АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
г.Калуга
резолютивная часть постановления составлена 20.09.2022 постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2022
Арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Лукашенковой Т.В.
ФИО1
при участии в судебном заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Центрремонт» (398017, <...>, каб.10, ОГРН <***>, ИНН <***>) - не явились;
от заинтересованного лица: государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (398050, г.Липецк, площадь Ленина-Соборная, 3, ОГРН <***>, ИНН <***>) - не явились;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу № А36-6409/2021,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Центрремонт» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконными решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) от 16.04.2021 №№ 058S19210002594, 058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете
[A1] в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением от 10.11.2021 арбитражный суд в порядке процессуального правопреемства заменил государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (межрайонное) на государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области (далее – пенсионный фонд).
Решением суда от 11.04.2022 оспариваемые решения пенсионного фонда признаны незаконными, на пенсионный фонд возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела.
Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2002 за ОГРН <***>, основной вид деятельности - ОКВЭД 33.12 Ремонт машин и оборудования.
Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
С 20.06.2019 по 09.12.2020 пенсионным фондом в отношении общества проведена документальная проверка обоснованности включения в перечень рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованному лицу на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013
[A2] № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), по результатам которой был составлен акт от 20.06.2019-09.12.2020 № 53.
В акте зафиксировано, что должности «мастер, старший мастер, занятый на горячих участках работ» в обществе, основным видом деятельности которого является ремонт машин и оборудования, неправильно поименованы, так как в деятельности общества отсутствует производство по выпуску продукции (организация осуществляет ремонт оборудования на условиях подряда для организаций, занимающихся выпуском продукции), поэтому должность должна называться «мастер, старший мастера по ремонту оборудования». В Списке № 1, в разделе III «Металлургическое производство» (черные металлы), подразделе 1 «Доменное производство» «мастера по ремонту оборудования» не предусмотрены. Данная профессия предусмотрена в Списке № 2, в разделе III «Металлургическое производство» (черные металлы), подразделе 1 «Доменное производство».
По мнению пенсионного фонда, в Списке № 1 предусмотрены только те мастера, которые осуществляют руководство технологическим процессом, а что касается ремонтных мастеров (мастеров, руководящих ремонтными работами), то они могут пользоваться правом на досрочную пенсию при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.
Должность «мастер, занятый на горячих участках работ» в период с 01.01.2017 и по 31.12.2019 занимали 10 работников общества.
Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета мастеров, занятых на горячих участках работ с 2017 г. по 2019 г., недостоверны.
Пенсионный фонд также отметил, что отсутствует право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 у электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в доменных цехах, так как не представлены договоры на выполнение работ по ремонту электрооборудования. Данную должность занимал один работник общества с 09.06.2018 по 31.12.2019.
Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в доменных цехах с 09.06.2018 и по 31.12.2019 недостоверны.
На акт по результатам проверки от 20.06.2019-09.12.2020 № 53 обществом направлены возражения. Пенсионным фондом возражения общества не удовлетворены и составлены акты №№ 058S18210001237, 058S182I0001239, 058S18210001240 от 25.01.2021 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам рассмотрения которых пенсионным фондом приняты решения от 16.04.2021 №№ 058S19210002594,
[A3] 058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 500 руб., 4 000 руб. и 5 000 руб. соответственно, страхователю предложено внести необходимые исправления и представить уточненные сведения в связи с составленными актами и принятыми решениям.
Не согласившись с указанными решениями от 16.04.2021, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу, что занятость указанных пенсионным органом застрахованных лиц в спорный период на горячих участках работы в зоне действия повышенных температур (более 45°С) подтверждена материалами дела, суд первой инстанции признал оспариваемые решения пенсионного фонда незаконными и обязал пенсионный фонд устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность страхователей представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Подпунктами 5, 11 пункта 2 статьи 11 названного Закона предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) перечисленные в этом пункте сведения, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый
[A4] особыми условиями труда; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю в силу части 3 статьи 17 названного Закона применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судами установлено, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ послужил вывод пенсионного органа о недостоверности представленных обществом сведений о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы (с 2017 г. по 2019 г.) застрахованных лиц ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Дрозда И.А., ФИО9, ФИО10 - занимающих должности мастеров, старших мастеров, занятых на горячем участке работ; ФИО11 - занимающего должность электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в доменных цехах (с 09.06.2018 г. по 31.12.2019 г.).
Факт работы указанных лиц в спорные периоды в должностях мастеров, старших мастеров, занятых на горячем участке работ, а ФИО11 - в должности электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках действующих производств в доменных цехах подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.
Частью 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрены условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 30 названного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и
[A5] показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (подпункт "а"); при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (подпункт "б").
Пунктом 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Судами установлено, что работники общества осуществляют ремонт оборудования энергетического металлургических агрегатов доменных цехов (ДЦ-1 и ДЦ-2) публичного акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат (далее – ПАО «НЛМК»), с которым обществом заключены договоры подряда на ремонт оборудования.
Из должностной инструкции «мастера, занятого на горячих участках работ и работ с вредными условиями труда», утвержденной генеральным директором общества 11.01.2016, следует, что мастер является руководителем, ответственным за техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования на горячих участках доменных печей ПАО «НЛМК».
Должностная инструкция «электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования», утвержденная генеральным директором общества 11.01.2016, регламентирует производственную деятельность, обязанности, права и ответственность электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятого на горячих участках работ и работ с вредными условиями труда на ремонтах доменных печей ПАО «НЛМК».
В карте аттестации рабочего места по условиям труда № 02.14 мастера имеется следующая информация: Наименование структурного подразделения: Участок ДЦ-1; Право на досрочное назначение страховой пенсии - да; Используемое оборудование: отсутствует; Общая оценка условия труда - 3.2.
В карте аттестации рабочего места по условиям труда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования имеется следующая информация: Наименование структурного подразделения: Участок ДЦ-1; Право на досрочное назначение страховой пенсии - да; Используемое оборудование: электрооборудование цеха; Общая оценка условия труда -3.1.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО «Центрремонт» утвержден 10.09.2018 на Ремонтный участок № 1 на следующие профессии: мастер, электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5,6 разряда, газорезчик 5 разряда; электромонтер по ремонту и
[A6] обслуживанию электрооборудования; Ремонтный участок № 2: электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда, газорезчик 5 разряда; Ремонтный участок МЗ: мастер, электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда.
Согласно пункту 1.3 Проекта организации работ (ПОР) на капитальные и текущие ремонты энергооборудования ДП № 6-7 доменного цеха № 2 ПАО «НЛМК» работы по подготовке и проведению ремонта энергетического оборудования ДП-6,7 в ДЦ-2 проводятся в условиях действующего производства при наличии вредных и опасных производственных факторов: повышенное значение напряжения в электрической цепи более 50В; общая и локальная вибрация; работы на высоте; огневые работы; повышенный уровень шума; повышенная температура воздуха рабочей зоны (45°С и более); повышенная загазованность, запыленность воздуха рабочей зоны; мостовые краны; железнодорожный и автомобильный транспорт.
Нахождение в зоне опасных и вредных производственных факторов без СИЗ запрещено.
Приказом общества от 29.12.2017 утверждена выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, среди которых указаны должности «мастер, старший мастер, занятый на горячих участках работ с вредными условиями труда» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что фактические условия труда мастеров, занятых на горячих участках работ, соответствуют условиям труда работников, занятых на горячих участках работ, и также являются особо вредными и особо тяжелыми. А поэтому суды признали обоснованным отнесение обществом десяти своих работников мастеров к должности «мастер, старший мастер, занятый на горячем участке работ» и одного работника электромонтера к должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на горячем участке в опасных условиях металлургического производства, и отнесение этих работников к Списку № 1.
Таким образом, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых решений пенсионного фонда.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л :
[A7] Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2022 по делу № А36-6409/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья С.И. Смолко
судьи Т.В. Лукашенкова
ФИО1