г. Владимир
«23» сентября 2021 года Дело № А38-986/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Насоновой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.07.2021 по делу № А38-986/2020, по иску общества с ограниченной ответственностью «АВТОДОР» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании основного долга,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы путем размещения информации на сайте арбитражного суда,
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «АВТОДОР» (далее – Общество, истец, подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к государственному казенному учреждению Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (далее – Учреждение, ответчик, заказчик) о взыскании основного долга по оплате работ в сумме 2 740 295 руб. 67 коп.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 711, 746, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате выполненных истцом работ в рамках контракта от 29.04.2019 № 03082000001190000 936.
Решением от 05.07.2021 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что представленные в материалы дела доказательства не могут подтверждать несение подрядчиком затрат на временные здания и сооружения, предусмотренных Приложением 2 ГСН 81-05-01-2001.
Настаивает на том, что затраты на установку временных дорожных знаков и ограждений учтены сметной документацией в составе накладных расходов.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов ответчика, просил решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.04.2019 между Учреждением (заказчиком) и Обществом (подрядчиком) заключен государственный контракт № 03082000001190000_936, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по объекту: ремонт автомобильной дороги Кокшайск-Красногорский на участке км 8+000 - км 12+000 (на участке км 8+600 - км 12+000), а заказчик обязался принять результаты работ и оплатить их.
Цена контракта определена сторонами в сумме 86 449 751 руб. 14 коп.
Пунктом 2.4 контракта установлено, что в цену контракта включены затраты по возведению и последующему демонтажу временных зданий и сооружений, необходимых для производства работ. Затраты определены по норме Сборника сметных норм и затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) в размере 4,1%*0,8 (где 4,1% - сметная норма, % от стоимости СМР по итогам глав 1 - 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета согласно пункту 3.5.2 Приложения № 1 ГСН 81-05-01-2001; 0,8 - коэффициент, применяемый в соответствии с пунктом 2.1 ГСН 81-05-01-2001).
Согласно пункту 5.1.22 контракта подрядчик принял на себя обязательства построить все временные здания и сооружения, необходимые для складирования материалов, изделий, конструкций и выполнения работ по настоящему контракту с предоставлением соответствующей исполнительной документации, требования к порядку ведения которой определены в приложении № 4 к контракту.
В силу пункта 7.2 контракта расчеты за временные здания и сооружения производятся за фактически выполненные работы в пределах затрат, определенных в пункте 2.4 контракта, на основании сметы, согласованной с заказчиком. В случае отсутствия цены на материальные ресурсы, используемые при возведении временных зданий и сооружений в Сборнике сметных цен, указанные расчеты производятся с предоставлением сметы и иных подтверждающих документов (т. 1, л.д. 11-36).
Истец выполнил и передал заказчикурезультат работ по актам о приемке выполненных работ от 29.05.2019 № 1.1 на сумму 1 483 677 руб., от 29.05.2019 № 1.2 на сумму 224 719 руб., от 29.05.2019 № 1.3 на сумму 43 032 руб., от 26.06.2019 № 2.1 на сумму 526 916 руб., от 26.06.2019 № 2.2 на сумму 2 323 781 руб., от 17.07.2019 № 3.1 на сумму 10 121 993 руб., от 26.07.2019 № 4.1 на сумму 20 947 295 руб., от 05.09.2019 № 5 на сумму 30 247 654 руб., от 12.09.2019 № 6.1 на сумму 702 836 руб., от 12.09.2019 № 6.2 на сумму 7 737 523 руб., от 12.09.2019 № 6.3 на сумму 43 136 руб., от 12.09.2019 № 6.4 на сумму 2 334 320 руб., от 12.09.2019 № 6.5 на сумму 661 720 руб., от 12.09.2019 № 6.6 на сумму 1 797 762 руб., от 12.09.2019 № 6.7 на сумму 1 081 161 руб., от 12.09.2019 № 7.1 на сумму 208 218 руб., от 12.09.2019 № 7.2 на сумму 62 616 руб., от 12.09.2019 № 7.3 на сумму 3 161 096 руб. 47 коп., всего на общую сумму 83 709 455 руб. 47 коп. Акты подписаны уполномоченными лицами, скреплены печатями организаций. При этом в указанных актах при расчете стоимости работ не применялся коэффициент 0,8 на временные здания и сооружения (т. 1, л.д. 37-66).
Заказчиком выполненные работы оплачены за исключением затрат на временные здания и сооружения в сумме 2 740 295 руб. 67 коп.
14.08.2018 заказчик обратился к подрядчику с письмом № 2660, в котором просилпредоставить информацию о временных зданиях и сооружениях, возведенных при исполнении обязательств по государственному контракту (т. 2, л.д. 3).
16.08.2018 письмом № 376 подрядчик сообщил, что поскольку в условиях контракта отсутствует расчет в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений, оплата затрат на них должна быть произведена заказчиком из расчета в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ. Стоимость контракта, определенная сторонами, является конечной для подрядчика и включает в себя: стоимость работ, материалов, оборудования, прочих расходов и сборов, связанных с выполнением работ, а также временных построек, прочих работ и затрат, и резерв средств на непредвиденные работы и затраты. К письму были приложены сметы на временные здания и сооружения, в том числе: смета № 1 на временные дорожные знаки на сумму 64 510 руб., смета № 2 на временные средства технического регулирования на сумму 2 476 363 руб., смета № 3 на временные здания и сооружения на сумму 208 307 руб., смета № 4 на организацию площадки для ночной стоянки, мест ремонта и заправки строительной техники на сумму 153 817 руб., на общую сумму 2 902 997 руб. (т. 2, л.д. 5-10).
Письмом от 19.08.2019 № 2703 заказчик пояснил, что фактически выполненные работы по возведению временных зданий и сооружений могут быть подтверждены записями в общем журнале производства работ, расчетными документами, фотографиями и т.д. Между тем затраты на установку временных дорожных знаков, средств технического регулирования не могут быть оплачены заказчиком, поскольку указанные затраты учтены сметной документацией в составе накладных расходов. Доказательства, подтверждающие выполнение работ по установке бытовых помещений и склада, устройству площадки для ночной стоянки и заправки строительной техники, подрядчиком не представлены (т. 2, л.д.11).
20.08.2019 подрядчиком составлен акт о приемке выполненных работ
№ 6.8, в котором отражены затраты, понесенные им при возведении временных зданий и сооружений: установка и демонтаж дорожных знаков - 64 510 руб.; устройство средств технического регулирования - 2 476 363 руб.; устройство временных бытовых помещений и склада - 208 307 руб.; организация площадки для ночной стоянки, мест ремонта и заправки строительной техники -153 817 руб.; в общей сумме 2 740 295 руб. 67 коп. (т. 1, л.д. 75-77).
Письмом от 20.08.2019 № 382 акт от 20.08.2019 № 6.8 был передан подрядчиком заказчику для подписания (т. 1, л.д. 74). Заказчик от подписания акта отказался, оплату затрат не произвел, явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
По правилам пункта 4.83 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004)», утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 №15/1, (глава 8 «Временные здания и сооружения») в акты включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении №7 к указанной Методике.
Пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что размер средств на возведение временных зданий и сооружений определяется:
-по расчету, основанному на данных проекта организации строительства в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений;
-по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-0501-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1 - 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81 -05-01-2001, утвержденным постановлением Госстроя России от 07.05.2001 №45, введенным в действие с 15.05.2001.
На основании пункта 1.1 ГСН 81 -05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Пунктом 1.2 ГСН 81-05-01-2001 предусмотрено, что сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
При этом согласно пункту 3.1 рассматриваемых ГСН размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС (проекта организации строительства).
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом из пункта 3.3 ГСН следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН).
Согласно письму Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов Минстроя России от 09.02.2016 №197-24508/ФЦ, несмотря на различные способы взаиморасчетов, построенные титульные временные здания и сооружения согласно пункту 3.1.8 «Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденного Минфином РФ 30.12.1993 №160 (далее – Положение №160), принимаются в эксплуатацию с подготовкой подрядчиком всех необходимых документов, включая сметы на построенные временные здания и сооружения, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.
На основании пункта 5.6 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 №70, состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Таким образом, для подтверждения обоснованности затрат на временные здания и сооружения, в том числе, при их определении по установленным нормам в процентах от сметной стоимости строительства, данные затраты должны быть подтверждены проектной, исполнительской или иной документацией, позволяющей достоверно определить вид, характер и стоимость произведенных затрат на временные здания и сооружения, а также их соответствие Перечням, изложенным в Приложениях №2,3 к ГСН 81 -05-01-2001. В противном случае не представляется возможным определить реальное наличие затрат на временные здания и сооружения; их отнесение к затратам, поименованным в названных Перечнях, и, соответственно, обоснованность применения к определению размера этих затрат нормативного метода в процентах от сметной стоимости работ.
Оформление указанных затрат только посредством отражения в актах по форме №КС-2 в главе 8: ГСН 81-05-01-2001 - «Временные здания и сооружения, руб.», при отсутствии в проектной, технической, исполнительской или иной документации указания на конкретные виды работ и затрат, квалифицированных в качестве затрат на временные здания и сооружения, не позволяет достоверно определить, какие именно работы и затраты, предусмотренные в Приложении 2 к ГСН 81 -05-01-2001, осуществлялись, в связи с чем не позволяет проверить факт реального несения и правильность отнесения расходов к работам и затратам, относящимся к титульным временным зданиям и сооружениям.
В соответствии с пунктом 5.1.13 государственного контракта от 29.04.2019 № 03082000001190000_936 подрядчик обязался построить своими силами и средствами все временные сооружения, необходимые для хранения материалов, изделий, конструкций и выполнения работ. Согласно пункту 2.3 контракта цена контракта включает в себя стоимость работ, в том числе стоимость всех материалов и оборудования, необходимых для производства работ, все налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством РФ, а также другие дополнительные расходы, связанные с полным выполнением подрядчиком работ, предусмотренных контрактом.
Факт несения расходов на временные здания и сооружения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а именно: проектной документацией; планом строительного городка; схемой организации движения и ограждения места производства дорожных работ, выполняемых на двухполосной дороге, рабочая зона краткосрочных работ на обочине или откосе с сужением полосы движения, согласованной с учреждением; схемой организации движения и ограждения места производства дорожных работ, выполняемых на двухполосной дороге, рабочая зона краткосрочных работ на полосе движения, пропуск транспортных средств встречных направлений по одной полосе с помощью регулировщиков, согласованной с Учреждением; общим журналом работ, фотографиями построенных сооружений, документами об исполнении договора об оказании охранных услуг от 11.05.2019 № 5Б-2019 (т. 2, л.д. 14-19, 43-76).
Исследовав и оценив представленные истцом в материалы дела доказательства, арбитражный суд пришел к выводу о доказанности несения Обществом затрат на строительство временных зданий и сооружений при исполнении государственного контракта от 29.04.2019
№ 03082000001190000_936 в сумме 2 740 295 руб. 67 коп.
Тем самым затраты на временные здания и сооружения на общую сумму 2 740 295 руб. 67 коп. по государственному контракту от 29.04.2019
№ 03082000001190000 936 не приняты заказчиком к оплате необоснованно.
Кроме того, в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой (пункты 1-4 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (пункт 1 статьи 710 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом согласно пункту 2 статьи 34 ФЗ О контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Подпунктами «а», «б» пункта 1 части 1 статьи 95 ФЗ О контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
По смыслу пункта 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.
С истцом по результатам электронного аукциона был заключен контракт от 29.04.2019. Сторонами подписаны локальные сметные расчеты, из содержания контракта усматривается, что итоговая цена контракта является твердой. Подрядчик в соответствии с условиями контракта выполнил работу полностью и по цене, согласованной в контракте. Все виды и объемы работ, типы применяемых сметных норм и расценок, на основании которых формировалась цена контракта, были предложены самим заказчиком и приняты подрядчиком. Тем самым в рамках настоящего дела ответчик, являвшийся заказчиком работ, фактически просит изменить согласованную цену государственного контракта после его исполнения, что не допустимо.
С учетом изложенного суд удовлетворил заявленное истцом требование о взыскании долга в сумме 2 740 295 руб. 67 коп.
Апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом второй инстанции и признаны несостоятельными.
Факты возведения временных объектов, их перемещение подтверждается записями в общем журнале работ, договорами об оказании охранных услуг с соответствующими актами, инвентарными карточками учета, путевыми листами.
Приведенные ответчиком доводы относительно ненадлежащего оформления документации не опровергают факта несения затрат.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 05.07.2021 по делу № А38-986/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.А. Назарова
Судьи
Н.А. Насонова
Т.И. Тарасова