровым номером 24:04:0102002:69 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, земельный участок имеет статус «ранее учтенный» и внесен в государственный кадастр недвижимости 18.01.2008.

Принимая во внимание, тот факт, что спорный земельный участок имеет статус «ранее учтенного» и внесен в государственный кадастр недвижимости 18.01.2008, апелляционный суд отклоняет довод заявителя об отсутствии спорного земельного участка как объекта.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления) (далее - Закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ) ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с данным Законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее – кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

Частью 1 статьи 16 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.

Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 26 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения).

Согласно пункту 7 статьи 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В силу пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

Согласно положениям части 3 статьи 38 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» в пункте 25 разъяснено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из пункта 1 статьи 45 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ следует, что государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом от 24.07.2007 № 122-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

С учетом вышеизложенного, законом предусмотрена возможность определения границ земельного участка путем подачи заявления о внесении сведений о земельном участке, в том числе, об изменении площади и описания местоположения границ земельного участка. ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» вправе установить границы принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 24:04:0102002:69.

Из материалов дела следует, что 22.03.2012 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 (кадастровый паспорт от 22.03.2012 № 24/12-71295).

В дальнейшем постановлением администрации Березовского района Красноярского края № 2149 от 09.07.2012 главе крестьянского фермерского хозяйства Визавитину Роману Геннадьевичу предоставлен из фонда перераспределения района земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, площадью 129415 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, в аренду сроком на 10 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции на дату принятия оспариваемого постановления) предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Если земельный участок отнесен законом к землям определенного назначения, его использование для других целей не допускается или ограничивается. Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации выделяет несколько видов земель по целевому назначению, в том числе земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (пункты 1, 3 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решением Березовского районного Совета депутатов от 30.11.2010 № 12-49Р утверждена схема территориального планирования Березовского района.

Согласно выкопировке местоположения земельного участка со схемы территориального планирования Березовского района Красноярского края, письменного сообщения от 02.05.2017 Управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково» в соответствии со схемой территориального планирования Березовского районного совета депутатов от 30.11.2010 № 12-49Р располагается в зоне свалки, золоотвала.

В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (пункт 1).

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков - физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением случаев: перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 названного Кодекса (пункт 3).

Как следует из письменных сообщений администрации Березовского района Красноярского края и Управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края от 12.07.2017 исх. № 1559, № 1622, земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 не входил и не входит в фонд перераспределения муниципального образования Березовский район Красноярского края. В связи с этим, земельный участок с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 не мог быть предоставлен Визавитину Р.Г. из фонда перераспределения района. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Довод Визавитина Р.Г. о том, что факт нахождения (не нахождения) земельного участка в фонде перераспределения земель значения для разрешения настоящего дела не имеет, ошибочен, противоречит другим исследованным доказательствам и изложенным выше нормам права.

Согласно заключению эксперта ООО «Роза ветров» от 05.03.2018 площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192 на земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69 составляет 97 474 кв.м.

Экспертное заключение соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида (статья 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), выводы эксперта логичны и последовательны, противоречий в них не усматривается, в связи с чем, суд перовой инстанции посчитал возможным принять его в качестве доказательства по делу. Данное обстоятельство при апелляционном обжаловании не оспорено, доказательств обратного сторонами не представлено.

Кроме того, из решения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 07.12.2016, заключения кадастрового инженера Безугловой В.Ю., писем от 22.11.2017 исх. № 3200, от 24.11.2017 исх. № 2688 Управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации Березовского района Красноярского края и Администрации Березовского района Красноярского края также следует, что земельный участок с кадастровым номером 24:04:0102002:69 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 24:04:0000000:8192.

Таким образом, факт наложения земельных участков подтверждается материалами настоящего дела.

По смыслу статей 9, 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц.

Предоставление в аренду земельного участка, уже находящегося в аренде (в настоящее время в собственности заявителя) приводит к невозможности использования такого участка одним из арендаторов, что не соответствует целям заключения договора аренды и противоречит закону.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно установлены нарушения Земельного законодательства Российской Федерации при принятии администрацией Березовского района Красноярского края № 1249 от 09.07.2012 постановления «О предоставлении в аренду главе КФХ Визавитину Р.Г. земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, севернее СНТ «Подснежник-Шумково», для сельскохозяйственного производства», выразившееся в ограничении прав третьих лиц по использованию своих земельных участков, предоставленных им ранее 09.07.2012.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что подписанный между администрацией поселка Березовка Березовского района и ООО «Вторичные ресурсы Красноярск» договор № 31 от 14.03.2016 является незаключенным, спорный земельный участок с номером № 24:04:0102002:69 должен был подлежать вначале постановке на государственный кадастровый учет, а уже потом мог быть продан, отклоняются апелляционном судом, так как основаны на неверном толковании норм права.

Апелляционный суд полагает, что если в договоре купли-продажи земельного участка отсутствует какие-либо данные объекта недвижимости, это не может служить основанием для признания данного договора незаключенным в случае, если при подписании соответствующего договора у сторон отсутствовала неопределенность в отношении его предмета.

Ссылки апелляционной жалобы на судебную практику, изложенную в апелляционном определении Пензенского областного суда от 22.01.2013 по делу № 33-144, правового значения не имеют, так как приведенные выводы суда основаны на иных фактических обстоятельствах.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод, что постановление администрации Березовского района Красноярского края № 1249 от 09.07.2012 принято с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, требования заявителя о признании постановления недействительным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы Визавитина Романа Геннадьевича.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «07» июня 2018 года по делу № А33-990/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Д.В. Юдин

Судьи:

Г.Н. Борисов

О.А. Иванцова