ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А36-6924/18 от 15.11.2018 АС Центрального округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

15 ноября 2018 года

Дело № А36-6924/2018

г. Калуга

Арбитражный суд Центрального округа  в составе:

Председательствующего

Радюгиной Е.А.

Судей

Ермакова М.Н.

ФИО1

При участии в заседании:

от Управления сельского хозяйства Липецкой области (398055, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (107139, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

от Управления финансов Липецкой области (398050, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

от Управления Федерального казначейства по Липецкой области (398050, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

от Федерального казначейства Российской Федерации (109097, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

ФИО2 – представителя (дов. от 31.07.2018 № 46-17-25/725, пост.)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Липецкой области на определение Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2018 (судья Дегоева О.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 (судьи Ольшанская Н.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу № А36-6924/2018,

У С Т А Н О В И Л :

Управление сельского хозяйства Липецкой области (далее – заявитель, УСХ по Липецкой области) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Липецкой области и Федеральному казначейству Российской Федерации (далее – УФК по Липецкой области, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 22.05.2018 № 07-04-04/09/10023 по бюджетным нарушениям, установленным УФК по Липецкой области по результатам внеплановой камеральной проверки.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 07.06.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Управление финансов Липецкой области.

Одновременно УСХ по Липецкой области заявлено о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого уведомления.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 07.06.2018 ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер удовлетворено.

27.06.2018 УСХ по Липецкой области обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета УФК по Липецкой области осуществлять бесспорное списание с бюджета Липецкой области бюджетных средств в размере 31 309 583 руб. 71 коп., подлежащих списанию в федеральный бюджет на основании приказов Министерства финансов Российской Федерации по результатам выявленных УФК Липецкой области нарушений условий предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета при реализации мероприятий в сфере сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий, до вступления в законную силу судебного акта по рассматриваемому спору.

Определением Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2018 указанное ходатайство удовлетворено.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 определение суда от 27.06.2018 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе УФК по Липецкой области просит определение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального и процессуального права, и отказать в удовлетворении заявления УСХ по Липецкой области о применении обеспечительных мер от 27.06.2018.

Изучив материалы дела, выслушав представителя УФК по Липецкой области, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Согласно части 2 данной статьи, обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В силу пункта 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительными мерами могут быть, в том числе, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Частью 1 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рассмотрение заявления об обеспечении иска осуществляется арбитражным судом, в производстве которого находится дело либо жалоба на определение об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска.

Рассмотрение заявления об обеспечении иска арбитражным судом, в производстве которого находится дело, осуществляется судьей единолично не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон (часть 1.1 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из вышеприведенных норм усматривается, что рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер осуществляется именно тем судом, производстве которого находится дело на момент подачи такого заявления.

Как следует из материалов дела, определением суда первой инстанции от 07.06.2018 принято к производству заявление УСХ по Липецкой области признании незаконным уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 22.05.2018 № 07-04-04/09/10023. Предварительное судебное заседание назначено на 25.06.2018 на 17 часов 00 минут.

В предварительном судебном заседании 25.06.2018 объявлен перерыв до 27.06.2018. При этом, как следует из определения о передаче дела по подсудности от 27.06.2018, перерыв объявлен для уточнения сторонами позиции относительно подсудности настоящего спора.

27.06.2018 УСХ по Липецкой области обратилось в суд первой инстанции с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета УФК по Липецкой области осуществлять бесспорное списание с бюджета Липецкой области бюджетных средств в размере 31 309 583 руб. 71 коп., которое в этот же день судом удовлетворено.

При этом, в тот же день, 27.06.2018, судом первой инстанции принято определение о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Исходя из указанных выше обстоятельств, на момент подачи УСХ по Липецкой области ходатайства о принятии обеспечительных мер, то есть на 27.06.2018, суду первой инстанции уже было известно о принятии настоящего дела к производству с нарушением правил подсудности.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15.01.2009 № 144-О-П указал, что право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда; соответственно, статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Таким образом, вопрос о наличии либо отсутствии оснований для удовлетворения указанного ходатайства должен решать суд, к компетенции которого отнесено рассмотрение настоящего дела по существу.

Согласно пункту части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.

В связи с изложенным, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований у суда первой инстанции для рассмотрения поданного УСХ по Липецкой области 27.06.2018  заявления о принятии  обеспечительных мер и признает его подлежащим возвращению, а принятые по делу судебные акты подлежащими отмене как принятые с нарушением норм процессуального права.

При этом кассационная инстанция считает необходимым отметить, что возвращение указанного заявления не лишает УСХ по Липецкой области права вновь обратиться в арбитражный суд, которому передано настоящее дело по подсудности.

Руководствуясь  статьей 129,  пунктом  2 части 1 статьи 287, статьями 288-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

                                   П О С Т А Н О В И Л:

Определение Арбитражного суда Липецкой области от 27.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2018 по делу № А36-6924/2018 отменить.

Возвратить заявление Управления сельского хозяйства Липецкой области о принятии обеспечительных мер от 27.06.2018 с приложенными к нему документами.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                        Е.А. Радюгина

Судьи                                                                                     М.Н. Ермаков     

                                                                                                      ФИО1