АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
12 сентября 2019 года | Дело №А36-4501/2018 | |
г. Калуга |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2019г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего | ФИО1 |
Судей | ФИО2 |
ФИО3 | |
При участии в заседании: | |
от ООО "Черкизово-Свиноводство" (ОГРН <***>, <...>) | ФИО4 - представителя (доверен. от 11.05.2019г. №ЧС/19/0136) |
от Межрайонной ИФНС России №4 по Липецкой области (<...>) | ФИО5 - представителя (доверен. от 10.01.2019г. №1) ФИО6 - представителя (доверен. от 04.09.2019г. №15) |
от Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области (<...>) | не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2019г. (судья Тетерева И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019г. (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу №А36-4501/2018,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "Черкизово-Свиноводство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п. 3.2 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Липецкой области от 13.07.2017г. №2948.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2019г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Липецкой области по результатам камеральной проверки представленной ООО "Черкизово-Свиноводство" налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год принято решение от 13.07.2017г. №2948 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, пунктом 3.2 которого налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на имущество за 2016 год в размере 6920065руб.09коп.
В обоснование решения инспекция указывает, что обществом в налоговой декларации применена льгота по налогу на имущество в отсутствии оснований для применения льготы, предусмотренной Законом Липецкой области от 27.11.2003г. №80-03 "О налоге на имущество организаций в Липецкой области". В приобщенном к материалам дела ответе на требование инспекции от 18.04.2017г. №4919 общество указало, что льгота 2012000 применяется на объекты, попадающие под инвестиционный проект.
Решением УФНС России по Липецкой области от 28.12.2017г. №223 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с пунктом 3.2 решения инспекции, ООО "Черкизово-Свиноводство" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество в спорной налоговой декларации правомерно заявило льготу по налогу на имущество в соответствии с Законом Тамбовской области от 28.11.2003г. №170-3 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", сославшись на наличие у него имущества, находящегося на территории Тамбовской области, и отсутствии ведения плательщиком бухгалтерского учета в обособленном подразделении общества в Тамбовской области.
Эти выводы судов нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
В силу ст. 12 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно ст. 14 НК РФ к региональным налогам относится налог на имущество организаций.
В соответствии с положениями ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Статьей 374 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 25 статьи 381 НК РФ (действующим в спорный период) установлено, что от налогообложения освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 01.01.2013г. (за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации организации, ее ликвидации либо от взаимозависимого лица).
Пунктом 1 статьи 383 НК РФ установлено, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 настоящего Кодекса (п.3 ст. 383 Кодекса).
Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Статьей 384 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В решении управления указано, что в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год налогоплательщик заявил льготу по имуществу, расположенному на территории Лев-Толстовского района, указав ОКТМО 42636419, а также код льготы 2012000, предоставляемой в отношении имущества, расположенного в Липецкой области в соответствии с п.12 ст. 4 Закона Липецкой области от 27.11.2003г. №80-ОЗ. Управление поддержало вывод инспекции, изложенный в решении, об отсутствии оснований для применения обществом льготы, предусмотренной Законом Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
Общество, в свою очередь, ссылается на факт правопреемства ООО "Ресурс" и ООО "Тамбовмясопром" по инвестиционным соглашениям, заключенным ими с администрацией Тамбовской области, поэтому полагает, что правомерно заявило льготу по налогу на имущество в соответствии с Законом Тамбовской области от 28.11.2003г. №170-3 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", предоставляемую инвесторам.
В материалах дела имеются соглашения, заключенные ООО "Ресурс" и ООО "Тамбовмясопром" с администрацией Тамбовской области, в которых указано об освобождении от налога на имущество организаций и налога на прибыль в отношении конкретных сумм, зачисляемых в областной бюджет, конкретные периоды, на которые предоставляется льгота, определены условия предоставления льготы, включающие ведение раздельного учета доходов и расходов.
Статьей 2 Закона Тамбовской области от 28.11.2003г. №170-3 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" определено, что настоящий Закон определяет ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, порядок и сроки уплаты налога, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Тамбовской области от 28.11.2003г. №170-3 "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" освобождаются от налогообложения инвесторы, резиденты технопарков, индустриальных (промышленных) парков, агропромышленных парков, реализующие на территории Тамбовской области приоритетные инвестиционные проекты, включенные в государственный реестр инвестиционных проектов Тамбовской области, и заключившие с администрацией Тамбовской области инвестиционное соглашение, в отношении имущества, создаваемого и (или) приобретаемого для реализации инвестиционных проектов и прироста стоимости модернизированных в соответствии с инвестиционными проектами основных средств.
Положения Закона Тамбовской области от 28.11.2003г. №170-3, которым налогоплательщикам предоставляются льготы при исчислении налога на имущество, зачисляемого в областной бюджет, не могут применяться в другом субъекте Российской Федерации.
В судебных актах не конкретизировано спорное имущество. При этом судами не устанавливалось наличие у общества документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, позволяющих конкретизировать имущество, в отношении которого обществом заявлена льгота, в том числе, и характеризующих это имущество как создаваемое и (или) приобретаемое для реализации инвестиционных проектов.
В ходе судебного разбирательства общество сослалось на то, что имущество, в отношении которого заявлена льгота, является движимым.
В этой связи судам также надлежало проверить, предоставляется ли в отношении именно этого имущества льгота в соответствии с инвестиционными соглашениями и Законом Тамбовской области от 28.11.2003г. №170-З или вопрос о предоставлении льготы должен разрешаться в соответствии с Законом Липецкой области "О налоге на имущество организаций в Липецкой области".
Более того, в материалах дела имеется письмо Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Тамбовской области от 11.01.2019г., в котором налоговый орган подтверждает факт декларирования ООО "Черкизово-Свиноводство" за 2016 год имущества, находящегося в Тамбовской области, по инвестиционному соглашению от 30.03.2012г. №25.
Поскольку вышеперечисленные обстоятельства и доказательства судами не исследованы и не оценены, не установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду надлежит учесть изложенное, установить наличие или отсутствие нарушения требований налогового законодательства обществом при исчислении налога на имущество, исследовать и оценить правильность расчета доначисленной инспекцией суммы налога, предложенной заявителю к уплате.
Руководствуясь п.3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.01.2019г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019г. по делу №А36-4501/2018 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий | ФИО1 |
Судьи | ФИО2 ФИО3 |