ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
3 марта 2009г. | Дело №А35-1305/08-С18 | |
г.Брянск |
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего | Ключниковой Н.В. |
Судей | Панченко С.Ю. |
ФИО1 | |
При участии в заседании: | |
от заявителя | -ФИО2 – представит. (дов. от 19.08.2008 б/н, пост.); |
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области | -не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Объединение автовокзалов и автостанций» на решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2008 (судья Левашов А.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 (судьи Шеин А.Е., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу №А35-1305/08-С18,
У С Т А Н О В И Л :
Открытое акционерное общество «Объединение автовокзалов и автостанций» (далее – ОАО, заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – Управление, антимонопольный орган, УФАС) от 19.02.2008 по делу №02/08-02-2008, в соответствии с которым Общество признано нарушившим ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» и признании недействительным предписания Управления от 19.02.2008, вынесенного на основании данного решения.
Решением суда от 30.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.09.2008 решение суда от 30.06.2008 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда и удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, 28.09.2007 Общество издало приказ №121 «О создании специального финансового фонда для содержания и благоустройства зданий автостанций и автовокзалов». В соответствии с данным приказом с целью пополнения указанного фонда с 1 октября 2007 года введен дополнительный сбор с пассажиров транспортных средств, следующих по междугородним и международным маршрутам, за пользование залами ожидания (перронами) автовокзалов и автостанций ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» в размере 2 рублей.
Приказом Общества от 16.11.2007 №151 приказ №121 был отменен и в тот же день был издан приказ №152, которым было установлено взыскание с 16.11.2007 платы за предоставляемую услугу пассажирам транспортных средств, следующих по междугородним и международным маршрутам, за пользование залами ожидания (перронами) автовокзалов и автостанций ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций в размере 2 рублей с НДС.
24 декабря 2007 года в Управление поступило заявление Комитета транспорта и связи Курской области с жалобой на действия ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», выразившиеся в издании приказа от 28.09.2007 №121, согласно которому с пассажиров автобусов междугородних рейсов взимается дополнительно два рубля к стоимости билетов за пользование залами ожидания (перронами).
Посчитав, что взимание Обществом с пассажиров автобусов междугородних и международных рейсов дополнительного сбора «за пользование залами ожидания и перронами помимо стоимости билетов» не основано на нормах действующего законодательства, приводит к ущемлению прав и законных интересов пассажиров и является злоупотреболением данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке услуг по организации междугородных и пригородных пассажирских перевозок автотранспортом, что является нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), о чем УФАС принято решение от 19.02.2008.
На основании решения от 19.02.2008 по делу №02/08-02-2008 Управление своим предписанием от 19.02.2008 обязало Общество в срок до 07.03.2008 отменить приказ от 16.11.2007 №152 и до 21.03.2008 перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, в размере 816676 руб.
Посчитав решение и предписание антимонопольного органа незаконными, Общество оспорило их в суде.
Частью 1 ст.10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по организации междугородных и пригородных пассажирских перевозок автотранспортом в Курской области и приказом Управления от 26.08.2002 №121 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
На основании ст.22 Закона №135-ФЗ к функциям антимонопольного органа относится обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявление нарушения антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения, предупреждение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, других нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии с п.26, действовавшего в спорном периоде времени Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 №12, для обслуживания пассажиров в пригородных и междугородных сообщениях, автовокзалы (автостанции) должны иметь билетные кассы, залы ожидания, должны быть оборудованы перронами для входа и выхода из автобусов.
Тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах установлены в рассматриваемый период в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Законом Курской области от 23.04.2002 №23-ЗКО «О маршрутных пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Курской области» и Положением о Комитете по тарифам и ценам Курской области, утверждённым постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 №458 «Вопросы Комитета по тарифам и ценам Курской области», Постановлением от 27.12.2007 №139 Комитета по тарифам и ценам Курской области (ранее тарифы были установлены Постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 22.03.2006 №16).
Указанные тарифы установлены Комитетом по тарифам и ценам Курской области на основании расчетных материалов хозяйствующих субъектов (автотранспортных предприятий), оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа на пригородных, внутриобластных и межобластных маршрутах. В расчет затрат по каждому автотранспортному предприятию входят общехозяйственные расходы, включающие, в том числе, плату за услуги, оказываемые ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» за продажу билетов и принятие оплаты за провоз багажа по регулярным пригородным и междугородным автобусным маршрутам.
Между ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» и автотранспортными предприятиями заключены договоры на кассовое обслуживание пассажиров, в соответствии с которыми автотранспортные предприятия уплачивают Обществу вознаграждение в размере от 15 до 20 процентов от общей суммы денежных средств, полученных от реализации пассажирам билетов за проезд в автобусах данных автотранспортных предприятий.
Согласно п.2 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Таким образом, вывод суда о том, что на автовокзалах (автостанциях) приобретение билетов в кассах является единственным способом получения пассажирами доступа к междугородным и международным автобусным перевозкам, а взимание Обществом 2 руб. с пассажиров дополнительно к стоимости билета применительно к рассматриваемой ситуации не может быть расценено как оплата по договору возмездного оказания услуг по пользованию залами ожидания (перронами) автовокзалов и автостанций, является законным и обоснованным.
Указанное свидетельствует о том, что плата в размере 2 рублей, взимаемая наряду со стоимостью перевозки в составе стоимости автобусного билета, не служила оплатой дополнительных услуг автовокзала, оказанных приобретшему билет пассажиру, являлась фактически увеличением стоимости перевозки, определяемой в соответствии с установленными тарифами.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что судом первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу №А35-1305/08-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий Н.В. Ключникова
Судьи С.Ю. Панченко
ФИО1