Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-763/2020
24 марта 2020 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
при участии в заседании:
от Министерства финансов Магаданской области:ФИО1, представитель по доверенности от 14.01.2020 № 1 (представлены паспорт и диплом о высшем юридическом образовании);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа
на решение от 25.12.2019
по делу № А37-2652/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению муниципального бюджетного учреждения «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству финансов Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании предписания от 02.08.2019 № 2494/013-31, представления от 02.08.2019 № 2495/013/31
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение «Северо-Эвенский обслуживающий центр» Северо-Эвенского городского округа (далее – МБУ «Северо-Эвенский ОЦ») обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Министерству финансов Магаданской области (далее – министерство) о признании незаконными предписания от 02.08.2019 № 2494/013-31, представления от 02.08.2019 № 2495/013-31.
Решением суда от 25.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МБУ «Северо-Эвенский ОЦ» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель указывает, что учреждение выполнило условия предоставления субсидии, использовало ее на цели и в размерах, установленных соглашением. Также считает, что надлежащим лицом, ответственным за нецелевое использование субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий Магаданской области, является муниципальное образование Северо-Эвенский городской округ.
Министерство выразило в отзыве на апелляционную жалобу несогласие с изложенными в ней доводами, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании, проведенном в соответствии с частью 1 статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с использованием систем видео-конференцсвязи при содействии Арбитражного суда Магаданской области, представитель министерства поддержал позицию, изложенную в отзыве.
МБУ «Северо-Эвенский ОЦ» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.03.2019 № 61 министерством проведена внеплановая выездная проверка использования субвенции бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных, предоставленной муниципальному образованию «Северо-Эвенский городской округ» в 2017 и 2018 годах в МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр».
При проверке (акт от 17.05.2019) установлено нецелевое использование учреждением бюджетных средств в размере 1 058 341 рубль, выразившееся в оплате налогов, страховых взносов во внебюджетные фонды за 2016 год в размере 995 367 рублей и в приобретении строительных материалов и неиспользовании их при ремонте помещений для содержания безнадзорных животных на сумму 62 974 рубля.
Представлением от 02.08.2019 № 2495/013-31 МБУ «Северо-Эвенский обслуживающий центр» предписано рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц учреждения, виновных в допущенных нарушениях и недостатках, выявленных проверкой, проинформировать министерство о результатах исполнения представления в срок до 03.09.2019.
Предписанием от 02.08.2019 № 2494/013-31 на учреждение возложена обязанность возместить в доход областного бюджета неправомерно использованные средства в сумме 62 974 рубля в срок до 02.10.2019.
Не согласившись с предписанием и представлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (абзац третий статьи 69.1 БК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абзац 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В силу статей 1, 2 Закона Магаданской области от 09.12.2016 № 2118-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных» (далее – Закон № № 2118-ОЗ), органы местного самоуправления городских округов наделяются отдельными государственными полномочиями Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению животными без владельцев.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов их областного бюджета. Финансовые средства, предоставленные на осуществление государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (статья 6 Закона № 2118-ОЗ).
Постановлением Правительства Магаданской области от 30.12.2016 № 1057-пп утвержден Порядок предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка, субвенции, предоставляемые бюджетам городских округов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Судебной коллегией установлено, что Законом Магаданской области от 29.12.2019 № 2135-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» муниципальному образованию «Северо-Эвенский городской округ» предоставлена субвенция на осуществление государственных полномочий Магаданской области по отлову и содержанию безнадзорных животных в 2017 году в размере 2 080 000 рублей.
Лимиты указанных бюджетных обязательств в сумме 2 080 000 рублей доведены Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее – Министерство ЖКХ) до муниципального образования уведомлением от 12.04.2017 о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета на 2017 год.
Министерством ЖКХ перечислена субвенция на 2017 год в сумме 2 080 000 рублей Комитету экономики и финансов Северо-эвенского городского округа (далее – Комитет финансов) платежным поручением от 07.04.2017 № 621675.
Расходным расписанием от 05.10.2017 № 023/D0066/125 Комитетом финансов из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» перечислены денежные средства субвенции на осуществление государственных полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных в сумме 1 500 000 рублей на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств - Комитета жилищно-коммунального, дорожно-транспортного хозяйства, благоустройства и строительства Северо-Эвенского городского округа (далее – Комитет ЖКХ).
Постановлением администрации Северо-Эвенского городского округа от 20.01.2016 № 10-па утвержден Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из бюджета муниципального образования «Северо-Эвенский городской округ» муниципальным бюджетным (автономным) учреждениям (далее – Порядок), устанавливающий правила определения объема и условия предоставления из бюджета Северо-Эвенского городского округа муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, не связанные с возмещением затрат на выполнение муниципального задания.
Пунктом 5 названного Порядка определено, что субсидии на иные цели предоставляются при условии заключения между Учредителем и муниципальным бюджетным или муниципальным автономным учреждением Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели, в котором должны быть определены, в том числе объем, цели предоставления субсидий на иные цели.
Согласно пункту 1.2 Устава МБУ «Северо-Эвенский ОЦ», учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «Северо-Эвенский городской округ» для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Северо-Эвенского городского округа, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
В силу части 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Между Комитетом ЖКХ (учредитель) и МБУ «Северо-Эвенский ОЦ» заключено соглашение от 06.07.2017 № б/н (в редакции дополнительного соглашения от 06.07.2017 № б/н, далее – соглашение от 06.07.2017) о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) на сумму 1 500 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3.1 соглашения от 06.07.2017 учреждение обязуется использовать субсидию на иные цели по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии.
Согласно пункту 3 соглашения от 06.07.2017 направлением расходования субсидии (цель предоставления субсидии) является ремонт помещений для содержания бесхозяйных животных.
Платежным поручением от 06.10.2017 № 149602 Комитет ЖКХ перечислил на счет МБУ «Северо-Эвенский ОЦ» субсидию в размере 1 500 000 рублей на цели, предусмотренные пунктом 3 соглашения от 06.07.2017.
Исходя из имеющихся в материалах дела акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 27.12.2017 № 1, справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) от 27.12.2017 № 1, работы по ремонту помещений для содержания бесхозяйных животных на сумму 1 500 000 рублей выполнены учреждением и приняты учредителем без замечаний и возражений относительно объема и качества выполненных работ.
Вместе с тем министерством в рамках выездной проверки в результате сопоставления сведений об объеме и стоимости выполненных работ с данными бухгалтерского учета учреждения выявлено, что за счет средств целевой субсидии последним приобретены строительные материалы на сумму 504 633 рубля, из которых материалы на сумму 62 974 рублей (труба PN – 25,40,50 в количестве 260 штук, светильник настенный в количестве 3 штук, счетчик электроэнергии «Нева 301» в количестве 1 штуки) не использованы при выполнении ремонта помещений для содержания бесхозяйных животных по истечении срока действия соглашения от 06.07.2017 (до 01.09.2017). Также установлено, что заявителем за счет целевой субсидии оплачены налоги и страховые взносы за 2016 год в сумме 995 367 рублей.
Учитывая, что денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение, они должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе акт проверки от 17.05.2019, локальный сметный отчет, первичные бухгалтерские документы (счета-фактуры, акт выполненных работ, платежные документы, журнал операций № 2 с безналичными денежными средствам, журнал операций № 4 расчеты с поставщиками и подрядчиками), подтверждает использование учреждением бюджетных средств на приобретение строительных материалов на сумму 62 974 рубля и не использование их при ремонте помещений для содержания бесхозяйных животных по истечении срока действия соглашения, а также оплату за счет средств субсидии налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды за 2016 год в сумме 995 367 рублей, что является нарушением положений статей 34, 38, 69.1, 78.1 и 306.4 БК РФ.
Таким образом, использование заявителем бюджетных средств, имеющих конкретное целевое назначение, установленное пунктом 3 соглашения от 06.07.2017, на иные цели, чем ремонт помещений для содержания бесхозяйных животных, правомерно признано контролирующим органом нецелевым расходованием бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые в настоящем деле представление и предписание соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Довод жалобы о необоснованном возложении обязанности по возврату средств, поскольку учреждение не являлось получателем субвенции из федерального бюджета, отклоняется апелляционным судом, так как МБУ «Северо-Эвенский ОЦ» в соответствии с соглашением от 06.07.2017 получало и расходовало средства муниципального бюджета, источником финансового обеспечения которых являлись целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета органу местного самоуправления, наделенного государственным полномочием Магаданской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Утверждение заявителя о том, что в акте проверки отсутствуют ссылки на акт визуального осмотра питомника от 12.04.2019, фотоматериалы как на доказательства материалов проверки, не может быть принято во внимание, поскольку данные доказательства не были положены в основу результатов проверки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о достижении конечного результата в виде наличия материальных ресурсов (приобретение материалов) для осуществления деятельности по содержанию безнадзорных животных, не имеет правового значения, поскольку не может быть признано правомерным достижение результата - освоение денежных средств, выделенных на выполнение государственных полномочий (ремонт помещений для содержания бесхозяйных животных) путем нецелевого расходования денежных средств.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.12.2019 по делу № А37-2652/2019 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А. Мильчина
Судьи
А.П. Тищенко
Е.А. Швец