87/2020-155987(1)
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-26744/2020
г. Москва Дело № А40-12189/20
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО «ХОРОШО СЛЕТАТЬ.РУ» на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.04.2020, принятое в порядке упрощенного производства по А40-12189/20 (21-93) судьи Гилаева Д.А.
по исковому заявлению ООО «ХОРОШО СЛЕТАТЬ.РУ» к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов
недвижимости города Москвы
о признании незаконным постановления
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО «ХОРОШО СЛЕТАТЬ.РУ» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее – административный орган, инспекция) от 15.01.2020 № 410- НФ/9102149/3-19 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 КоАП г.Москвы.
Решением от 10.04.2020, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при наличии законных
оснований для привлечения заявителя к ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество не согласилось с принятым по делу решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным. В обоснование доводов указывает на то, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением от 15.01.2020 № 410-НФ/9102149/3-19 заявитель был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.4 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП города Москвы.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствующим действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с ч.1 ст.9.4 КоАП города Москвы нарушение установленного Правительством Москвы порядка занятия и (или) использования объектов нежилого
фонда, находящихся в собственности города Москвы, за исключением случаев, предусмотренных ст.9.7 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п.10 ст.16.3 указанного Закона дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 6, ст.ст.9.3-9.10, рассматривается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.
В силу п.1 ст.16.5 данного Закона протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст.16.3 Закона.
Деятельность Госинспекции по недвижимости регулируется Законом г.Москвы «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве» от 03.06.2009 № 17 и Положением о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 № 184-ПП.
Согласно ст.1 Закона города Москвы от 03.06.2009 № 17 «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве», п.1.1 Положения о Госинспекции по недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 № 184-ПП Госинспекция по недвижимости осуществляет региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы.
П.2 ст.2 Закона города Москвы от 03.06.2009 № 17, определяет понятие «проверки использования объекта недвижимости», под которым понимается совокупность действий должностных лиц уполномоченного органа по рассмотрению документов юридического, физического лица и обследованию объекта недвижимости для оценки соблюдения юридическим, физическим лицом обязательных правовых, организационных, технических и иных требований по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими и разрешительными документами, проектной и иной документацией.
Объекты нежилого фонда - находящиеся в собственности города Москвы отдельно стоящие нежилые здания, строения, сооружения и их части, нежилые помещения в жилых домах, включая встроенно-пристроенные, а также иные помещения нежилого назначения, не отнесенные к жилищному фонду, в том числе расположенные за пределами города Москвы (п.3 ст.2 Закона).
В основные задачи и функции Госинспекции по недвижимости входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (п.2 ст.8 Закона от 03.06.2009 № 17).
То есть пресечение противоправных действий, нарушающих законодательство, регулирующее порядок и правила использования объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы и (или) земли, а равно требование от лица, использующего нежилое помещение и (или) земельный участок, устранения выявленного правонарушения.
С целью предотвращения и пресечения правонарушений в области использования объектов недвижимости постановлением Правительства Москвы от
17.11.2009 № 1274-ПП «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений» на Госинспекцию по недвижимости возложено систематическое осуществление обследования (визуальные осмотры, мониторинг) территорий, зданий и сооружений.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Москвы Первым заместителем руководителя Госинспекции по недвижимости утвержден «Порядок осуществления обследований территорий, зданий и сооружений, не требующих взаимодействия с их пользователем» (далее Порядок).
Согласно данному Порядку мероприятие по обследованию объектов недвижимости проводится на основании письменного поручения. По результатам проверки составляется акт обследования. В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличия события административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении.
В рамках данного Порядка Главными инспекторами Госинспекции по недвижимости проведено обследования нежилого помещения, используемого ООО «Хорошо слетать.ру».
Кроме того, Закон г.Москвы «О государственном контроле за использованием объектов недвижимости в городе Москве» от 03.06.2009 № 17 и постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012г. № 184-ПП не являются нормами, улучшающими положение лица, совершившего правонарушение. Названные нормативные правовые акты имеет иные цели и сферу применения, не могут применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяют фактическое основание наступления ответственности в рассматриваемой ситуации.
Из материалов дела видно, что должностным лицом Госинспекции по недвижимости 19.11.2019 произведен осмотр объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: Москва, Зеленоград, корп.401. При осмотре проводилась фотосъемка, в материалах дела имеются фотоснимки.
Главным инспектором отдела контроля за объектами недвижимости по Зеленоградскому административному округу Госинспекции по недвижимости ФИО1 19.11.2019 проведен анализ акта о результатах осмотра объекта нежилого фонда и приложенных к нему материалов осмотра объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: Москва, Зеленоград, корп.401.
Общество с ограниченной ответственностью «Универмаг «Юность» владеет нежилым помещением площадью 13,8 кв.м (подвал, помещение I, комната 12; 1 этаж, помещение I, часть комнаты 1а (7,6 кв.м)), расположенном в многоквартирном жилом доме по адресу: Москва, Зеленоград, корп. 401, на основании договора аренды от 31.08.2005 № 10-00311/05. Договор является действующим. Нежилой объект передан в аренду для использования в целях подсобных помещений. Помещение (кадастровый номер 77:10:0000000:3210) является собственностью города Москвы запись в ЕГРП от 12.11.2004 № 77-01/10-1058/2004-110.
По результатам анализа материалов осмотра нежилого помещения (здания), принадлежащего на праве собственности городу Москве (рапорт 9102149/2 от 19.11.2019), установлено, что нежилое помещение площадью 7,9 кв.м. (1 этаж; помещение I, комната 1в), расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: Москва, Зеленоград, корп. 401, занимает и использует ООО «Хорошо слетать.ру» под размещение офиса туристического агентства. По периметру помещения размещена информация о туристических путевках, в помещении оборудовано рабочее место менеджера по туризму.
Согласие (разрешение) собственника нежилого помещения в лице Департамента городского имущества города Москвы на использование помещения площадью 7,9 кв.м ООО «Хорошо слетать.ру» не получено.
Следовательно, ООО «Хорошо слетать.ру» использует нежилое помещение с нарушением установленного Правительством Москвы порядка занятия и (или) использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы.
Данный факт зафиксирован в рапорте об обнаружении административного нарушения от 19.11.2019 № 9102149/2, в протоколе об административном правонарушении от 04.12.2019 № 9102149/3 и подтвержден материалами дела, в том числе сведениями из информационной системы Департамента городского имущества города Москвы. Протокол составлен по адресу: Москва, Зеленоград, корп.456.
Выявлены нарушение п.3.3.1.18 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП «Об утверждении Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы».
Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 04.12.2019 № 9102149/3 и подтвержден материалами дела, в том числе сведениями из информационной системы Департамента городского имущества города Москвы.
Кроме протокола об административном правонарушении доказательствами по делу являются: рапорт об обнаружении административного нарушения от 19.11.2019 № 9102149/2, акт о результатах осмотра объекта нежилого фонда от 19.11.2019 № 9102149/2, фототаблица.
В этой связи, в действиях ООО «Хорошо слетать.ру» содержится состав административного правонарушения, выразившийся в нарушении установленного Правительством Москвы порядка занятия и (или) использования объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы.
По гражданско-правовому договору, а именно договору аренды (субаренды), согласно ст.606 ГК РФ, арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду (субаренду) принадлежит собственнику либо лицам, управомоченным на то законом или собственником.
Кроме того, в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 29.06.2010 № 540-ПП установлен порядок учёта и оформления прав на объекты нежилого фонда (здания, сооружения, нежилые помещения) в городе Москве.
В соответствии с п.1.3 приложения 1 постановления от 29.06.2010 № 540-ПП, использование объекта нежилого фонда - владение и (или) пользование объектом нежилого фонда, осуществляемое на ограниченном вещном праве хозяйственного ведения или оперативного управления, или обязательном праве аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования или концессии.
В силу абз.2 п.3.1 приложения 1 постановления № 540-ПП от 29.06.2010 объекты нежилого фонда могут быть переданы государственным унитарным предприятиям города Москвы на праве хозяйственного ведения, казенным предприятиям города Москвы или государственным учреждениям города Москвы на праве оперативного управления или переданы пользователям на основании гражданско-правового договора.
В соответствии с абз.4 п.3.1 приложения 1 постановления № 540-ПП от 29.06.2010 объекты нежилого фонда, не переданные пользователям, управляются Департаментом городского имущества города Москвы как объекты, не имеющие пользователя.
Права и обязанности арендатора и арендодателя определяются гражданским законодательством Российской Федерации и соответствующим договором аренды объекта нежилого фонда (подп.3.3.1.8. п.3.3.1).
Следовательно, у ООО «Хорошо слетать.ру» отсутствовали основания для занятия вышеуказанного помещения. ООО «Хорошо слетать.ру» в силу положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ не приняло всех должных мер, хотя у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность кодексом субъекта Российской Федерации или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за что обоснованно привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.9.4 КоАП г.Москвы, о чём свидетельствует постановление от 15.01.2020 № 410-НФ/9102149/3-19.
Иные доводы общества не опровергают установленные по делу юридически значимые обстоятельства, основаны на ином (собственном) толковании действующего законодательства и направлены не на соблюдение им действующего законодательства и норм КоАП города Москвы, а на изыскание всевозможных способов ухода от ответственности за установленное надзорным органом правонарушение.
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, не представлено.
Факт наличия вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами дела, обстоятельств, исключающих в отношении Заявителя производство по делу об административном правонарушении (ст.24.5 КоАП РФ), не выявлено, все обстоятельства, подлежащие выяснению в силу ст.26.1 КоАП РФ, в отношении Заявителя были административным органом выяснены.
Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены
оспариваемого согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не имеется.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2020 по делу № А40- 12189/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья: В.А. Свиридов
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.