ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
11 апреля 2022 года Дело № А40-132526/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2022 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от Федерального казённого предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»: ФИО1 по доверенности №79 от 27 апреля 2021, паспорту,
от 122 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации: не явился, извещён;
рассмотрев 05 апреля 2022 года в судебном заседании кассационные жалобы Федерального казённого предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»
на решение от 20 сентября 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 25 ноября 2021 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу № А40-132526/2021,
по заявлению Федерального казённого предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»
к 122 Отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казённое предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к 122 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее-административный орган) об отмене постановления 122 отдела ГАСН МО РФ от 16.06.2021№ 122/30/2021 по делу об административном правонарушении о привлечении ФКП «УЗКС МО РФ» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 520 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года октября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного от 25 ноября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Минобороны России» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, начальником 122 отдела составлен протокол об административном правонарушении от 03.06.2021 № 122/30/2021 по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении предприятия в связи с установлением факта правонарушения.
Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 16.06.2021 № 122/30/2021 предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 520.000 руб.
Предприятие, считая постановление незаконным и подлежащим отмене, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
При разрешении данного спора суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе условия государственного контракта для выполнения строительно -монтажных работ по объекту, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и предприятием, разделом 7 которого установлены обязанности предприятия в том числе получить разрешение на строительство объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, установили наличие в действиях предприятия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
При этом судами не было учтено следующее.
В материалах дела имеется письмо Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации от 16.07.2021 № 153/9/11890, из которого следует, что заявитель обращался к указанному лицу с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Реконструкция технического здания № 103 под размещение изделия ЦПС – 1 Г1 в войсковой части 47126, п. Мещерино Московской области», расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, с.п. Аксиньинское, в районе с. Мещерино для осуществления следующих работ: перепланировка здания, замена напольного покрытия, отделка стен и потолков, замена дверных и оконных блоков, замена кровельного ковра, замена инженерных систем, устройство системы навесного вентилируемого фасада, замена ограждения кровли, ремонт входных групп, установка решеток на окна, замена радиопрозрачных укрытий на кровле, ремонт пилонов кровли, благоустройство территории.
Судами данному письму оценка не дана.
Кроме того, судами не исследован вопрос с учетом перечня подлежащих осуществлению работ о необходимости получения для их выполнения разрешения на строительство в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и, соответственно, наличии, либо отсутствии оснований для принятия оспариваемого акта уполномоченным лицом.
Данная позиция аналогична позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 № 305-ЭС21-20655 по делу Арбитражного суда города Москвы № А40-126531/2020.
Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства, и принять судебный акт, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2021 года по делу № А40-132526/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья Ю.С. Петропавловская
Судьи: В.В. Кузнецов
Е.Е. Шевченко