ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-100725/18 от 14.07.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

26.07.2022 Дело № А40-100725/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2022

Полный текст постановления изготовлен 26.07.2022

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,

при участии в заседании:

от Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 (представителя по доверенности от 20.11.2020),

от Департамента городского имущества города Москвы – ФИО2 (представителя по доверенности от 13.12.2021),

от Правительства Москвы – ФИО2 (представителя по доверенности от 05.04.2022), ФИО3 (представителя по доверенности от 22.04.2022),

от государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник Царицыно» – ФИО4 (представителя по доверенности от 10.12.2021), ФИО5 (представителя по доверенности от 11.07.2022),

от Департамента культуры города Москвы – извещен, представитель не явился,

от федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО6 (представителя по доверенности от 04.10.2021),

от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – ФИО7 (представителя по доверенности от 14.12.2021),

от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – извещено, представитель не явился,

от акционерного общества «Специализированный технический центр по ремонту и обслуживанию автомобильной техники» – ФИО8, ФИО9 (представителей по доверенности от 18.07.2019),

от общества с ограниченной ответственностью «Бета» – извещено, представитель не явился,

от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы – ФИО10 (представителя по доверенности от 17.08.2021),

от региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» – извещена, представитель не явился,

от государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Финансовый колледж № 35» – ФИО11 (представителя по доверенности от 14.06.2022),

от акционерного общества «Московский комбинат хлебопродуктов» – извещено, представитель не явился,

от публичного акционерного общества «Россети Московский регион» – извещено, представитель не явился,

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Москва» – извещено, представитель не явился,

от акционерного общества «Газпром газораспределение» – извещено, представитель не явился,

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве – извещено, представитель не явился,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве – извещено, представитель не явился,

рассмотрев 14.07.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы

на решение от 22.09.2021

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 20.12.2021

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-100725/2018

по заявлению Министерства обороны Российской Федерации

к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, государственному бюджетному учреждению культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник Царицыно»

об установлении границ земельного участка,

третьи лица: Департамент культуры города Москвы, федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», акционерное общество «Специализированный технический центр по ремонту и обслуживанию автомобильной техники», общество с ограниченной ответственностью «Бета», Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, региональная общественная организация «Московский городской союз автомобилистов», государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Финансовый колледж № 35», акционерное общество «Московский комбинат хлебопродуктов», публичное акционерное общество «Россети Московский регион», общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Москва», акционерное общество «Газпром газораспределение»,

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

о признании отсутствующим права собственности, постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки,

третьи лица: государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник Царицыно», Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором с учетом принятых судом уточнений требований к Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы (далее – департамент), государственному бюджетному учреждению культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей – заповедник Царицыно», в котором просило:

– установить границы земельного участка общей площадью 110 651 кв. м., расположенного по адресу: <...>, военный городок, согласно каталогу координат;

– в связи с установлением границ указанного земельного участка привести в соответствие с ними координаты характерных точек общих границ и значение площадей смежных с ним земельных участков с учетом значений площади пересечения (наложения) границ земельных участков и их оставшейся площади;

– отразить, что решение суда по настоящему делу является основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 110 651 кв. м, расположенного по адресу: <...>, военный городок, после чего:

подлежат снятию с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 (площадью 60 000 кв. м., адресные ориентиры: г. Москва, Ленинский район) и 77:00:0000000:72910 (площадью 8 200 кв. м., адресные ориентиры: г. Москва, Ленинский район);

подлежат снятию с государственного кадастрового учета с прекращением права собственности Правительства Москвы на земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0010006:1886 (площадью 36 кв. м., адресные ориентиры: <...>) и 77:05:0010006:60 (площадью 4 кв. м., адресные ориентиры: 4,4 км. газопровода, ул. Липецкая, вл. 3, к. 2, стр. 9).

В качестве третьих лиц по заявлению участвуют Департамент культуры города Москвы, федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Центральное ТУИО»), Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», акционерное общество «Специализированный технический центр по ремонту и обслуживанию автомобильной техники» (далее – АО «Спецтехавтоцентр»), общество с ограниченной ответственностью «Бета», Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, региональная общественная организация «Московский городской союз автомобилистов», государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Финансовый колледж № 35», акционерное общество «Московский комбинат хлебопродуктов», публичное акционерное общество «Россети Московский регион», общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Москва», акционерное общество «Газпром газораспределение».

Департамент также обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – ТУ ФАУГИ), министерству, ФГКУ «Центральное ТУИО», в котором просит признать отсутствующим: зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 (запись о регистрации № 77:00:0000000:72908-77/012/2018-2) и 77:00:0000000:72910 (запись о регистрации № 77:00:0000000:72910-77/012/2018-2); зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Центральное ТУИО» на земельные участки с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 (запись о регистрации № 77:00:0000000:72908-77/012/2018-1) и 77:00:0000000:72910 (запись о регистрации № 77:00:0000000:72910-77/012/2018-1).

В качестве третьих лиц по заявлению участвуют государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей – заповедник Царицыно», Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Правительство Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Определением от 02.09.2019 Арбитражный суд города Москвы объединил указанные заявления в одно производство.

Решением от 22.09.2021 Арбитражный суд города Москвы установил границы земельного участка общей площадью 94 098 кв. м., расположенного по адресу <...>, военный городок, согласно каталогу координат.

В связи с установлением границ данного земельного участка суд указал привести в соответствие с ними координаты характерных точек общих границ и значение площадей смежных с ним земельных участков с учетом значений площади пересечения (наложения) границ земельных участков и их оставшейся площади.

Также указал, что решение суда по настоящему делу является основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 94 098 кв. м., расположенного по адресу: <...>, военный городок, после чего подлежат снятию с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 (площадью 60 000 кв. м, адресные ориентиры: г. Москва, Ленинский район) и 77:00:0000000:72910 (площадью 8200 кв. м, адресные ориентиры: г. Москва, Ленинский район); подлежат снятию с государственного кадастрового учета с прекращением права собственности Правительства Москвы на земельные участки с кадастровыми номерами 77:05:0010006:1886 (площадью 36 кв. м, адресные ориентиры: <...>) и 77:05:0010006:60 (площадью 4 кв. м, адресные ориентиры: 4,4 км газопровода, ул. Липецкая, вл. 3, к. 2, стр. 9).

В удовлетворении требований департамента суд отказал.

Данное решение Арбитражного суда города Москвы оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021.

В кассационной жалобе Правительство Москвы и департамент просят отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным обстоятельствам, имеющимся доказательствам, неполное их исследование.

В отзывах на кассационную жалобу министерство и ТУ ФАУГИ возражают против ее удовлетворения.

АО «Спецтехавтоцентр» в своих возражениях и объяснениях также возражает против удовлетворения кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу, пояснениях Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы поддерживает ее доводы.

В судебном заседании представители Правительства Москвы, департамента, государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей - заповедник Царицыно», Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Финансовый колледж № 35» поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить.

Представители министерства, ФГКУ «Центральное ТУИО», АО «Спецтехавтоцентр» в судебном заседании возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа 14.07.2022 не направили, в связи с чем с учетом норм части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей данных лиц.

В приобщении к материалам дела письменных объяснений государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Финансовый колледж № 35» отказано ввиду несоблюдения при их подаче требований АПК РФ, а именно: не представлены документы, подтверждающие направление данных объяснений другим лицам, участвующим в деле.

В удовлетворении ходатайств ФГКУ «Центральное ТУИО» о возращении кассационной жалобы без рассмотрения, заявлений министерства, ТУ ФАУГИ, АО «Спецтехавтоцентр» о возвращении кассационной жалобы, прекращении производства по делу отказано ввиду отсутствия процессуальных оснований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.

Арбитражные суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 77:00:0000000:72908 площадью 60 000 кв. м. и земельный участок с кадастровым номером 77:00:0000000:72910 площадью 8 200 кв. м. поставлены на кадастровый учет как актуальные, ранее учтенные.

На эти земельные участки 18.04.2018 зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Центральное ТУИО».

Согласно декларациям об объектах недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций, документами - основаниями владения и пользования земельным участком с кадастровым номером 77:00:0000000:72908 площадью 60 000 кв. м. указано решение Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского советов депутатов трудящихся от 28.11.1955 № 001038-62/38сс, земельным участком с кадастровым номером 77:00:0000000:72910 площадью 8 200 кв. м. – решение Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 04.11.1957 № 1225с.

Объединенным решением Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов депутатов трудящихся от 28.11.1955 № 001038-62/38сс установлено отвести Московскому округу ПВО для войсковой части 10087 в целях расширения ранее отведенных участков 6 га земли от следующих землепользователей: колхозов «Лучший путь» при с. Бутово - 2 га пашни, «Большевик» с. Качалово - 2 га пашни и из состава госземфонда - 2 га пашни.

Решением Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 04.11.1957 № 1225с установлено отвести Московскому округу ПВО под расширение существующих объектов для войсковой части 10087 0,82 га пашни из землепользования колхоза им. Буденного. На плане от 09.05.1957 № 953, подписанном начальником штаба войсковой части 59964 полковником ФИО12, изображены контуры двух смежных земельных участков для отчуждения войсковой части 10087, показаны объекты ситуации (рельеф (овраги), радиально-круговая планировка Царицыно), сетка координат.

Согласно плану на участки земли, предоставленные Московскому округу ПВО для войсковых частей 31656 и 10087, отвод земельного участка 0,82 га произведен в 1959 году на основании решения Исполкома Мособлсовета от 4.11.1957 № 1225с.

В материалы дела представлены, в частности: объединенное решение Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов депутатов трудящихся от 13.10.1955 № 00924-55/37сс, согласно которому Московскому округу ПВО для войсковой части 10087 отводились под специальное строительство земельные участки от следующих землепользователей: подсобного хозяйства «Красный Маяк» Министерства сельского хозяйства СССР - 3,35 га пашни, Московской опытной плодоовощной станции Министерства промышленности продовольственных товаров СССР - 4 га пашни, пос. Расторгуево Ленинского района - 4 га пашни, Битцевского комбината декоративного садоводства Московского городского треста зеленого строительства - 4 га, а всего 15,35 га пашни; решение Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 06.01.1958 № 4с, согласно которому Московскому округу ПВО для войсковой части 10087 отводилось 2 га пашни из землепользования колхоза «Лучший путь» Ленинского района; материалы землеустройства - тетради текущих изменений в земельном балансе Ленинского района с 01.11.1954 по 01.11.1955 и с 01.11.1955 по 01.11.1956 в связи с изъятием земли от землепользователей для государственных надобностей и иные документы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 № 543-р и на основании приказа Минобороны России от 25.12.2009 № 1449 ФГУП «Спецтехавтоцентр» Минобороны приватизировано путем преобразования в ОАО «Спецтехавтоцентр».

Пунктом 2 данного приказа Минобороны России утвержден состав
подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «Спецтехавтоцентр» Минобороны России, в котором согласно приложению № 1 указан земельный участок площадью 3 га, категория земель – земли обороны, по адресу: <...> военный городок, а также строения 1, 2, 3, 4 и 5 по адресу: <...> военный городок. В сведениях о правоустанавливающих документах поименованы объединенное решение Исполнительных комитетов Московского областного и Московского
городского советов депутатов трудящихся от 28.11.1955 № 001038-62/38сс и решение Исполнительного комитета Московского областного советов депутатов трудящихся от 04.11.1995 № 1225с.

Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30.11.2017 № 3397 земельные участки с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 и 77:00:0000000:72910 предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Центральное ТУИО» прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на эти участки.

В результате проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что суммарная площадь отвода земель для целей обороны в районе расположения земельных участков с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 и 77:00:0000000:72910 составила 6,82 га (4 га согласно 1-му решению, 2-га согласно 2-му и 0,82 га согласно 3-му).

Начиная с 1972 г., производились работы по строительству Липецкой улицы.

При этом часть землеотвода общей площадью 7,1528 га (по правоустанавливающим документам – 6,82 га, увеличение за счет участка площадью 43 237 кв. м +/- 1 819 кв. м) была фактически изъята для ее размещения. Площадь изымаемого земельного участка составила 1,9358 га. Помимо этого, неиспользуемыми в хозяйственной деятельности воинской части (расположенными вне пределов ограждения) оставались 1, 9814 га. Суммарная площадь данных земель составляет 3,9172 га.

В дальнейшем территория военного городка была увеличена за счет неудобий (овраг), которые были засыпаны в 1974-1976 годах с выполнением вертикальной планировки для нужд военного городка без оформления землеотвода.

Суды указали, что это могло быть связано с компенсацией части территории военного городка, изъятой без оформления землеотвода под улично-дорожную сеть в 1972 г.

Исходя из данных обстоятельств и выводов экспертизы о расположении земельных участков суды признали подлежащим удовлетворению заявление министерства.

Доводы и требования встречного заявления департамента были отклонены судами исходя из того, что земельный участок, находившийся в федеральной собственности, не имел отношения к парку и «Усадьбе Царицыно». Суды со ссылкой на экспертное заключение признали, что территория 337 военного городка была ошибочно включена в словесно описанные границы ГМЗ «Царицыно» в приложении к постановлению Правительства Москвы от 25.10.1994 № 951. Данная территория 337 не могла быть включена в границы земельных участков ГМЗ «Царицыно» без согласования Правительства Российской Федерации, а в последующем – Минобороны России как уполномоченного от имени федерального собственника государственного органа. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, ошибочно включены департаментом в границы ООПТ и в территории учреждений г. Москвы.

При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.

По сути, министерством заявлено требование об установлении границ территории общей площадью 110 651 кв. м., расположенного по адресу: <...>. Судом по заявлению министерства установлены границы земельного участка общей площадью 94 098 кв. м.

При этом, как следует из обжалуемых судебных актов, земельный участок, соответствующий данной территории, ее границам, не формировался, на кадастровый учет не ставился, и не предоставлялся как единый участок. Эта территория, по сути, состоит из трех частей: части земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:72908, земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:72910, и территории неудобий (оврага), самостоятельно занятой, по доводам министерства, при эксплуатации военного городка.

Указание судов на установление границ принадлежащего министерству земельного участка, которое сложились как единое землепользование на месте ранее предоставленных земельных участков с последующим присоединением к территории 337 военного городка северной части земельного участка на месте оврага, засыпанного истцом в 1974-1976 гг., является противоречивым, не соответствует выводам судов о предоставлении земельных участков и установленный факт формирования и постановки на кадастровый учет как самостоятельных двух земельных участков: с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 и 77:00:0000000:72910.

У апелляционного суда не имелось оснований для отклонения соответствующих доводов апелляционной жалобы департамента и Правительства Москвы.

Согласно пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 № 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могут быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.

Согласно пункту 2 Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.04.2011 № 144, кадастровый номер присваивается каждому объекту недвижимости, сведения о котором включаются в государственный кадастр недвижимости: 1) при постановке на государственный кадастровый учет; 2) при включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в порядке, предусмотренном частями 3 и 7 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сходные положения были предусмотрены Порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 № 877.

Согласно пункту 182 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, если земельный участок, учтенный в государственном кадастре недвижимости до вступления в силу Закона, представлял собой единое землепользование или являлся обособленным, условным участком, входящим в состав единого землепользования, при внесении в ФГИС ЕГРН сведений о таком участке дополнительно вносится соответствующая отметка.

Согласно пункту 215 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241, если земельный участок, учтенный в государственном кадастре недвижимости до вступления в силу Федерального закона, представлял собой единое землепользование или являлся обособленным, условным участком, входящим в состав единого землепользования, при внесении в кадастр недвижимости сведений о таком участке дополнительно указывается: «единое землепользование», «обособленный участок», «условный участок» соответственно.

По заявленным доводам, таких отметок в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 и 77:00:0000000:72910 в ЕГРП, ЕГРН не имелось. При этом территория неудобий (оврага) вообще не была учтена в качестве земельного участка.

Исходя из заявленных обстоятельств могли быть заявлены отдельные требования об установлении границ трех земельных участков (образующих, по мнению министерства, общую территорию, об установлении которой заявлен в итоге иск) и в случае удовлетворения таких исковых требований собственник вправе был принять решение об объединении таких земельных участков в один участок, равно как и другие решения, предоставленные собственнику земельным законодательством, и в целях их реализации обратиться в государственный орган, осуществляющий кадастровый учет, за проведением соответствующих действий по кадастровому учету.

В данном случае суд, установив границы земельного участка общей площадью 94 098 кв. м. по адресу <...> и указав, что решение суда по настоящему делу является основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 94 098 кв. м. и последующего снятия с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 77:00:0000000:72908 и 77:00:0000000:72910, по сути, при рассмотрении судебного спора реализовал полномочия государственного органа кадастрового учета вне оснований и процедуры, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Дополнительно учитывается, что в отношении этих трех участков в отдельности заявлены разные обстоятельства. Так, министерство настаивает на разных актах, основаниях отвода земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:72908, земельного участка с кадастровым номером 77:00:0000000:72910, а в отношении земельного участка на месте оврага, засыпанного в 1974-1976 годах, указывает иное основание возникновения права. Соответственно, лицами, участвующими в деле, заявлены разные доводы и обстоятельства в отношении этих трех частей общей территории, которые суды сформировали в качестве одного земельного участка. В частности, в обоснование установления границ такого земельного участка, суды указали на то, что «оставшаяся часть спорной территории» занята зданиями, принадлежащими АО «Спецтехавтоцентр». По доводам лиц, участвующих в деле, имеются в виду пять строений в пределах территории площадью 3 га, огороженной забором. Помимо этого суды сослались на снос госинспекцией отдельных объектов, составлявших, по мнению судов, упомянутый военный городок, при этом, по доводам сторон, идет речь о земельном участке на месте оврага, засыпанного в 1974-1976 годах.

Кроме того, как указывают департамент и Правительство Москвы, согласно пункту 52 Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 18.10.1979 № 260, в КЭЧ района учет ведется по каждому зданию, сооружению, военному городку, гарнизону и в целом за КЭЧ района (в том числе раздельно по источникам финансирования расходов на содержание зданий). За воинские части, содержащиеся по смете Министерства обороны СССР, учет ведется также по видам Вооруженных Сил. Земельные участки учитываются каждый в отдельности и в целом за КЭЧ района. Согласно пункту 84 данного Руководства начальники квартирно-эксплуатационных органов осуществляют контроль за ведением учета зданий, сооружений и земельных участков по планам проверок финансово-хозяйственной деятельности КЭЧ районов (КЭУ объединений), а также технических инвентаризаций указанных материальных средств. По доводам департамента и Правительства Москвы, какие-либо документы КЭЧ в отношении упомянутых объектов (за исключением пяти строений, переданных АО «Спецтехавтоцентр»), в материалы дела не представлены. Суды руководствовались лишь сведениями БТИ.

При разрешении спора суды со ссылкой на мнение экспертов также исходили из того, что территория 337 военного городка была ошибочно включена в словесно описанные границы ГМЗ «Царицыно» в приложении к Постановлению Правительства Москвы от 25.10.1994 № 951.

Данное Постановление, как указано в нем, принято Правительством Москвы во исполнение распоряжения Совета Министров Российской Федерации от 17.11.93 № 2060-р «О преобразовании Государственного историко-архитектурного и природного музея «Царицыно» в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Упомянутое приложение является частью Постановления Правительства Москвы от 25.10.1994 № 951

По доводам департамента и Правительства Москвы, Постановление Правительства Москвы от 25.10.1994 № 951 является нормативным правовым актом, в связи с чем выяснение его законности не могло входить в предмет проверки по настоящему делу.

Суд округа исходит из того, что при рассмотрении дела об установлении границ земельного участка не могут быть уменьшены закрепленные нормативными правыми актами площади и границ ООПТ, если такие акты не оспорены в установленном порядке и не признаны недействительными, не подлежащими применению полностью или в части.

Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021 по делу № А40-100725/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья Е.Е. Шевченко

Судьи В.В. Кузнецов

Р.Р. Латыпова