АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу
город Калуга
12 декабря 2023 года
Дело № А36-7705/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего
Крыжскoй Л.А.,
Силаевой Н.Л.,
ФИО1,
при участии в заседании:
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц:
не явился, извещен надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Раненбургъ» на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу № А36-7705/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Раненбургъ» (далее - ООО «Раненбургъ», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации сельского поселения Жабинский сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области (далее - администрация сельского поселения, администрация) о признании незаконным выраженного в письме от 15.07.2022 № 273 решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:18:1590101:218, о признании незаконным выраженного в письме от 28.07.2022 № 315 решения об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:18:1590101:218, об обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить в адрес ООО «Раненбургъ» подписанный со стороны администрации и содержащий все существенные условия, установленные законодательством для данного вида договоров, проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 48:18:1590101:218.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 решение суда области оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, ООО «Раненбургъ» (далее - заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что установленный мораторий на приватизацию земельных участков в Липецкой области не распространяется на сложившиеся правовые отношения истца и ответчика, а позиция, изложенная в определении Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2023 по делу № А36-8482/2021, к настоящему спору не применима. Указывает на установленную прокуратурой противоправность действий собственника земельного участка по передаче его третьим лицам.
Кассатор и иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Арбитражный кассационный суд в соответствии с положениями статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что 01.10.2009 между Администрацией Чаплыгинского района Липецкой области и ООО «Раненбургъ» заключен договор аренды № 1253 (с учетом дополнительных соглашений от 01.09.2019, 18.06.2021), в соответствии с которыми общество арендовало земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (невостребованные доли кадастровый квартал 48:18:0000000:270, включающий в себя земли Ломовского и Жабинского сельских поселений) площадью 1 081 га, расположенный по адресу: Липецкая область, Чаплыгинский район, с/с Ломовской (включающий и земельные участки, находящиеся на территории Жабинского сельского совета), и ежегодно оплачивало арендную плату согласно расчету, представляемому администрацией Чаплыгинского района Липецкой области.
Администрации на праве муниципальной собственности с 10.01.2022 принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 48:18:1590101:218 площадью 69,3 га, расположенный по адресу: Липецкая область, Чаплыгинский муниципальный район, сельское поселение Жабинский сельсовет, который выделен из земельного участка с кадастровым номером 48:18:0000000:270 (невостребованные доли), арендуемого обществом.
Согласно пояснениям заявителя он на всем арендуемом земельном участке, в том числе с кадастровым номером 48:18:1590101:218 осенью 2021 года провел сельскохозяйственные работы по подготовке к севу (дискование БДМ, глубокое рыхление на 35 см, поверхностная обработка КАТРАС, внесение минеральных удобрений НПК 8:20:30 из расчета 192 кг на 1 га, а также селитры из расчета 150 кг на 1 га).
Администрацией 11.03.2022 принято постановление № 11 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 48:18:1590101:218». Извещение о проведении аукциона опубликовано 17.03.2022 в газете «Раненбургский вестник», 18.03.2022 - в газете «Липецкая газета», на официальном сайте администрации сельского поселения, а также на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов. Постановлением Администрации от 29.03.2022 № 13 принято решение об отмене проведения аукциона. Извещение об отмене проведения аукциона опубликовано в официальных источниках.
На основании пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ООО «Раненбургъ» 22.06.2022 обратилось в администрацию с заявлением исх. № 179 о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 48:18:1590101:218 площадью 69,3 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (далее - спорный земельный участок).
Администрация письмом исх. № 273 от 15.07.2022 обществу отказала, указав, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Липецкой области, находящихся в публичной собственности, возможна только по истечении действия моратория, установленного статьей 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 № 81-03 «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области».
Общество повторно обратилось в администрацию с аналогичным заявлением, в ответ на которое последняя сослалась на действие моратория на приватизацию земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 № 81-03 «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области».
Полагая, что действия администрации по отказу в реализации права на приобретение в собственность земельного участка не соответствуют закону, нарушают права и интересы общества в сфере экономической деятельности, оно обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
По мнению суда округа, отказывая в удовлетворении требований ООО «Раненбургъ», суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ), Закона Липецкой области от 04.12.2003 № 81-03 «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области» (далее - Закон № 81-03), правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона № 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом и иными федеральными законами.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Закона № 101-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 19.1 Закона № 101-ФЗ в случае, если на день вступления в силу указанного Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий его реализацию, на территории такого субъекта Российской Федерации приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 названного Федерального закона, осуществляется с 1 января 2004 года.
В то же время пунктом 2 статьи 19.1 Закона № 101-ФЗ предусмотрено, что нормы указанной статьи действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего данные правоотношения.
Согласно статье 5 Закона № 81-ОЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории области осуществляется на возмездной основе с 1 января 2029 года, кроме случаев предоставления земельных участков для размещения производственных объектов сельскохозяйственного назначения, приватизация которых осуществляется с 1 сентября 2005 года.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.03.2023 № 310-ЭС22-22518 по делу № А36-8482/2021, установленный Законом № 81-ОЗ мораторий на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не лишает общество возможности продолжать использовать спорные земельные участки сельскохозяйственного назначения на праве аренды. После прекращения моратория или в случае внесения изменений в Закон № 81-ОЗ, которыми могут быть предусмотрены исключения из общего правила о моратории на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, общество будет вправе приобрести участки в собственность.
В рассматриваемом случае, достоверно установив факт использования обществом спорного земельного участка, тем не менее, учитывая вышеприведенные нормы права, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что на момент обращения заявителя в администрацию о предоставлении в собственность спорного земельного участка на территории Липецкой области действовал мораторий на приватизацию, установленный статьей 5 Закона № 81-ОЗ.
Как обоснованно указано в обжалуемых судебных актах, факт использования или не использования заявителем спорного земельного участка с учетом установленных фактических обстоятельств и положений статьи 5 Закона Липецкой области от 04.12.2003 № 81-ОЗ, в данном случае не имеет существенного правового значения.
Довод общества о том, что позиция, изложенная в определении Верховного суда Российской Федерации от 06.03.2023 по делу № А36-8482/2021, не применима к настоящему спору по причине иных фактических обстоятельств, подлежит отклонению, поскольку указанным судебным актом определены нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении вопроса выкупа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Липецкой области. Обществом не приведено доказательств наличия в настоящем случае обстоятельств, являющихся исключениями, и дающих право на приватизацию спорной земли ранее установленного законом срока.
Ссылка кассатора на допущенное администрацией незаконное предоставление спорного земельного участка третьим лицам не может иметь правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества в судах первой и апелляционной инстанций и по сути сводятся к несогласию с данной судом оценкой фактическим обстоятельствам дела и субъективному пониманию норм права.
Иных доводов, заслуживающих внимания в целях проверки законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы заявителем платежным поручением № 6805 от 03.10.2023 уплачена государственная пошлина в размере, бoльшем необходимого, в связи с чем сумма излишне уплаченной пошлины подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика государственной пошлины.
РР уководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 по делу № А36-7705/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Раненбургъ» из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 6805 от 03.10.2023. Справку выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскaя
Судьи Н.Л. Силаева
ФИО1