ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А36-6409/2021 от 20.09.2022 АС Центрального округа





АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности  и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

г.Калуга

резолютивная часть постановления составлена 20.09.2022  постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2022 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:  председательствующего судьи Смолко С.И. 

судей Лукашенковой Т.В. 

 Леоновой Л.В.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: общества с ограниченной ответственностью «Центрремонт»  (398017, г.Липецк, ул.Суворова, д.15, каб.10, ОГРН 1024840837845, ИНН  4823015708) - не явились; 

от заинтересованного лица: государственного учреждения – Отделения  Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области (398050,  г.Липецк, площадь Ленина-Соборная, 3, ОГРН 1024840838362, ИНН  4826004782) - не явились; 

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу  государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской  Федерации по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой  области от 11.04.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 11.07.2022 по делу № А36-6409/2021, 

 У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Центрремонт» (далее -  общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о  признании незаконными решений государственного учреждения -  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке  Липецкой области (межрайонное) от 16.04.2021 №№ 058S19210002594,  058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении общества к  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона  от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете 


[A1] в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ),  за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования. 

Определением от 10.11.2021 арбитражный суд в порядке  процессуального правопреемства заменил государственное учреждение -  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке  Липецкой области (межрайонное) на государственное учреждение -  Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области  (далее – пенсионный фонд). 

Решением суда от 11.04.2022 оспариваемые решения пенсионного фонда  признаны незаконными, на пенсионный фонд возложена обязанность по  устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества. 

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  11.07.2022 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе пенсионный фонд просит состоявшиеся  судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов  обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное  применение судами норм материального права. 

В отзыве на жалобу общество просит оставить судебные акты без  изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на  несостоятельность доводов жалобы. 

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте  судебного разбирательства, но своих представителей в судебное заседание не  направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не препятствует рассмотрению  дела. 

 Проверив в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на  них судебные акты на предмет правильности применения судами первой и  апелляционной инстанций норм материального права и норм  процессуального права, соответствия выводов судов обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к  следующему. 

 Как усматривается из материалов дела и установлено судами, общество  зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2002 за ОГРН  1024840837845, основной вид деятельности - ОКВЭД 33.12 Ремонт машин и  оборудования. 

Общество является страхователем по обязательному пенсионному  страхованию. 

С 20.06.2019 по 09.12.2020 пенсионным фондом в отношении общества  проведена документальная проверка обоснованности включения в перечень  рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых  дает право застрахованному лицу на досрочное назначение страховой пенсии  по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 


[A2] № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), по  результатам которой был составлен акт от 20.06.2019-09.12.2020 № 53. 

В акте зафиксировано, что должности «мастер, старший мастер, занятый  на горячих участках работ» в обществе, основным видом деятельности  которого является ремонт машин и оборудования, неправильно  поименованы, так как в деятельности общества отсутствует производство по  выпуску продукции (организация осуществляет ремонт оборудования на  условиях подряда для организаций, занимающихся выпуском продукции),  поэтому должность должна называться «мастер, старший мастера по ремонту  оборудования». В Списке № 1, в разделе III «Металлургическое  производство» (черные металлы), подразделе 1 «Доменное производство»  «мастера по ремонту оборудования» не предусмотрены. Данная профессия  предусмотрена в Списке № 2, в разделе III «Металлургическое  производство» (черные металлы), подразделе 1 «Доменное производство». 

По мнению пенсионного фонда, в Списке № 1 предусмотрены только те  мастера, которые осуществляют руководство технологическим процессом, а  что касается ремонтных мастеров (мастеров, руководящих ремонтными  работами), то они могут пользоваться правом на досрочную пенсию при  выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо  предусмотрены Списками. 

Должность «мастер, занятый на горячих участках работ» в период с  01.01.2017 и по 31.12.2019 занимали 10 работников общества. 

Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального  (персонифицированного) учета мастеров, занятых на горячих участках работ  с 2017 г. по 2019 г., недостоверны. 

Пенсионный фонд также отметил, что отсутствует право на досрочное  пенсионное обеспечение по Списку № 1 у электромонтера, занятого  ремонтом и обслуживанием оборудования в местах его установки, на  участках действующих производств в доменных цехах, так как не  представлены договоры на выполнение работ по ремонту  электрооборудования. Данную должность занимал один работник общества с  09.06.2018 по 31.12.2019. 

Пенсионный орган сделал вывод, что сведения индивидуального  (персонифицированного) учета электромонтера, занятого ремонтом и  обслуживанием оборудования в местах его установки, на участках  действующих производств в доменных цехах с 09.06.2018 и по 31.12.2019  недостоверны. 

На акт по результатам проверки от 20.06.2019-09.12.2020 № 53  обществом направлены возражения. Пенсионным фондом возражения  общества не удовлетворены и составлены акты №№ 058S18210001237,  058S182I0001239, 058S18210001240 от 25.01.2021 об обнаружении фактов,  свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации  об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования, по результатам рассмотрения которых  пенсионным фондом приняты решения от 16.04.2021 №№ 058S19210002594, 


[A3] 058S19210002595, 058S19210002471 о привлечении страхователя к  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в  виде штрафа в размере 1 500 руб., 4 000 руб. и 5 000 руб. соответственно,  страхователю предложено внести необходимые исправления и представить  уточненные сведения в связи с составленными актами и принятыми  решениям. 

Не согласившись с указанными решениями от 16.04.2021, общество  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Придя к выводу, что занятость указанных пенсионным органом  застрахованных лиц в спорный период на горячих участках работы в зоне  действия повышенных температур (более 45°С) подтверждена материалами  дела, суд первой инстанции признал оспариваемые решения пенсионного  фонда незаконными и обязал пенсионный фонд устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов общества. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об  оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий  (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их  соответствие закону или иному нормативному правовому акту,  устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли  оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт,  решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.  

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об  обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»  предусмотрена обязанность страхователей представлять в территориальные  органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета. 

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи  представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи  сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы  Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации. 

Подпунктами 5, 11 пункта 2 статьи 11 названного Закона предусмотрено,  что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным  годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице  (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на  вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы)  перечисленные в этом пункте сведения, в том числе периоды деятельности,  включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый 


[A4] особыми условиями труда; документы, подтверждающие право  застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по  старости. 

Сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной  Постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п. 

 За непредставление страхователем в установленный срок либо  представление им неполных и (или) недостоверных сведений,  предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому  страхователю в силу части 3 статьи 17 названного Закона применяются  финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого  застрахованного лица. 

Судами установлено, что основанием для привлечения общества к  ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ послужил вывод  пенсионного органа о недостоверности представленных обществом сведений  о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение  трудовой пенсии, периодов работы (с 2017 г. по 2019 г.) застрахованных лиц  Ганынина А.Ю., Ивашкина А.Ю., Кудинова А.А., Мещеряков А.Л., Токарева  И.С., Толстых П.В., Черепова В.В., Дрозда И.А., Ходякова Ю.А., Сладких  А.А. - занимающих должности мастеров, старших мастеров, занятых на  горячем участке работ; Лалетина С.А. - занимающего должность  электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием оборудования в местах  его установки, на участках действующих производств в доменных цехах (с  09.06.2018 г. по 31.12.2019 г.). 

Факт работы указанных лиц в спорные периоды в должностях мастеров,  старших мастеров, занятых на горячем участке работ, а Лалетина С.А. - в  должности электромонтера, занятого ремонтом и обслуживанием  оборудования в местах его установки, на участках действующих производств  в доменных цехах подтвержден представленными в материалы дела  доказательствами. 

Частью 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрены условия  сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии. 

В силу части 2 статьи 30 названного Закона Списки соответствующих  работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений  (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в  соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов  работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости  утверждаются Правительством Российской Федерации. 

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено,  что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются  списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и  изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом  Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации. При  досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на  подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих  цехах - Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и 


[A5] показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо  тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета  Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (подпункт "а"); при досрочном  назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с  тяжелыми условиями труда - Список № 2 производств, работ, профессий,  должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда,  утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №  10 (подпункт "б"). 

Пунктом 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29 разъяснено,  что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники,  постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в  течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается  выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее  80 процентов рабочего времени. 

Судами установлено, что работники общества осуществляют ремонт  оборудования энергетического металлургических агрегатов доменных цехов  (ДЦ-1 и ДЦ-2) публичного акционерного общества «Новолипецкий  металлургический комбинат (далее – ПАО «НЛМК»), с которым обществом  заключены договоры подряда на ремонт оборудования. 

Из должностной инструкции «мастера, занятого на горячих участках  работ и работ с вредными условиями труда», утвержденной генеральным  директором общества 11.01.2016, следует, что мастер является  руководителем, ответственным за техническое обслуживание и ремонт  энергетического оборудования на горячих участках доменных печей ПАО  «НЛМК». 

Должностная инструкция «электромонтера по ремонту и обслуживанию  электрооборудования», утвержденная генеральным директором общества  11.01.2016, регламентирует производственную деятельность, обязанности,  права и ответственность электромонтера по ремонту и обслуживанию  электрооборудования, занятого на горячих участках работ и работ с  вредными условиями труда на ремонтах доменных печей ПАО «НЛМК». 

В карте аттестации рабочего места по условиям труда № 02.14 мастера  имеется следующая информация: Наименование структурного  подразделения: Участок ДЦ-1; Право на досрочное назначение страховой  пенсии - да; Используемое оборудование: отсутствует; Общая оценка  условия труда - 3.2. 

В карте аттестации рабочего места по условиям труда электромонтера по  ремонту и обслуживанию электрооборудования имеется следующая  информация: Наименование структурного подразделения: Участок ДЦ-1;  Право на досрочное назначение страховой пенсии - да; Используемое  оборудование: электрооборудование цеха; Общая оценка условия труда -3.1. 

Отчет о проведении специальной оценки условий труда в ООО  «Центрремонт» утвержден 10.09.2018 на Ремонтный участок № 1 на  следующие профессии: мастер, электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5,6 разряда, газорезчик 5 разряда; электромонтер по ремонту и 


[A6] обслуживанию электрооборудования; Ремонтный участок № 2:  электрогазосварщик 4, 5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда,  газорезчик 5 разряда; Ремонтный участок МЗ: мастер, электрогазосварщик 4,  5, 6 разряда, слесарь - ремонтник 4, 5, 6 разряда. 

Согласно пункту 1.3 Проекта организации работ (ПОР) на капитальные и  текущие ремонты энергооборудования ДП № 6-7 доменного цеха № 2 ПАО  «НЛМК» работы по подготовке и проведению ремонта энергетического  оборудования ДП-6,7 в ДЦ-2 проводятся в условиях действующего  производства при наличии вредных и опасных производственных факторов:  повышенное значение напряжения в электрической цепи более 50В; общая и  локальная вибрация; работы на высоте; огневые работы; повышенный  уровень шума; повышенная температура воздуха рабочей зоны (45°С и  более); повышенная загазованность, запыленность воздуха рабочей зоны;  мостовые краны; железнодорожный и автомобильный транспорт. 

Нахождение в зоне опасных и вредных производственных факторов без  СИЗ запрещено. 

Приказом общества от 29.12.2017 утверждена выдача специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты  работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями  труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях  или связанных с загрязнением, среди которых указаны должности «мастер,  старший мастер, занятый на горячих участках работ с вредными условиями  труда» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию  электрооборудования». 

Исходя из изложенного, суды пришли к выводу, что фактические  условия труда мастеров, занятых на горячих участках работ, соответствуют  условиям труда работников, занятых на горячих участках работ, и также  являются особо вредными и особо тяжелыми. А поэтому суды признали  обоснованным отнесение обществом десяти своих работников мастеров к  должности «мастер, старший мастер, занятый на горячем участке работ» и  одного работника электромонтера к должности электромонтера по ремонту и  обслуживанию электрооборудования на горячем участке в опасных условиях  металлургического производства, и отнесение этих работников к Списку №  1. 

Таким образом, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемых  решений пенсионного фонда. 

Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов,  им дана надлежащая правовая оценка. 

Оснований для отмены обжалуемых судебных решений не  усматривается. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л :


[A7] Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.04.2022 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  11.07.2022 по делу № А36-6409/2021 оставить без изменения, а  кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и  может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном статьей  291.1 АПК РФ

Председательствующий судья С.И. Смолко

судьи Т.В. Лукашенкова

 Л.В. Леонова