Шестой арбитражный апелляционный суд
улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,
официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru
e-mail: info@6aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-1886/2020
28 сентября 2020 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от ФГКУ «Военизированная горноспасательная часть» в лице филиала «ВГСО Северо-Востока ФГУП «ВГСЧ»: ФИО1, представителя по доверенности от 03.06.2020 № 36; ФИО2, представителя по доверенности от 09.01.2020 № 1;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области: ФИО3, представителя по доверенности от 09.01.2020 №1;
от СП ЗАО «Омсукчанская горно-геологическая компания: ФИО4, представителя по доверенности от 14.10.2019;
рассмотрев в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Военизированная горноспасательная часть» в лице филиала «Военизированный горноспасательный отряд Северо-Востока»
на решение от 14.02.2020
по делу № А37-3213/2019
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Военизированная горноспасательная часть» в лице филиала «Военизированный горноспасательный отряд Северо-Востока»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
о признании незаконными и отмене решения и предписания
третье лицо: Совместное предприятие закрытое акционерное общество «Омсукчанская горно-геологическая компания»
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Военизированная горноспасательная часть» в лице филиала «Военизированный горноспасательный отряд Северо-Востока» (далее – предприятие, ФГУП «ВГСЧ», филиал) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 13.08.2019 № 49/01/10-29/2019 и предписания от 13.08.2019 № 48.
К участию в деле привлечено Совместное предприятие закрытое акционерное общество «Омсукчанская горно-геологическая компания» (далее – третье лицо, ЗАО «ОГГК»).
Решением от 14.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву законности оспариваемых ненормативных актов управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП «ВГСЧ» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить по мотиву неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Апеллянт оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что им не приняты все зависящие от него меры по истребованию информации у обслуживаемых предприятий об уровне среднемесячной заработной платы горнорабочего на подземных работах в целях расчета стоимости горноспасательного обслуживания на 2019 год. Кроме этого, предприятие полагает, что законодателем в Правилах расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2018 № 517 (далее – Правила №517), определен единственный метод расчета, при котором сведения о среднемесячной заработной плате на расчётной период предоставляются обслуживаемыми организациями, а возможность обратится к официальным статистическим данным о средней заработной плате работников организаций, находящихся в месте расположения горноспасательного взвода из раздела «Добыча полезных ископаемых» предусмотрена лишь в случае, если какой либо организацией не представлены соответствующие сведения.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Магаданской области, представители предприятия поддержали доводы апелляционной жалобы с учетом письменных пояснений от 07.08.2020 в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить, указывая на отсутствие нарушений положений пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку действия заявителя не привели к ущемлению прав хозяйствующих субъектов, а своей целью имели минимизацию возможных негативных последствий, вызванных значительным увеличением роста горноспасательного обслуживания в 2019 году по сравнению с 2018 годом в связи с изменением законодательства.
Представитель антимонопольного органа отклонил доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, указанным в отзывах, просил судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица также отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность судебного решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных письменных пояснений, а также отзывов, заслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела,по результатам рассмотрения жалобы СП ЗАО «ОГГК» антимонопольным органом 13.08.2019 вынесено решение №01-10/2551, согласно которому предприятие признано доминирующим на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию в период 2018 года и январь-февраль 2019 года с долей более 50 процентов в географических границах Магаданской области (пункт 1); признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, выразившееся в необоснованном применении при расчете стоимости услуги на горноспасательное обслуживание средней заработной платы респираторщика Дукатского Военизированного горноспасательного взвода (далее – Дукатский ВГСВ), в нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Также ФГУП «ВГСЧ» выдано предписание от 13.08.2019 № 48 о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Не согласившись с данными ненормативными актами антимонопольного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименовано в части 1 статьи 10 указанного Закона.
Частью 7 статьи 44 Закон о защите конкуренции определено, что при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.
Из оспариваемого решения управления следует, что антимонопольный орган на основе анализа и оценки состояния конкуренции пришел к выводу, что ФГКУ «Военизированная горноспасательная часть» в лице филиала «Военизированный горноспасательный отряд Северо-Востока» занимает доминирующее положение по итогам 2018 года, января-февраля 2019 года на рынке услуг по горноспасательному обслуживанию организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в сфере осуществления горных работ в географических границах Магаданской области с долей более 50 процентов.
Проверяя данный вывод, арбитражный суд согласился с уполномоченным органом и возражений со стороны лиц, участвующих в деле, в данной части не заявлено.
Рассматривая довод заявителя по делу в части признания недействительным пункта 2 решения от 13.08.2019 №01-10/2551, суд первой инстанции также поддержал позицию антимонопольного органа, с чем соглашается и апелляционный суд.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определяющим правовой статус спасателей, в том числе их права и обязанности, является Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».
Федеральным законом от 18.07.2017 № 167-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», закрепившие исключительные полномочия Правительства Российской Федерации по созданию профессиональных горноспасательных служб и формирований и установлению требований к их функционированию.
Наряду с военизированными горноспасательными частями допускается сохранение профессиональных горноспасательных служб и формирований, созданных до вступления в силу указанно федерального закона в горнодобывающих предприятиях для обслуживания собственных объектов и горноспасательных служб, ранее уполномоченных Правительством Российской Федерации, при условии приведения их в соответствие с установленными нормативными требованиями и организации взаимодействия с ВГСЧ МЧС России.
Согласно пункту 6 статьи 11 названного Федерального закона Порядок деятельности, задачи, функции и полномочия профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, требования к их составу, структуре, комплектованию, оснащённости и постоянной готовности, условия их размещения, несения дежурства спасателями указанных служб и формирований и порядок расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учётом специфики проведения аварийно-спасательных работ на объектах ведения горных работ.
В соответствии с пунктом 1 Правил № 517, они устанавливают порядок расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ (далее - стоимость обслуживания) профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы (далее - профессиональные горноспасательные службы и формирования), при заключении договоров на обслуживание организаций, эксплуатирующих объекты ведения горных работ (далее - организации), в период их строительства, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации или ликвидации.
ФГКУ «ВГСЧ» действует на основании утвержденного приказом МЧС России от 31.03.2011 № 157 Устава, согласно пункту 2.1 которого целями деятельности предприятия является осуществление деятельности по обеспечению горноспасательного обслуживания организаций, ведущих горные и другие работы на опасных производственных объектах угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности и подземного строительства, в период их строительства, реконструкции, эксплуатации, ликвидации или консервации и удовлетворение общественных потребностей в результате его деятельности, а также получение прибыли.
Филиал «Военизированный горноспасательный отряд Северо-Востока» является обособленным подразделением ФГУП «ВГСЧ».
На территории Магаданской области оперативным подразделением, предназначенным для решения задач по горноспасательному обслуживанию объектов ведения горных работ в межаварийный период и самостоятельной ликвидации локальных аварий, является Дукатский ВГСВ, осуществляющих обслуживание хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты в сфере горных работ на территории Магаданской области в следующих городских округах: Омсукчанском, Тенькинском, Среднеканском, Ольском, Хасынском, Северо - Эвенском.
25.12.2014 между СП ЗАО «ОГГК» и ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Северо-Востока» заключен договор №1/12 на горноспасательное обслуживание опасных производственных объектов, пунктом 6.2 которого предусмотрена возможность его продления на следующий календарный год с заключением дополнительного соглашения, определяющего стоимость горноспасательного обслуживания.
Из договора (с учетом ежегодных дополнительных соглашений) усматривается, что стоимость горноспасательного обслуживания при неизменном перечне опасных производственных объектов составляла: в 2015 году – 4 456 152 руб.; 2016г. – 4 923 432 руб.; 2017г. – 5 488 416 руб.; 2018г. – 5 929 552,80 руб. (в месяц – 494 129,40 руб.)
Дополнительным соглашением от 24.01.2019 № 4 к договору № 1/12 стоимость горноспасательного обслуживания на период с 01.01.2019 по 28.02.2019 установлена в размере 502 504,48 руб. в месяц.
В соответствии с пунктом 3 дополнительного соглашения стоимость горноспасательного обслуживания на период с 01.03.2019 по 31.12.2019 должна быть определена сторонами не позднее 25.02.2019, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 27.04.2018 № 517. В случае не достижения сторонами соглашения о стоимости горноспасательного обслуживания на период с 01.03.2019 по 31.12.2019, договор прекращает свое действие 01.03.2019.
Исходя из прогнозных расчетов, произведенных заявителем, стоимость услуг для СП ЗАО «ОГГК» должна была составить в 2019 году 12753450,11 руб. (1062787,51 руб. в месяц), что указывает на увеличение стоимости в сравнении с 2018 годом более, чем в два раза.
Поскольку договоренность между названными хозяйствующими субъектами не достигнута, договор на спорный период не заключен. Кроме того, СП ЗАО «ОГГК» обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Увеличение стоимости услуг обосновано заявителем вступлением в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2018 № 517, которым утверждены Правила расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы.
В соответствии с пунктом 7 данных Правил расходы горноспасательного отделения (Ротд) определяются по формуле:
Ротд = {[(Зко + Зр x Нр) x Ксс.р + Зв x Ксс.в] x
Нмес x Кс.в + Нд x По x Нотд + Аотд} x Км x Кп x Квзв x
Котр x Купр, (5)
где:
Зко - среднемесячная заработная плата командира отделения, которая устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы горного мастера добычного (очистного) участка организации и превышает среднемесячную заработную плату респираторщика не менее чем на 20 процентов;
Зр - среднемесячная заработная плата респираторщика, которая устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы горнорабочего 5 разряда на подземных работах, а в случае отсутствия указанной должности в обслуживаемой организации - на уровне среднемесячной заработной платы горнорабочего высшей квалификации на подземных работах, либо рабочего высшей квалификации по основной профессии на работах открытым способом.
Если горноспасательный взвод (пункт) обслуживает несколько организаций, то среднемесячная заработная плата респираторщика приравнивается к средневзвешенному уровню среднемесячной заработной платы по численности работников соответствующих должностей обслуживаемых организаций.
Сведения о среднемесячной заработной плате на расчётный период предоставляются организациями. В случае если организациями не предоставлены соответствующие сведения, размер среднемесячной заработной платы респираторщика определяется по формуле:
Зр = Зрст x Кст x Jзп, (6)
где:
Зрст - среднемесячная заработная плата на основе официальных статистических данных о средней заработной плате работников организаций, находящихся в месте расположения горноспасательного взвода (пункта), раздел «Добыча полезных ископаемых»;
Кст - коэффициент, учитывающий среднемесячную заработную плату горнорабочего высшей квалификации в общей структуре заработной платы организаций, Кст = 1,2;
Jзп - произведение индексов инфляции с периода публикации статистических сведений о среднемесячной заработной плате по год, на который производится расчет;
Нр - численность респираторщиков в горноспасательном отделении.
В целях осуществления расчета стоимости спорных услуг предприятием в адрес обслуживаемых организаций 13.08.2018 направлен запрос о предоставлении уровня средней зарплаты определенных категорий работников, ответ на который представлена тремя организациями, в том числе СП ЗАО «ОГГК». Другие три предприятия информацию не представили.
Проанализировав спорный запрос, антимонопольный орган пришел к выводу, что он носил формальный характер. С этим выводом согласился и арбитражный суд.
В представленном в материалы дела в вышеуказанном письме (абзац первый), направленного руководителям обслуживаемых предприятий ссылка на Правила № 517 приведена филиалом лишь для того, чтобы организации предоставили справку об опасных производственных объектах, подлежащих аварийно-спасательному обслуживанию в 2019 году, с целью определения состава сил горноспасательного поста исходя из производственно-технических показателей обслуживаемых объектов и соблюдения Федерального Закона от 07.07.2017 № 167.
Во втором абзаце письма предприятие, запрашивая сведения об уровне средней заработной платы по категориям работников для формирования стоимости горноспасательного обслуживания, делает ссылку на Положение об условиях оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций работникам военизированных горноспасательных частей, находящихся в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.11.2015 №581 03.11.2015, а не на Правила № 517. При этом не указывает, что согласно изменившемуся законодательству сведения о среднемесячной заработной плате на расчетный период предоставляются организациями в соответствии с установленными Правилами № 517.
Из содержания Положения об условиях оплаты труда следует, что филиал предприятия в 2016-2018гг. должен был выполнять условие «приравнивания заработной платы работников ВГСЧ к заработной плате соответствующих категорий рабочих и специалистов обслуживаемых организаций».
Однако утверждение заявителя о том, что указанные принципы и система приравнивания традиционно применялись ранее при обосновании стоимости услуг, не соответствует действительности.
Как видно из сопроводительного письма ФГКУ «ВГСЧ» от 27.03.2019 №368-10-1-12, направленного в адрес антимонопольного органа, до 2019 года методика определения стоимости обслуживания объектов ведения горных работ отсутствовала. Договорная стоимость определялась на основе, утвержденных в ходе переговоров с потенциальными и действующими заказчиками, сметных расчетов».
Материалами дела подтверждается, что существует разница между уровнем средней заработной платы горнорабочих обслуживаемых организаций (44700 руб. – 85000 руб.) и респираторщиков Дукатского ВГСВ (106 631,30 руб.).
Следовательно, это условие не выполнялось предприятием и в вышеуказанные годы, и не было выполнено при включении в формулу расчета стоимости услуги на горноспасательное обслуживание на 2019 год согласно установленным Правилам № 517.
Также из письма ФГУП «ВГСЧ» от 27.12.2018 №1137/10-1-12 о направлении проекта дополнительного соглашения на 2019 год в адрес СП ЗАО «ОГГК» следует, что принять среднемесячную зарплату горного мастера в размере 55900 руб. для расчета стоимости не представляется возможным, так как данная среднемесячная зарплата не соответствует среднемесячной заработной плате, утвержденной штатным расписанием филиала для помощника командира взвода». Таким образом, включение в формулу расчета среднемесячной заработной платы горнорабочего повлекло бы для заявителя существенное уменьшение стоимости услуги обслуживания.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с тем, что антимонопольный орган пришел к правильному выводу о том, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по истребованию информации у обслуживаемых предприятий об уровне среднемесячной заработной платы горнорабочего на подземных работах.
Относительно довода апеллянта о несогласии с выводом арбитражного суда о необходимости повторного обращения к обслуживаемым организациям, вторая инстанция приходит к следующему.
Сведения о среднемесячной заработной плате на расчетный период предоставляются организациями. В случае если организациями не предоставлены соответствующие сведения, размер среднемесячной заработной платы респираторщика определяется по формуле, определенной абзацам 5 пункта 7 Правил.
При этом в расчете используется такой показатель как «Зрст» - среднемесячная заработная плата определяется на основе официальных статистических данных о средней заработной плате работников организаций, находящихся в месте расположения горноспасательного взвода (пункта), раздел «Добыча полезных ископаемых».
Официальные статистические данные предполагают возможность их получения из общедоступных источников информации без необходимости направления каких-либо дополнительных запросов.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (Хабаровскстат), среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности в сфере «добыча полезных ископаемых» составила в 2017 году 111385,6 руб.. Кроме того, на официальном сайте Хабаровскстат также размещены сведения о средней начисленной заработной плате работников по профессиональным группам за октябрь 2017 года (по данным выборочного обследования), согласно которым средняя заработная плата в сфере «добыча полезных ископаемых» составила: руководители – 163360 руб., специалисты высшего уровня квалификации – 92805 руб.; специалисты среднего уровня квалификации – 134362 руб.; квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр – 78107 руб.; операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин – 101733 руб.; неквалифицированные работники – 54891 руб.
Таким образом, статистические данные в части заработной платы в целом по сфере «добыча полезных ископаемых» и статистические данные по профессиональным группам внутри этой сферы значительно разнятся.
Предприятием при расчете средней заработной плате в группе профессий операторы и машинисты горного и шахтного оборудования (включая должность «горнорабочий подземный») принят во внимание размер в сумме 110291 руб., исходя из информации представленной ему Хабаровскстатом.
Так, заявителем направлен запрос от 27.08.2018 № 662-10-1-12 о предоставлении информации об уровне средней заработной платы следующих категорий работников по Магаданской области: горнорабочего 5-го разряда на подземных работах (в случае отсутствия указанной должности в обслуживаемой организации - к уровню заработной платы горнорабочего высшей квалификации в данной организации); горного мастера на подземных работах добычного (очистного) участка; начальника на подземных работах добычного (очистного) участка; директора шахты (рудника).
Из ответа Хабаровсксата от 29.08.2018 № ЛС-30-02/1081, следует, что статистическая информация о средней начисленной заработной плате работников формируется по данным выборочного обследования организаций (без субъектов малого предпринимательства), которое проводится я с периодичностью 1 раз в 2 года (по нечетным годам) за октябрь (последнее - 2017год) и разрабатывается на основе Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ ОК 010-2014) и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2). Формирование информации по отдельным профессиям не производится, информация формируется по отдельным профессиональным группам. в данном письме заявителю представлена информация о том, что средняя заработная плата в группе профессий операторы и машинисты горного и шахтного оборудования (включая должность «горнорабочий подземный») составляет 110 291 руб.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 367, профессия «горнорабочий подземный» (код 11717) и профессия «горнорабочий» (код 11708) относятся к профессиям рабочих и соответствовали коду 7111, относящемуся к группе «квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр» Общероссийского классификатора занятий, утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.1993 № 298 (ОКЗ ОК 010-93).
ОК 010-93 содержал также группу «9311» - неквалифицированные рабочие, занятые на горных и горно-капитальных работах.
ОКЗ ОК 010-93 утратил силу с 1 июля 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст, которым принят Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08) с датой введения в действие 1 июля 2015 года.
В ОК 010-2014 отсутствует группа аналогичная группе «квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр» ОК 010-93.
Согласно Таблице соответствия Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, коду ОКЗ-93 «7111» (горнорабочие и рабочие других профессий по добыче полезных ископаемых подземным и открытым способами) соответствует код ОКЗ-2014 «8111» (операторы и машинисты горного и шахтного оборудования) в то время как коду ОКЗ-93 «9311» (неквалифицированные рабочие, занятые на горных и горно-капитальных работах) соответствует код ОКЗ-2014 «9311» (неквалифицированные рабочие в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров).
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно согласился с предприятием в том, что при непредставлении ему статистических данных о средней заработной плате по конкретной профессии «горнорабочий подземный» правомерно принял для расчета сведения о размере заработной платы по группе «операторы и машинисты горного и шахтного оборудования» сумме 110291 руб., представленные ему письмом Хабаровскстата от 29.08.2018 № ЛС-30-02/1081-ДР, поскольку профессия горнорабочий подземный не относится к группе «неквалифицированные рабочие в горнодобывающей промышленности и разработке карьеров», что также следует из письма Хабаровскстат от 13.09.2019 № ИС-30-13/1314-ДР.
Вместе с тем в основе запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции, лежит общеправовой принцип добросовестности участников гражданского оборота, предусмотренный статьей 10 ГК РФ.
В пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 указано на то, что при оценке определённого действия (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Среднемесячная заработная плата, представленная заявителю письмом Хабаровскстата от 29.08.2018 № ЛС-30-02/1081-ДР (110291 руб.) значительно превышала уровень фактической заработной платы горнорабочего высшей квалификации в организациях, представивших такие сведения (самый высокий показатель – 85 000 руб.).
Применение при спорном расчете значения показателя «Зрст» равного 110291 руб. значительно увеличивало стоимость услуг для контрагентов заявителя как по сравнению с 2018 годом, таки и по сравнению с расчетом, произведенным, исходя из фактических данных о заработной плате обслуживаемых организаций.
В связи с чем, арбитражный суд правильно заключил, что действуя добросовестно в условиях, когда его положение является доминирующим с долей более 75 процентов на соответствующем рынке, заявитель, после получения статистических данных, должен был повторно обратиться к обслуживающим организациям с предложением представить сведения о фактической заработной плате их работников, отразив в своем обращении правовые последствия непредставления фактической заработной платы в виде расчета стоимости услуг, произведенного исходя из статистических данных Хабаровскстат.
Апелляционный довод об ошибочном утверждении арбитражного суда, что Правилами расчета стоимости установлены два метода определения стоимости, заслуживает внимания, но, как верно указал антимонопольный орган в своем отзыве на апелляционную жлобу, это не привело к принятию незаконного судебно акта по спору.
В части несогласия апеллянта с выводом о включении в расчет стоимости горноспасательного обслуживания заработной платы респираторщика Дукатского ВГСВ судебная коллегия отмечает следующее.
Из оспариваемого решения следует, что антимонопольный орган из письменных пояснений филиала, представленных Приложением № 2 к письму филиала «ВГСО Северо-Востока» ФГУП «ВГСЧ» от 27.03.2019 № 368-10-1-12, установил, что часть предприятий не представило информацию о средней заработной плате по категориям работников, поэтому им принято решение о принятии к расчету средней заработной платы официальных статистических данных, приравненной к текущему уровню средней заработной платы респираторщика Дукатского ВГСВ в размере 106 631, 30 руб.
Среднемесячная заработная плата респираторщика рассчитана с применением коэффициента 0,9, который определен заявителем как коэффициент приведения среднемесячной заработной платы горнорабочего высшей квалификации к заработной плате респираторщика.
Таким образом, доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают, что все действия ФГУП «ВГСЧ» при расчете стоимости услуги на горноспасательное обслуживание в нарушение Правил №517 направлены на включение в формулу 18 (расходы на содержание горноспасательного постав составе горноспасательного взвода) средней заработной платы респираторщика Дукатского ВГСВ в размере 106631,30 руб., что привело к существенному увеличению стоимости услуги.
Учитывая вышеустановленное, вывод арбитражного суда о том, что действия заявителя по делу в части применения в расчете стоимости спорной услуги произведено в нарушение установленных нормативными правовыми актами порядка ценообразования, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» с 01.01.2019, результатом которых является ущемление интересов хозяйствующих субъектов - получателей услуги в сфере предпринимательской деятельности, является обоснованным.
Ссылка апеллянта на то, что его действия в спорном случае не привели к ущемлению прав третьего лица, а своей целью имели минимизацию возможных негативных последствий, вызванных значительным увеличением роста горноспасательного обслуживания в 2019 году по сравнению с 2018 годом в связи с изменением законодательства, несостоятельна, поскольку согласно абзацу 4 пункта 4 Постановления Президиума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом, что указано в решении управления от 13.08.2019 по делу № 49/01/10-29/2019.
Поскольку указанное решение признано арбитражным судом законным, то и выданное на его основании предписание также правомерно признано судом законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 14.02.2020 по делу № А73-3213/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И. Сапрыкина
Судьи
Е.В. Вертопрахова
Е.А. Швец