ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-11265/23-33-86
14 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2024 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП ФИО1: ФИО2 (дов. от 22.08.2023 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Мосгосстройнадзора: ФИО3 (дов. № 22 от 31.01.2024 г.);
рассмотрев 13 февраля 2024 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИП ФИО1
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 г.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 г.,
по делу № А40-11265/23-33-86
по заявлению индивидуального предпринимателя Ларина Евгения Сергеевича
к Комитету государственного строительного надзора города Москвы
о признании незаконным уведомления от 27 декабря 2022 г. № 09-УС-5524/22-(0)-1,
УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО4, предприниматель, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:18:0190807:814, площадью 600 +/-9 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под жилищное строительство, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Первомайское, д. Елизарово, ООО «Агроресурс» (далее - земельный участок), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись регистрации от 21 июля 2022 г. № 77:18:0190807:814-77/072/2022-3.
21 декабря 2022 г. ИП ФИО4 представил в Комитет государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор) документы (схема размещения объекта планируемого строительства на земельном участке и выписка из ЕГРН, подтверждающая права собственности заявителя на земельный участок) для уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление) на земельном участке.
По результатам рассмотрения заявления и проверки представленных предпринимателем документов Мосгосстройнадзором было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 27 декабря 2022 г. № 09-УС-5524/22-(0)-1, мотивированное тем, что вид разрешенного использования объекта капитального строительства (объект индивидуального жилищного строительства) не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленному Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП (с изменениями от 01 июля 2022 г. № 1321).
Считая свои права нарушенными, ИП ФИО4 обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгосстройнадзору о признании указанного уведомления незаконным и обязании Мосгосстройнадзор согласовать строительство индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, заявленными в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 21 декабря 2022 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 г., в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ИП ФИО4 просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение его прав как собственника земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Мосгосстройнадзор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ИП ФИО4 поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Мосгосстройнадзора против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность застройщиков направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В силу части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия, в том числе, допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта перечисленным требованиям либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительными регламентами, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Комплексное развитие территории Москвы осуществляется на основании Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП (далее - Правил землепользования и застройки города Москвы).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0190807:814 недопустимо размещение объектов жилой застройки, индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Судами установлено, что размещение индивидуального жилищного строительства предусмотрено видами разрешенного использования земельного участка с кодами 2.1, 2.2, 13.2Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Классификатор).
Вместе с тем, в территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, данные виды разрешенного использования не установлены.
Отклоняя доводы предпринимателя о том, что в соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:18:0190807:814 предназначен для жилищного строительства с видом разрешенного использования «под жилищное строительство», суд со ссылкой на положения части 7 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указал на то, что выписка из ЕГРН носит информационный характер и не может подменять собой нормативный правовой акт об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Судом также указано на то, что до внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы, так и после этого, вид разрешенного использования земельного участка заявителя не предусматривал строительство индивидуального жилищного строительства.
До внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы земельный участок с кадастровым номером 77:18:0190807:814 был обозначен индексом «Ф».
В пункте 3.4.3 Правил землепользования и застройки города Москвы установлено, что во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс «Ф») в качестве предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках в упомянутых зонах устанавливаются параметры расположенных на указанных земельных участках объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о параметрах объектов капитального строительства, расположенных на конкретном земельном участке, для указанного земельного участка числовое значение индекса «Ф» является равным «нулю».
В соответствии с выпиской из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером: 77:18:0190807:814 зарегистрированные объекты капитального строительства отсутствуют.
Таким образом, параметры застройки на земельном участке заявителя до 01 июля 2023 г. (до внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Москвы) были равны «нулю», что значит - любое новое строительство на земельном участке заявителя до внесения в Правила землепользования и застройки города Москвы запрещалось действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 01 июля 2022 г. № 1321-ПП были внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Москвы, в силу которых Правительство Москвы расширило виды разрешенного использования земельных участков ряда территориальных зон в которые, в том числе, вошел земельный участок заявителя.
В результате внесенных изменений в Правила землепользования и застройки Москвы вместо индекса «Ф», которым был отмечен земельный участок заявителя, появились такие виды разрешенного использования земельных участков, как административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг (код 3.1.2), дома социального обслуживания (код 3.2.1), здравоохранение (код 3.4), образование и просвещение (код 3.5) и т.д.
При этом в территориальной зоне, в которой расположен земельный участок заявителя, согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, отсутствуют классификаторы (коды 2.1, 2.2, 13.2), которые разрешают строительство индивидуального жилищного строительства.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 апреля 2023 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2023 г. по делу № А40-11265/23-33-86 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи Р.Р.Латыпова
Е.Е.Шевченко