ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А36-6409/2021 от 20.09.2022 АС Центрального округа





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности  и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

г.Калуга

резолютивная часть постановления составлена 20.09.2022  постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2022 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:  председательствующего судьи Смолко С.И. 

судей Лукашенковой Т.В. 

 ФИО1

при участии в судебном заседании:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Центрремонт»  (398017, <...>, каб.10, ОГРН <***>, ИНН  <***>) - не явились; 

от заинтересованного лица: государственного учреждения – Отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (398050,  г.Липецк, площадь Ленина-Соборная, 3, ОГРН <***>, ИНН  <***>) - не явились; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской  Федерации по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой  области от 11.04.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 11.07.2022 по делу № А36-6409/2021, 

 У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Центрремонт» (далее -  общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о  признании незаконными решений государственного учреждения -  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке  Липецкой области (межрайонное) от 16.04.2021 №№ 058S19210002594,  058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении общества к  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона  от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете 


[A1] в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ),  за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования. 

Определением от 10.11.2021 арбитражный суд в порядке  процессуального правопреемства заменил государственное учреждение -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке  Липецкой области (межрайонное) на государственное учреждение -  Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области  (далее – пенсионный фонд). 

Решением суда от 11.04.2022 оспариваемые решения пенсионного фонда  признаны незаконными, на пенсионный фонд возложена обязанность по  устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества. 

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  11.07.2022 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся  судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов  обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное  применение судами норм материального права. 

В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без  изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на  несостоятельность доводов жалобы. 

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте  судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не  направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению  дела. 

 Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на  них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и  апелляционной инстанций норм материального права и норм  процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к  следующему. 

 Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество  зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2002 за ОГРН  <***>, основной вид деятельности - ОКВЭД 33.12 Ремонт машин и  оборудования. 

Общество является страхователем по обязательному пенсионному  страхованию. 

С 20.06.2019 по 09.12.2020 пенсионным фондом в отношении общества  проведена документальная проверка обоснованности включения в перечень  рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых  дает право застрахованному лицу на досрочное назначение страховой пенсии  по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 


[A2] № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), по  результатам которой был составлен акт от 20.06.2019-09.12.2020 № 53. 

В акте зафиксировано, что должности «мастер, старший мастер, занятый  на горячих участках работ» в обществе, основным видом деятельности  которого является ремонт машин и оборудования, неправильно  поименованы, так как в деятельности общества отсутствует производство по  выпуску продукции (организация осуществляет ремонт оборудования на  условиях подряда для организаций, занимающихся выпуском продукции),  поэтому должность должна называться «мастер, старший мастера по ремонту  оборудования». В Списке № 1, в разделе III «Металлургическое  производство» (черные металлы), подразделе 1 «Доменное производство»  «мастера по ремонту оборудования» не предусмотрены. Данная профессия  предусмотрена в Списке № 2, в разделе III «Металлургическое  производство» (черные металлы), подразделе 1 «Доменное производство». 

По мнению пенсионного фонда, в Списке № 1 предусмотрены только те  мастера, которые осуществляют руководство технологическим процессом, а  что касается ремонтных мастеров (мастеров, руководящих ремонтными  работами), то они могут пользоваться правом на досрочную пенсию при  выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо  предусмотрены Списками. 

Должность «мастер, занятый на горячих участках работ» в период с  01.01.2017 и по 31.12.2019 занимали 10 работников общества. 

Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального  (персонифицированного) учета мастеров, занятых на горячих участках работ  с 2017 г. по 2019 г., недостоверны. 

Пенсионный фонд также отметил, что отсутствует право на досрочное  пенсионное обеспечение по Списку № 1 у электромонтера, занятого  ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на  участках действующих производств в доменных цехах, так как не  представлены договоры на выполнение работ по ремонту  электрооборудования. Данную должность занимал один работник общества с  09.06.2018 по 31.12.2019. 

Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального  (персонифицированного) учета электромонтера, занятого ремонтом и  обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках  действующих производств в доменных цехах с 09.06.2018 и по 31.12.2019  недостоверны. 

На акт по результатам проверки от 20.06.2019-09.12.2020 № 53  обществом направлены возражения. Пенсионным фондом возражения  общества не удовлетворены и составлены акты №№ 058S18210001237,  058S182I0001239, 058S18210001240 от 25.01.2021 об обнаружении фактов,  свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации  об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования, по результатам рассмотрения которых  пенсионным фондом приняты решения от 16.04.2021 №№ 058S19210002594, 


[A3] 058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении страхователя к  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в  виде штрафа в размере 1 500 руб., 4 000 руб. и 5 000 руб. соответственно,  страхователю предложено внести необходимые исправления и представить  уточненные сведения в связи с составленными актами и принятыми  решениям. 

Не согласившись с указанными решениями от 16.04.2021, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Придя к выводу, что занятость указанных пенсионным органом  застрахованных лиц в спорный период на горячих участках работы в зоне  действия повышенных температур (более 45°С) подтверждена материалами  дела, суд первой инстанции признал оспариваемые решения пенсионного  фонда незаконными и обязал пенсионный фонд устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов общества. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  предусмотрена обязанность страхователей представлять в территориальные  органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета. 

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи  представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи  сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации. 

Подпунктами 5, 11 пункта 2 статьи 11 названного Закона предусмотрено,  что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным  годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице  (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на  вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы)  перечисленные в этом пункте сведения, в том числе периоды деятельности,  включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый 


[A4] особыми условиями труда; документы, подтверждающие право  застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по  старости. 

Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной  Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п. 

 За непредставление страхователем в установленный срок либо  представление им неполных и (или) недостоверных сведений,  предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому  страхователю в силу части 3 статьи 17 названного Закона применяются  финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого  застрахованного лица. 

Судами установлено, что основанием для привлечения общества к  ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ послужил вывод  пенсионного органа о недостоверности представленных обществом сведений  о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение  трудовой пенсии, периодов работы (с 2017 г. по 2019 г.) застрахованных лиц  ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, Дрозда И.А., ФИО9, ФИО10 - занимающих должности мастеров, старших мастеров, занятых на  горячем участке работ; ФИО11 - занимающего должность  электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах  его установки, на участках действующих производств в доменных цехах (с  09.06.2018 г. по 31.12.2019 г.). 

Факт работы указанных лиц в спорные периоды в должностях мастеров,  старших мастеров, занятых на горячем участке работ, а ФИО11 - в  должности электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием  оборудования в местах его установки, на участках действующих производств  в доменных цехах подтвержден представленными в материалы дела  доказательствами. 

Частью 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрены условия  сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии. 

В силу части 2 статьи 30 названного Закона Списки соответствующих  работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений  (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в  соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов  работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости  утверждаются Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено,  что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются  списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и  изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом  Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации. При  досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на  подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих  цехах - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и 


[A5] показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо  тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета  Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (подпункт "а"); при досрочном  назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с  тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий,  должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда,  утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №  10 (подпункт "б"). 

Пунктом 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 разъяснено,  что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники,  постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в  течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается  выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее  80 процентов рабочего времени. 

Судами установлено, что работники общества осуществляют ремонт  оборудования энергетического металлургических агрегатов доменных цехов  (ДЦ-1 и ДЦ-2) публичного акционерного общества «Новолипецкий  металлургический комбинат (далее – ПАО «НЛМК»), с которым обществом  заключены договоры подряда на ремонт оборудования. 

Из должностной инструкции «мастера, занятого на горячих участках  работ и работ с вредными условиями труда», утвержденной генеральным  директором общества 11.01.2016, следует, что мастер является  руководителем, ответственным за техническое обслуживание и ремонт  энергетического оборудования на горячих участках доменных печей ПАО  «НЛМК». 

Должностная инструкция «электромонтера по ремонту и обслуживанию  электрооборудования», утвержденная генеральным директором общества  11.01.2016, регламентирует производственную деятельность, обязанности,  права и ответственность электромонтера по ремонту и обслуживанию  электрооборудования, занятого на горячих участках работ и работ с  вредными условиями труда на ремонтах доменных печей ПАО «НЛМК». 

В карте аттестации рабочего места по условиям труда № 02.14 мастера  имеется следующая информация: Наименование структурного  подразделения: Участок ДЦ-1; Право на досрочное назначение страховой  пенсии - да; Используемое оборудование: отсутствует; Общая оценка  условия труда - 3.2. 

В карте аттестации рабочего места по условиям труда электромонтера по  ремонту и обслуживанию электрооборудования имеется следующая  информация: Наименование структурного подразделения: Участок ДЦ-1;  Право на досрочное назначение страховой пенсии - да; Используемое  оборудование: электрооборудование цеха; Общая оценка условия труда -3.1. 

Отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО  «Центрремонт» утвержден 10.09.2018 на Ремонтный участок № 1 на  следующие профессии: мастер, электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5,6 разряда, газорезчик 5 разряда; электромонтер по ремонту и 


[A6] обслуживанию электрооборудования; Ремонтный участок № 2:  электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда,  газорезчик 5 разряда; Ремонтный участок МЗ: мастер, электрогазосварщик 4,  5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда. 

Согласно пункту 1.3 Проекта организации работ (ПОР) на капитальные и  текущие ремонты энергооборудования ДП № 6-7 доменного цеха № 2 ПАО  «НЛМК» работы по подготовке и проведению ремонта энергетического  оборудования ДП-6,7 в ДЦ-2 проводятся в условиях действующего  производства при наличии вредных и опасных производственных факторов:  повышенное значение напряжения в электрической цепи более 50В; общая и  локальная вибрация; работы на высоте; огневые работы; повышенный  уровень шума; повышенная температура воздуха рабочей зоны (45°С и  более); повышенная загазованность, запыленность воздуха рабочей зоны;  мостовые краны; железнодорожный и автомобильный транспорт. 

Нахождение в зоне опасных и вредных производственных факторов без  СИЗ запрещено. 

Приказом общества от 29.12.2017 утверждена выдача специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты  работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями  труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях  или связанных с загрязнением, среди которых указаны должности «мастер,  старший мастер, занятый на горячих участках работ с вредными условиями  труда» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию  электрооборудования». 

Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что фактические  условия труда мастеров, занятых на горячих участках работ, соответствуют  условиям труда работников, занятых на горячих участках работ, и также  являются особо вредными и особо тяжелыми. А поэтому суды признали  обоснованным отнесение обществом десяти своих работников мастеров к  должности «мастер, старший мастер, занятый на горячем участке работ» и  одного работника электромонтера к должности электромонтера по ремонту и  обслуживанию электрооборудования на горячем участке в опасных условиях  металлургического производства, и отнесение этих работников к Списку №  1. 

Таким образом, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых  решений пенсионного фонда. 

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов,  им дана надлежащая правовая оценка. 

Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не  усматривается. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л :


[A7] Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  11.07.2022 по делу № А36-6409/2021 оставить без изменения, а  кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей  291.1 АПК РФ

Председательствующий судья С.И. Смолко

судьи Т.В. Лукашенкова

 ФИО1