ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-120948/20 от 27.04.2021 АС Московского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2021
Полный текст постановления изготовлен 05.05.2021

Арбитражный суд Московского округа в составе: 

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:

от заявителя по делу – акционерного общества «Лакталис Восток» – ФИО1 (представителя по доверенности от 11.01.2021), ФИО2  (представителя по доверенности от 11.01.2021), 

от Московской областной таможни – ФИО3 (представителя по  доверенности от 30.10.2020), 

рассмотрев 27.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу  акционерного общества «Лакталис Восток» 

на решение от 13.10.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 01.02.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда


по делу № А40-120948/2020 

по заявлению акционерного общества «Лакталис Восток»
к Московской областной таможне
об оспаривании решения,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Лакталис Восток» (далее – общество) обратилось  в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным  решения Московской областной таможни (далее также – таможня) от 20.04.2020   № РКТ-1001300-20/000294. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2020, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от  01.02.2020, в удовлетворении заявления отказано. 

В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты,  ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и  процессуального права, несоответствие выводов судов о применении норм права  установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. 

В судебном заседании представители общества поддержали доводы  кассационной жалобы, просили направить дело на новое рассмотрение в суд  первой инстанции. 

Представитель таможни возражал против удовлетворения кассационной  жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее. 

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив  доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о  наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Как следует из судебных актов, общество 10.02.2020 подало декларацию   № 10013160/100220/0062931, в которой в качестве товара № 1 заявило к  таможенному оформлению товар со следующими наименованием, количеством,  маркировкой, страной происхождения и наименованием производителя:  «РАССОЛЬНЫЙ СЫР САЛАКИС, СЫР РАССОЛЬНЫЙ БРЫНЗА В  АССОРТИМЕНТЕ, КОЛИЧЕСТВО, СРОКИ ГОДНОСТИ, КОДЫ ОКП И  КОДЫ ЗВОДОВ-ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ, в т.ч.: СЫР БРЫНЗА С МАССОВОЙ 


ДОЛЕЙ ЖИРА В СУХОМ ВЕЩЕСТВЕ – 45%, ЖИРЫ – 16,7% В  ПЛАСТИКОВОЙ УПАКОВКЕ ПО 500 Г ПО 8 ШТ В КАРТОННОМ ЛОТКЕ,  КОД ОКП 92 2520, КОД ЗАВОДА RS579, ПРОДУКТ ПОЛУЧЕН БЕЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО МОДИФИЦИРОВАННЫХ  (ТРАНСГЕННЫХ) ОРГАНИЗМОВ, ИЗГТОВИТЕЛЬ SOMBOLED D.O.O.,  РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ, ТОВ. ЗНАК «PRESIDENT», Артикул 31534,  количество 2 428,00 КГ СЫР БРЫНЗА С МАССОВОЙ ДОЛЕЙ ЖИРА В  СУХОМ ВЕЩЕСТВЕ – 45%, ЖИРЫ – 16,7% В ПЛАСТИКОВОЙ УПАКОВКЕ  ПО 250 Г ПО 16 ШТ В КАРТОННОМ ЛОТКЕ, КОД ОКП 92 2520, КОД  ЗАВОДА RS579, ПРОДУКТ ПОЛУЧЕН БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕННО- ИНЖЕНЕРНОГО МОДИФИЦИРОВАННЫХ (ТРАНСГЕННЫХ)  ОРГАНИЗМОВ, ИЗГТОВИТЕЛЬ SOMBOLED D.O.O., РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ,  ТОВ. ЗНАК «PRESIDENT», Артикул 31533, количество 4 636,00 КГ СЫР  САЛАКИС С МАССОВОЙ ДОЛЕЙ ЖИРА В СУХОМ ВЕЩЕСТВЕ 45%,  ЖИРЫ - 16,7%.В ПЛАСТИКОВОЙ УПАКОВКЕ ПО 500 Г. ПО 8 ШТ В  КАРТОННОМ ЛОТКЕ; КОД ОКП 92 2520, КОД ЗАВОДА RS579, ПРОДУКТ  ПОЛУЧЕН БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО  МОДИФИЦИРОВАННЫХ (ТРАНСГЕННЫХ) ОРГАНИЗМОВ, ИЗГТОВИТЕЛЬ  SOMBOLED D.O.O., РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ, ТОВ. ЗНАК «PRESIDENT»,  Артикул 31532, количество 796,00 КГ СЫР САЛАКИС МАССОВОЙ ДОЛЕЙ  ЖИРА В СУХОМ ВЕЩЕСТВЕ 45%, ЖИРЫ - 16,7%.В ПЛАСТИКОВОЙ  УПАКОВКЕ ПО 250 Г. ПО 16 ШТ В КАРТОННОМ ЛОТКЕ; КОД ОКП 92 2520,  КОД ЗАВОДА RS579, ПРОДУКТ ПОЛУЧЕН БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕННО- ИНЖЕНЕРНОГО МОДИФИЦИРОВАННЫХ (ТРАНСГЕННЫХ)  ОРГАНИЗМОВ, ИЗГТОВИТЕЛЬ SOMBOLED D.O.O., РЕСПУБЛИКА СЕРБИЯ,  ТОВ. ЗНАК «PRESIDENT», Артикул 31531, количество 2108 кг. 

В ДТ общество указало код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 0406 10 500 9:  «прочие молодые сыры (недозрелые или не выдержанные), включая  сывороточно-альбуминовые сыры и творог, с содержанием жира не более 40  мас.%». Ставка ввозной таможенной пошлины – 0% в соответствии с  Соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным 


Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между  Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000. 

Таможней 14.02.2020 принято решение о проведении дополнительной  проверки по вопросу о коде классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС. 

По результатам проверки таможня 20.04.2020 приняла решение о  классификации товара № РКТ-10013000-20/000294 по коду ТН ВЭД ЕАЭС –  0406 90 990 1 «сыры прочие», а также решение о внесении изменений  (дополнений) в сведения, заявленные в названной ДТ. 

Не согласившись с таможней, общество оспорило решение от 20.04.2020   № РКТ-1001300-20/000294 в судебном порядке. 

Признавая законным оспариваемое решение, суды первой и  апелляционной инстанций, исходя из заключения таможенного эксперта  «Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление  Экспертно-5 А40-120948/20 криминалистическая служба - региональный филиал  Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г.  Брянск Экспертно-исследовательский отдел № 2 (г. Смоленск)» ФТС России от  05.03.2020 № 12403020/0005045 и со ссылкой на решение Коллегии Евразийской  экономической комиссии от 28.02.2018 № 32 «О классификации рассольных  сыров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Евразийского экономического союза», пришли к выводу о том,  классификационный код рассматриваемого товара заявлен обществом не верно,  без учета того, что ввезенный товар (сыр) предусматривает созревание. Суды  сочли, что обществом не представлено доказательств в обоснование  классификации этого товара по коду 0406 10 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС. 

Между тем согласно пункту 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров,  указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных  документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых  экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации  товаров. 

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 19 ТК ЕАЭС международной  основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются 


Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной  таможенной организации и единая Товарная номенклатура  внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. 

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается  Комиссией Евразийского экономического союза. 

Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности  принимаются Комиссией. 

В соответствии с решением Коллегии Евразийской Экономической  комиссии от 28.02.2018 № 32 «О классификации рассольных сыров в  соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности» рассольные сыры, изготовленные из молока и (или) продуктов,  полученных из молока, без замещения его натуральных компонентов другими  веществами, по технологиям производства, не предусматривающим созревания,  результатом которых является получение сыров со сформированными  физическими, химическими и органолептическими показателями,  свойственными конкретным наименованиям молодых (свежих) рассольных  сыров, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной  номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируются в  субпозиции 0406 10 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности Евразийского экономического союза. 

Тем самым подтверждено, что разрешение вопроса о классификации  рассматриваемого товара зависело от такого классифицирующего признака, как  наличие в технологии производства стадии созревания рассольного сыра. 

Тем самым, подлежало проверке получение рассольными сырами,  изготовленными из молока и (или) продуктов, полученных из молока, без  замещения его натуральных компонентов другими веществами со  сформированными физическими, химическими и органолептическими  показателями, свойственными конкретным наименованиям молодых (свежих)  рассольных сыров на стадии производства в отсутствие созревания либо при  условии созревания. 


По мнению общества, отсутствие или наличие стадии созревания в  технологии производства рассольного сыра невозможно было установить  органолептическими или химическими методами анализа рассматриваемой  продукции, это можно было сделать исключительно путем анализа сведений о  технологии производства и проверки факта готовности рассольного сыра к  употреблению сразу по завершению производственного цикла. 

По доводам жалобы, обществом в рамках проведения дополнительной  проверки в таможню представлена технологическая схема производства сыров  «Брынза» и «Салакис», подтверждающая отсутствие технологической стадии  «созревания» импортируемой молочной продукции. 

Как считает общество, в заключении таможенной экспертизы отсутствуют  сведения об установлении квалифицирующего признака «созревание» как  дополнительного этапа изготовления сыров «Брынза» и «Салакис». 

При этом, по мнению общества, при разрешении спора должна была  оцениваться как доказательство, прежде всего, названная схема, представленная  в материалы судебного дела (л.д. 78). 

По объяснениям общества, наличие или отсутствие процесса созревания  определяется не помещением сыра в рассол (который по технологии может  применяться в качестве условия для хранения в целях последующей его  транспортировки и реализации), а возможностью либо невозможностью  употребления сыра сразу после изготовления. 

Кроме того, общество утверждает, что рассматриваемая продукция  поставляется длительное время на основании контракта от 17.07.2013 № 2013-1.  Технология производства рассольных сыров «Брынза» и «Салакис» ТМ  PRESIDENT в течение срока действия контракта по существу не изменялась. 

По доводам общества, вопрос о классификации рассольного сыра был  предметом рассмотрения таможенных органов с самого начала поставок по  данному контракту. В 2015 году вопрос правомерности классификации сыров  «Брынза» и «Салакис» по коду ТН ВЭД 0406 10 500 9 «прочие молодые сыры  (недозрелые или не выдержанные), включая сывороточно-альбуминовые сыры и 


творог, с содержанием жира не более 40 мас.%» рассматривался Арбитражным  судом Смоленской области. 

Во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Смоленской  области от 19.08.2015 по делу № А62-2386/2015 (оставлено без изменения  постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 и  постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.04.2016 по  данному делу) по заявлению общества к Смоленской таможне об оспаривании  решения таможенного органа о классификации товара проанализирована  правомерность экспертной оценки зрелости (созревания) рассольного сыра на  основании органолептических показателей или химического состава, с учетом  мнения профильной экспертной организации Всероссийского научно- исследовательского института маслоделия и сыроделия (письмо от 14.04.2014 №  2-1637). Также Арбитражным судом Смоленской области принята экспертное  заключение ГУН ВНИМИ Россельхозакадемии от 31.03.2014 № 1-34/19-14, в  соответствии с которым сыры рассольные «Брынза» PRESIDENT и «Салакис»  относятся к группе невыдержанных сыров (согласно применяемой технологии  сыры готовы к употреблению сразу после окончания технологического  процесса). 

И Московская областная таможня, и Смоленская таможня, входят в  единую систему таможенных органов Российской Федерации, осуществляющих  взимание таможенных платежей, в том числе ввозной таможенной пошлины, и  контроль за их поступлением в федеральный бюджет. 

В связи с этим, по мнению общества, несмотря на то, что в данном случае  идет речь о другой поставке товара по тому же контракту, судебные акты  арбитражных судов по делу № А62-2386/2015 с учетом продолжительности  договорных отношений общества с поставщиком, неизменности  законодательных норм и технологии производства импортируемых обществом  рассольных сыров, должны были быть приняты во внимание при разрешении  настоящего спора. 

При этом общество считает, что таможней не представлены в материалы  дела доказательства и не заявлены обстоятельства, при которых вопрос о 


классификации рассматриваемого товара по упомянутому контракту мог быть  разрешен иным образом. 

При рассмотрении данных доводов общества суд округа учитывает  правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,  изложенную в Постановлении Президиума от 12.05.2009 № 17440/08 по делу №  А40-3479/2008, по вопросу участия в судебных спорах разных таможенных  органов. 

Судами первой и апелляционной инстанций соответствующие  обстоятельства не проверены и не оценены. 

Кроме того, по доводам общества, Гармонизированная система описания  и кодирования товаров принята Международной Конвенцией о  Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в  Брюсселе 14.06.1983) (далее – Конвенция). 

Согласно пункту «а» статьи 1 Конвенции Гармонизированная система  описания и кодирования товаров (далее – ГС) – это номенклатура, включающую  в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды,  примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила  интерпретации ГС. 

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 3 Конвенции каждая  договаривающаяся сторона Конвенции обязуется, что ее таможенно-тарифная и  статистические номенклатуры будут соответствовать ГС с момента вступления  Конвенции в силу по отношению к этой договаривающейся стороне. 

Тем самым, она обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и  статистическим номенклатурам: i) использовать все товарные позиции и  субпозиции ГС, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо  дополнений или изменений; iii) соблюдать порядок кодирования, принятый в  Гармонизированной системе. 

Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции договаривающейся стороне не  запрещается создавать в своих таможенно-тарифной или статистических  номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в  ГС, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы 


сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в Приложении к  Конвенции. 

В основных положениях Конвенции определено, что отдельные страны  или группы стран, присоединяющиеся к ней, могут на основе ГС разрабатывать  свои товарные номенклатуры и таможенный тариф с более глубокой степенью  детализации товарных субпозиций в дополнительных структурных элементах  сверх шестизначного цифрового кода, приведенного в номенклатуре ГС. 

Республика Сербия является участником Конвенции.

Таким образом, ТН ВЭД Республики Сербии, также как и ТН ВЭД ЕАЭС,  на уровне первых шести знаков классификационного кода соответствует  Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. 

По доводам общества, в соответствии со статьей 4 Конвенции  отправителем товара компанией-производителем SOMBOLED DOO заполнена  международная товарно-транспортная накладная (CMR), в которой в графах б, 7,  8, 9 указан классификационный код страны-отправителя 040610, такой же код  указан и в экспортной декларации производителя и в сертификате  происхождения товаров форма СТ-2. В связи с этим производитель сыров, также  как и общество, относит ввозимые товары на уровне шести знаков к товарной  субпозиции 0406 10 (молодые сыры (недозрелые или невыдержанные). 

Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка  доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки  полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты  подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК  РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо  всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц,  участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства  спора, разрешить его, правильно применив нормы материального права, с  соблюдением положений АПК РФ, в том числе положений части 1 статьи 65,  части 5 статьи 200. 


Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2020 и  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по  делу № А40-120948/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в  Арбитражный суд города Москвы. 

Председательствующий судья Е.Е. Шевченко 

Судьи Е.А. Ананьина 

 В.В. Кузнецов