ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А37-836/2021 от 28.09.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда

Шестой арбитражный апелляционный суд

улица Пушкина, дом 45, город Хабаровск, 680000,

официальный сайт: http://6aas.arbitr.ru

e-mail: info@6aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 06АП-5058/2021

30 сентября 2021 года

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2021 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дроздовой В.Г.

судей Волковой М.О., Усенко Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.

при участии в заседании:

от Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго», ОГРН <***>: ФИО1, представитель по доверенности от 21.12.2020 № 142;

от Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, ОГРН <***>: не явились;

от Департамента цен и тарифов Магаданской области, ОГРН <***>: не явились;

от Министерства финансов Магаданской области, ОГРН <***>: не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области

на решение от 02.07.2021

по делу № А37-836/2021

Арбитражного суда Магаданской области

по иску Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго»

к Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области

о взыскании 609 844 978,10 руб.

третьи лица: Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Магаданской области обратилось Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (далее – истец, ПАО «Магаданэнерго», общество) с иском Магаданской области в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (далее – ответчик, министерство) о взыскании за счет средств казны Магаданской области убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию (выпадающие доходы), за 2019 год в сумме 609 844 978, 10 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент цен и тарифов Магаданской области, Министерство финансов Магаданской области.

Решением от 02.07.2021 иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе министерство просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, истец в расчете иска не учел потери тепла при транспортировке теплоносителя по сетям до потребителей.

Департаментом цен и тарифов Магаданской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит рассмотреть жалобу без участия представителя.

ПАО «Магаданэнерго» в отзыве привело возражения о том, что убытки возникли в результате государственного регулирования тарифов и разницы между утвержденным для истца тарифом и утвержденным тарифом для определенной группы потребителей.

В судебном заседании представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик и третьи лица извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не прибыли. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав приобщенные к материалам дела доказательства, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ПАО «Магаданэнерго» является энергоснабжающей организацией, в 2019 году осуществлял поставку тепловой энергии, горячее водоснабжение абонентам, расположенным в муниципальном образовании «Город Магадан» и в поселках Мяунджа и Кедровый муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области, в том числе населению и юридическим лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами.

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 46-2/э на период 2019 - 2023 годы установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Магаданэнерго».

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 46-4/э на период 2019 - 2023 годы установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей ПАО «Магаданэнерго».

Департамент цен и тарифов Магаданской области приказом от 29.12.2018 № 66-3/э установил на 2019 год на территории муниципального образования «Город Магадан» и поселков Мяунджа и Кедровый муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области льготные тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), реализуемые ПАО «Магаданэнерго» населению.

В 2019 году общество, отпуская поименованные коммунальные ресурсы населению, взимало плату по льготным тарифам.

В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 11.08.2017 № 747-пп 18.02.2019 между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (главный распорядитель) и ПАО «Магаданэнерго» (получатель) заключено соглашение № 3/Н о предоставлении из областного бюджета субсидий организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, централизованного электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области.

По условиям названного соглашения главный распорядитель обязался предоставить из областного бюджета в 2019 году получателю субсидию в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг теплоснабжения, центрального электроснабжения, электроснабжения от дизельных электростанций, водоснабжения, водоотведения и поставкой топлива населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области (пункт 1.1 соглашения).

Субсидия предоставляется главным распорядителем в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на 2019 год по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код Главного распорядителя 617, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 22Б0116090, вид расходов 811 (пункт 1.2 соглашения).

Пунктом 2.1 соглашения определена сумма субсидии в 2019 году в сумме 959 315 020 руб.

Из материалов дела следует, что обязательства в соответствии с соглашением ПАО «Магаданэнерго» выполнило.

Недополученные доходы за 2019 год в связи с оказанием услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, превысили сумму субсидии, предусмотренную соглашением, составив 1 169 870 748,74 руб.

Во исполнение соглашения главный распорядитель перечислил истцу 560 025 770,64 руб.

Недополученные доходы ПАО «Магаданэнерго», в связи с оказанием услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, составили с учетом отпуска соответствующих услуг за 2019 год 609 844 978,10 руб. (1 169 870 748,74 руб. - 560 025 770,64 руб.).

Поскольку в досудебном порядке спор не урегулирован, истец обратился в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2 Закона Магаданской области от 11.03.2012 № 1474-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), теплоноситель, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций», исходя из оценки приобщенных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.

Заявитель апелляционной жалобы, не предоставляя какие-либо доказательства, полагает, что истец не доказал обоснованность заявленной суммы выпадающих доходов, предполагая, что они возникли вследствие потерь в сетях при транспортировке теплоносителя.

Указанный довод признан судом несостоятельным.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.

Практика рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей, определена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», согласно которому возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

При рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.

Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).

Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области в суд первой инстанции названные доказательства и доводы не были представлены.

Из материалов дела усматривается, что Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 46-2/э на период 2019 - 2023 годы установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ПАО «Магаданэнерго». Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 20.12.2018 № 46-4/э на период 2019 - 2023 годы установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для потребителей ПАО «Магаданэнерго».

Департамент цен и тарифов Магаданской области, как орган исполнительной власти, уполномоченный на регулирование цен (тарифов) в Магаданской области, приказом от 29.12.2018 № 66-3/э установил на 2019 год на территории муниципального образования «Город Магадан» и поселков Мяунджа и Кедровый муниципального образования «Сусуманский городской округ» Магаданской области льготные тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), реализуемых ПАО «Магаданэнерго» населению.

Принимая во внимание, что истец является ресурсоснабжающей организацией, возникновение разницы между утвержденным льготным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство коммунального ресурса, предопределяет необходимость возмещения данной организации понесенных ею экономических потерь.

Поскольку возникновение названной разницы является следствием реализации полномочий органами власти субъекта Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов) на соответствующий коммунальный ресурс, у ресурсоснабжающей организации возникает право на получение субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях компенсации указанной разницы на основании заключаемого в установленном порядке соглашения.

На территории Магаданской области возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию для выработки тепловой энергии на электрокотельных, производится в соответствии с Законом Магаданской области от 11.03.2012 № 1474-ОЗ.

Статьей 3 Закона Магаданской области от 11.03.2012 № 1474-ОЗ установлено, что компенсация выпадающих доходов тепло-, электроснабжающих организаций, возникающих в результате реализации электрической, тепловой энергии (мощности) и теплоносителя по льготным тарифам, осуществляется в виде субсидий, предоставляемых юридическим лицам из областного бюджета в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления субсидий утвержден постановлением Правительства Магаданской области от 11.08.2017 № 747-пп.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области является получателем бюджетных средств, до которого в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период.

На основании пунктов 9.1 и 9.2 Порядка субсидии предоставляются получателям на основании соглашений, заключаемых между министерством и получателями.

При исследовании представленных истцом доказательств суд первой инстанции установил, что потребность ПАО «Магаданэнерго» в 2019 году в субсидии составила 1 169 870 748,74 руб., ответчик перечислил истцу 560 025 770,64 руб. субсидии в соответствии с соглашением от 18.02.2019 № 3/Н.

Недополученные доходы, в связи с оказанием услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения населению по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, составили с учетом отпуска соответствующих услуг за 2019 год 609 844 978,10 руб.

Указанная сумма подтверждается представленными в материалы дела: сведениями о работе ресурсоснабажющих организаций в условиях реформы формы № 22-ЖКХ, сведениями о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей формы № 46-ТЭ, информацией об объемах отпуска ресурсов населению.

Доказательства компенсации истцу выпадающих доходов за 2019 год в полном объеме ответчик не представил, равно как не представлены доказательства отсутствия вины в неисполнении соглашения.

Довод апелляционной жалобы относительно необоснованности расчета суммы выпадающих доходов, отклонен апелляционным судом, поскольку в суде первой инстанции ответчик о назначении судебной экспертизы в соответствии со статьей 82 АПК РФ не заявил, Департаментом цен и тарифов Магаданской области расчет убытков не оспорен. Сумма убытков, заявленная истцом, подтверждена приобщенными к материалам дела доказательствами.

Принимая во внимание совокупность установленных фактических обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения. Нормы материального и процессуального права применены судом верно, значимые обстоятельства установлены в полном объеме.

От уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ответчик освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Магаданской области от 02.07.2021 по делу № А37-836/2021 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

В.Г. Дроздова

Судьи

М.О. Волкова

Ж.А. Усенко