ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-109347/17-130-993 от 16.05.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-109347/17-130-993

22 мая 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) НОУ ВО «Московская Академия экономики и права»: Лебедева А.В. (дов. № 13 от 29.01.2018 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Рособрнадзора: Воробьевой Е.Ю. (дов. № 01-50/07-01 от 15.02.2018 г.), Мурашовой Е.Ю. (дов. № 01-222/11-01 от 25.12.2017 г.);

рассмотрев 16 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Негосударственного образовательного учреждения Высшего образования «Московская Академия экономики и права»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 03 ноября 2017 г.,

принятое судьей Кукиной С.М.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2018 г.,

принятое судьями Суминой О.С., Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е.,

по делу № А40-109347/17-130-993

по заявлению негосударственного образовательного учреждения Высшего образования «Московская Академия экономики и права» (117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 23)

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (127994, г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, К-51, ГСП-4)

о признании незаконным приказа,

УСТАНОВИЛ: негосударственному образовательному учреждению высшего образования «Московская академия экономики и права» (далее – НОУ ВО «МАЭП», заявитель, академия) Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) было выдано свидетельство о государственной аккредитации от 19 января 2017 г., регистрационный № 2474, серия 90А01 № 0002600 (далее - свидетельство о государственной аккредитации).

Согласно приложению № 1 к свидетельству о государственной аккредитации от 19 января 2017 г., регистрационный № 2474, серия 90Л01 № 0013935 у НОУ ВО «МАЭП» были аккредитованы отдельные уровни образования, укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки высшего образования:

38.00.00 Экономика и управление (уровень бакалавриата);

40.00.00 Юриспруденция (уровень бакалавриата);

38.00.00 Экономика и управление (уровень магистратуры);

40.00.00 Юриспруденция (уровень магистратуры).

С целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденного руководителем Рособрнадзора С.С. Кравцовым 28 октября 2016 г. и в соответствии с приказом Рособрнадзора от 20 февраля 2017 г. № 189 «О проведении плановой выездной проверки Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия экономики и права» (далее - приказ от 20 февраля 2017 г. № 189) в период с 28 февраля 2017 г. по 10 марта 2017 г. была проведена проверка в отношении заявителя.

Плановая выездная проверка академии проводилась по основаниям, указанным в статьях 9, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) (пункт 9 приказа от 20 февраля 2017 г. № 189).

Одной из задач проверки являлось осуществление федерального государственного контроля качества образования по образовательным программам согласно приложению к указанному приказу (пункт 6 приказа от 20 февраля 2017 г. № 189).

В соответствии с приложением к данному приказу федеральный государственный контроль качества образования осуществлялся по образовательным программам высшего образования:

38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата);

38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата);

40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) 40.03.01 Экономика (уровень магистратуры);

38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры);

40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры).

По результатам проверки, проведенной в соответствии с приказом, был составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 10 марта 2017 г. № 49/3/К, в пункте 2 которого указаны выявленные несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

На основании Акта проверки от 10 марта 2017 г. № 49/3/К и в соответствии с частью 9 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) приказом Рособрнадзора от 21 марта 2017 г. № 391 «О приостановлении Негосударственному образовательному учреждению высшего образования «Московская академия экономики и права» действия государственной аккредитации образовательной деятельности» было приостановлено действие государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки:

38.00.00 Экономика и управление (уровень бакалавриата);

40.00.00 Юриспруденция (уровень бакалавриата);

38.00.00 Экономика и управление (уровень магистратуры);

40.00.00 Юриспруденция (уровень магистратуры).

Пунктом 2 приказа от 21 марта 2017 г. № 391 академии был установлен срок 1 месяц на устранение выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по образовательным программам высшего образования, указанных в акте проверки от 10 марта 2017 г. № 49/З/К.

Ректор академии в установленный срок письмом от 20 апреля 2017 г. вх. № 07-55-479 уведомил Рособрнадзор об устранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по образовательным программам высшего образования и направил в Рособрнадзор соответствующие отчет и документы.

Рособрнадзором была проведена проверка документов и сведений, представленных академией.

По результатам проверки документов и сведений, представленных академией, сотрудником Рособрнадзора был составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 16 мая 2017 г. № 07-55-479 и сделан вывод о полном неустранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов.

Представленные документы не соответствовали установленным требованиям, поскольку не включали в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. Оценить наличие в фондах оценочных средств типовых контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы, не представилось возможным, так как фонды оценочных средств не включали в себя описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования.

В соответствии с полномочиями Рособрнадзора, установленными частью 9 статьи 93 Закона об образовании, подпунктом 6.6 пункта 6 Положения о службе, Рособрнадзором был издан приказ от 26 мая 2017 г. № 859 «О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия экономики и права»

Считая свои права нарушенными, НОУ ВО «МАЭП» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными указанных приказов.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 ноября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе НОУ ВО «МАЭП» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на допущение ответчиком нарушений Закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Заявитель также указал на нарушение ответчиком процедуры проверки представленных им документов.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель НОУ ВО «МАЭП» поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки возражал против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.

Согласно части 9 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Частью 3 статьи 17 Закона № 294-ФЗ, которая введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено, что меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются Законом об образовании в Российской Федерации.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования и федеральный государственный контроль качества образования, осуществляется в соответствие с Законом об образовании, при этом процессуальные действия, связанные с приостановлением, возобновлением и аннулированием государственной аккредитации урегулированы только частью 9 статьи 93 Закона об образовании.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые приказы не противоречат положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку заявителем не были устранены выявленные и зафиксированные нарушения в акте проверки от 10 марта 2017 г. №49/3/К.

При этом судами установлено, что Рособрнадзор осуществил свои полномочия в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзором была проведена проверка представленных заявителем в ответ на акт проверки от 10 марта 2017 г. №49/3/К документов и установлено полное неустранение выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов.

Документы, которые позволили бы сделать обоснованный вывод об устранении всех выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, заявителем не были представлены.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судами обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены судебных актов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 03 ноября 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2018 г. по делу № А40-109347/17-130-993 оставить без изменения, кассационную жалобу Негосударственного образовательного учреждения Высшего образования «Московская Академия экономики и права» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи О.В.Каменская

В.В.Кузнецов