ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А35-3353/2022 от 03.11.2022 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда


ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 ноября 2022 года Дело № A35-3353/2022

город Воронеж

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Миронцевой Н.Д.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Авантаж» на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2022, принятое в виде резолютивной части, по делу № А35-3353/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Авантаж» (ИНН <***>) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Авантаж» (далее – ООО МК «Авантаж», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее – УФАС по Курской области, административный орган) №046/04/14.3-87/2022 о назначении административного наказания от 28.03.2022.

Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Курской области от 21.07.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО МК «Авантаж» обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменитьи принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Считает, что Обществом в рассматриваемой рекламе указаны все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для потребителя и влияющие на нее. Иных условий, влияющих на размер возможных расходов потребителя, не имеется. Полагает, что в действиях Общества не усматривается состава вменяемого административного правонарушения недоказанным.

Апелляционная жалоба рассматривалась судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с положениями ст.272.1 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в п.47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 №10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.

08.04.2021 антимонопольным органом проведены контрольные мероприятия по соблюдению требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

По результатам контрольных мероприятий Управление установило, что Общество разместило на рекламном билборде, установленном по адресу: <...> (напротив здания Курского государственного драматического театра им. А.С. Пушкина, расположенного по адресу: <...>), наружную рекламу, не соответствующую требованиям Закона о рекламе.

Реклама следующего содержания: «Отличные наличные вместе 10 лет! OTLNAL 8 800 600-70-00».

Ниже размещен крупным шрифтом следующий текст: «Весна без процентов ЗАЙМ под 0%* ул. Радищева, 106».

В нижней части плаката на ярком фоне мелким шрифтом указано: «*Новым клиентам, при условии участия в акции, процентная ставка по договору займа в виде 0% достигается в виде скидки на 100% на 7 дней пользования займом и предоставляется при строгом соблюдении всех условий и правил акции «легкий ноль», при условии погашения займа в установленный акцией срок. При погашении договора займа в срок более чем 7 дней, клиент теряет право на участие в акции. Срок проведения акции: 01.11.2020-31.12.2021 (включительно).

Акция «легкий ноль» распространяется на договор займа с процентной ставкой в размере от 0,99% до 1% в день на сумму займа от 1000 до 30 000 рублей на срок займа от 1 до 30 дней. Полная стоимость займа от 361,35% до 365% годовых. Точная процентная ставка определяется программой скоринга и указывается в договоре займа.

Источники информации об заимодавце, существенных условиях получения, порядке выдачи займа и иных условиях/об организаторе акции, о существенных правилах ее проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такой акции, сроках, месте и порядке их получения: интернет-сайт OTLNAL.RU, тел. <***>, офисы заимодавца/организатора Заимодавец/организатор акции: ООО МКК «Авантаж» ИНН <***>. Регистрационный номер в реестре ЦБ РФ №651503550006456. Валюта займа: российский рубль. Способ получения займа: наличный и безналичный. Условия предоставления займа: гражданин РФ, возраст от 18 лет, постоянная регистрация на территории РФ, постоянное место работы (либо пенсионер по старости или по выслуге лет). Необходимые документы для оформления договора займа: паспорт гражданина РФ (пенсионное удостоверение - при наличии).» (л.д. 47, т.1, л.д. 168, т.1).

08.04.2021 специалистом-экспертом отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России, ведущим специалистом-экспертом отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России составлен Акт наблюдения за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе при распространении рекламы на территории г. Курска (л.д.14-17, т.2).

19.07.2021 председателем Комиссии Курского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, вынесено определение возбуждении дела № 046/05/28-335/2021 в отношении Общества по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

25.08.2021 Комиссией УФАС по Курской области вынесено решение по делу №046/05/28-335/2021, ООО Микрокредитная компания «Авантаж» признано нарушившим ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Выдано ООО МКК «Авантаж» предписание о прекращении нарушения ч.7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

УФАС по Курской области 19.08.2022 вынесено предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе (полный текст решения изготовлен 25.08.2021). Общество обязано устранить нарушение ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», прекратив распространение любым способом (наружной рекламы; рекламы в средствах массовой информации; в сети «Интернет» и т.п.) ненадлежащей рекламы финансовых услуг: «Отличные наличные вместе 10 лет! OTLNAL.RU 8 800 600-70-00» «Весна без процентов ЗАЁМ под 0%*» без указания остальных условий займа, обязательных к указанию в рекламе финансовых услуг.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Курского УФАС России протокола от 01.03.2022 № 046/04/14.3-87/2022 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

28.03.2022 антимонопольным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 046/04/14.3-87/2022, которым ООО МКК «Авантаж» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области распространения рекламы, соответствующей требованиям законодательства о рекламе.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в распространении ненадлежащей рекламы, недопустимой с точки зрения законодательства о рекламе.

Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием у субъекта вины, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.

Общественные отношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе, Закон № 38-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 1 статьи 28 Закона № 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона 38-ФЗ реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей в соответствии с подпунктом 4 статьи 3 Закона № 38-ФЗ.

Из пункта 28 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» следует, что если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

В силу части 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ №58, в соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться. К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.). Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора.

В качестве нарушения законодательства о рекламе заявителю, как рекламодателю, вменяется распространение ненадлежащей рекламы, а именно рекламы не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Как установлено судом, размещенная на рекламном билборде реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ООО МК «Авантаж», формирует и поддерживает интерес к оказываемым услугам, а также способствует их продвижению на рынке, указанная информация является рекламой услуг. А с учетом того, что рекламируются услуги предоставления займа – рекламируется финансовая услуга.

Реклама размещена на рекламном билборде, установленном вдоль проезжей части дороги и направлена на импульсивное восприятие (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания).

Из текста рекламы следует, что наиболее выгодное и привлекательное условие «Весна без процентов ЗАЙМ под 0%* ул. Радищева, 106» выделено в рекламе ярко и броско, крупным шрифтом, занимающим значительную часть рекламного баннера.

Однако в рекламе содержится и иная информация с существенными условиями финансовой услуги, представленная мелким шрифтом, которая в силу используемого размера шрифта и расположения на баннере является трудночитаемой, требующей напряжения зрения, в том числе, в силу использования мелкого шрифта. Даже в случае нахождения в непосредственной близости к рекламному щиту эту информацию невозможно проанализировать одновременно с привлекательными условиями о процентной ставке по кредиту от 0%.

Изложенная мелким шрифтом, отличным от основного, информация, приводит к искажению содержания рекламы в целом.

Мелкий, плохо читаемый шрифт, с существенными условиями финансовой услуги, не может быть воспринят всеми категориям потребителей надлежащим образом, приводит к искажению смысла рекламы, вводит в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

Таким образом, при формальном присутствии в рекламе необходимой информации такие обстоятельства, как расположение рекламной конструкции, размер шрифта, не позволяют потребителям воспринимать все сведения об условиях предоставляемой услуги, и, следовательно, не может рассматриваться как ее фактическое наличие.

Событие административного правонарушения установлено решением УФАС по Курской области от 25.08.2021 №046/05/28-335/2021. Решение не было обжаловано, вступило в законную силу.

Вина общества заключается в том, что, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена ответственность, общество не предприняло все необходимые меры по их соблюдению, что привело к совершению административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих вину не установлено.

Процессуальных нарушений, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Соответственно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности в деянии ООО МК «Авантаж» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Административный штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 14.3 КоАП РФ с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.

Таким образом, оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности является законным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.

В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано.

Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного Арбитражного суда Курской области от 21.07.2022 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

судья Н.Д. Миронцева