ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-25109/2022
г. Москва Дело № А40-101602/21
02 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей:
И.В. Бекетовой, Т.Б. Красновой,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №15 апелляционные жалобы Федерального Казначейства, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022 по делу №А40-101602/21 (149-721)
по заявлению ПАО «Куйбышевазот»
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации
третье лицо: Федеральное казначейство
о признании недействительным требования,
при участии:
от заявителя:
Игнатьева И.Е. по доверенности от 18.10.2021,
от ответчика:
Берулин А.Н. по доверенности от 17.12.2021,
от третьего лица:
Савастлеев А.А. по доверенности от 06.12.2021,
У С Т А Н О В И Л :
ПАО «Куйбышевазот» (далее также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее – ответчик, Минпромторг России) от 21.01.2021 №3015/03.
Решением от 15.03.2022, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Минпромторг России в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого требования.
Также не согласившись с решением суда первой инстанции, Федеральное казначейство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представители Минпромторга России и Федерального казначейства в судебном заседании доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований апеллянтов, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.12.2019 Минпромторг России и ПАО «КуйбышевАзот» заключили соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции от 21.12.2019 № 020-11 -2019-1344 (далее - Соглашение).
Согласно п. 1.1.1. Соглашения Министерство предоставляет Получателю в порядке и на условиях Соглашения и Правил субсидии в целях возмещения затрат Получателя, указанных в приложении № 2 к Соглашению, связанных с транспортировкой продукции, включенной в перечень продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, утвержденный Министерством (за исключением продукции, для целей поддержки производства и реализации которой допускается предоставление исключительно инвестиционного финансирования), понесенных в период с 01.10.2018 по 31.08.2019 (с 01.07.2018 по 31.08.2019 - для продукции отрасли автомобилестроения), в размере, указанном в пункте 2.1 Соглашения, определенном в соответствии с п. 5 Правил.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения Министерством была перечислена Получателю субсидия в размере 195 987 113,50 руб.
Федеральным казначейством в период с 29.09.2020 по 19.10.2020 в отношении Минпромторга России проведена внеплановая проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета в рамках механизма государственной поддержки российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции в рамках подпрограммы «Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» за 2017-2019 годы.
По итогам проверки Федеральным казначейством был составлен акт внеплановой выездной проверки от 20.10.2020, направленный в адрес Министерства письмом от 23.10.2020 № 18-03-01/21698, и направлено представление от 15.12.2020 № 18-03-01/26118 (далее - Представление), в которых указано, помимо прочих, следующее выявленное нарушение: в нарушение пп. 1 п. 2 ст. 78, пп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 1214), п. 3.1.2 Соглашения в 2019 году Минпромторгом России предоставлена субсидия ПАО «КуйбышевАзот» при отсутствии подтверждения производства капролактама за период с 01.10.2018 по 13.05.2019 на территории Российской Федерации (на период транспортировки), что привело к неправомерному предоставлению субсидии в сумме 105 922 629,40 руб. (п. 16 Представления).
Письмом от 21.01.2021 Министерством Промышленности и Торговли Российской Федерации в адрес ПАО «КуйбышевАзот» было направлено требование №3015/03 о возврате представленных средств субсидий в доход федерального бюджета сумму 105 922 629,40 руб. и уплате штрафа в размере выявленных нарушений.
Не согласившись с указанным требованием, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ПАО «Куйбышевазот», суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 БК РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно. Однако, данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 №209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами, развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона №209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов - малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии: с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №496 «О государственной поддержке российских организаций промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции».
Пунктом 8 Правил № 496 определено, что субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого организацией с акционерным обществом «Российский экспортный центр» (далее - АО «РЭЦ», Центр) как агентом Правительства Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее - Постановление № 719) определены критерии и порядок подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением № 719, заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения, представляемого в Минпромторг России субъектом деятельности в сфере промышленности.
В данном случае, производство обществом продукции, соответствующей требованиям Постановления Правительства №719, подтверждено заключениями Минпромторга России от 14.05.2019 и от 03.08.2017.
Таким образом, ПАО «КуйбышевАзот» подтвердило статус производителя, предоставив заключение о подтверждении производства промышленных товаров на дату представления заявления.
Фактически транспортировка продукции осуществлена в период с 01.10.2018г. по 21.05.2019г., в соответствии с пунктом 1.1.1 Соглашения от 21.12.2019г. № 020-11 - 2019-1344.
Согласно пункту 5 Правил № 496, для расчета размера субсидий, применяется коэффициент субсидирования, равный 0,8, в случае, если организация осуществляет производство продукции, соответствующей требованиям, приведенным в приложении к Постановлению № 719, что подтверждается заключением о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации, выданным Минпромторг России в соответствии с Постановлением № 719, т.е. достаточным является подтверждение факта производства данной продукции конкретной организацией, установленного соответствующим документом, а не периода его производства и транспортировки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что затраты общества, связанные с транспортировкой продукции обоснованно включены обществом при расчете субсидии на транспортировку продукции, условия предоставления субсидий обществом не нарушены, а оспариваемое требование противоречит действующему законодательству и нарушает права заявителя. При этом отсутствует нормативно закрепленная обязанность предоставления заключения о подтверждении производства продукции на период транспортировки .
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных ПАО «Куйбышевазот» требований.
Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не усматривается, поскольку приведенные в них доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2022 по делу №А40-101602/21 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л. Захаров
Судьи
И.В. Бекетова
Т.Б. Краснова