г. Москва
06.05.2021 Дело №А40-135744/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2021
Полный текст постановления изготовлен 06.05.2021
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Гречишкина А.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – общества с ограниченной ответственностью «Базис» – ФИО1 (представителя по доверенности 10.02.2021),
от Департамента городского имущества города Москвы – ФИО2 (представителя по доверенности от 29.12.2020),
рассмотрев 28.04.2021 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Базис»
на решение от 19.11.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04.02.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-135744/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис»
к Департаменту городского имущества города Москвы
об оспаривании распоряжения в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Базис» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее – департамент) об оспаривании пунктов 2, 3 распоряжения от 15.06.2020 № 17775 «О снятии запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005016:115 по адресу: <...>» и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, направив обществу распоряжение о снятии запрета на строительство в отношении данного земельного участка без указания на обязанность внесения какой-либо платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на этом земельном участке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить, в том числе указал на противоречивость действий департамента и их несоответствие законодательству Москвы, поскольку в уведомлении департамент указал на необходимость внесения платы в размере 255 597 600 рублей, что и сделало общество, однако в оспариваемом распоряжении обязал общество уплатить уже другую сумму – 537 396 453,12 рублей.
Также представитель общества пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка была установлена в большем размере и подлежала применению, начиная с 2020 года, поэтому в результате принятия департаментом в 2018 году признанного незаконным судом распоряжения об отказе в снятии запрета на строительство и последующих действий обществу необоснованно указано в оспариваемом по настоящему делу распоряжении на обязанность внести плату за снятие запрета на строительство в повышенном размере, исходя из увеличенной кадастровой стоимости земельного участка и без учета уже внесенной обществом платы, определенной судом по другому делу и указанной в уведомлении департамента, также пояснил, что для восстановления нарушенных прав и законных интересов общества ввиду уплаты установленной суммы по уведомлению департамента достаточно признания недействительными пунктов 2, 3 оспариваемого по настоящему делу распоряжения.
Представитель департамента в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, поддержал выводы судов в обжалуемых судебных актах, основанные, по мнению департамента, на правильном применении законодательства города Москвы, пояснил, что в случае принятия департаментом законного распоряжения о снятии запрета на строительство по заявлению общества, поданному в октябре 2018 года, такое распоряжение с учетом регламентируемых сроков подлежало вынесению до изменения кадастровой стоимости земельного участка; пояснить, почему пунктами 2, 3 оспариваемого распоряжения департамент обязал общество единовременно внести плату за снятие запрета на строительство на земельном участке без учета уже перечисленной обществом суммы по уведомлению в соответствии с решением суда по делу № А40-313996/2018 пояснить затруднился.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, и приняв во внимание судебные акты по делам № А40-42063/2017 и А40-313996/2018 с участием тех же сторон, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено арбитражными судами по настоящему делу и по делу № А40-313996/2018, общество на основании договора купли-продажи земельного участка от 04.12.2008 № 09-С00068, заключенного с г. Москва, является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115 площадью 13 792 кв. м., адрес (местонахождение): <...>.
Распоряжением префекта САО города Москвы от 14.10.2008 № 8858 установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на этом земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Запрет был установлен исходя из положений Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 137), Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» (далее также – Закон № 48).
Вступившим в законную силу решением от 22.08.2017 по делу № А40-42063/2017 Арбитражный суд города Москвы по заявлению общества признал незаконным решение департамента, оформленное письмом от 12.01.2017, об отказе в предоставлении государственной услуги «Изменение разрешенного использования земельного участка», принятое в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114 и 77:09:0005016:115, находящихся по адресу: <...>, и обязал департамент в месячный срок с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
Во исполнение решения суда департамент 16.04.2018 издал распоряжения об изменении разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0005016:114 и 77:09:0005016:115.
Изменение вида разрешенного использования осуществлено на основании и исходя из видов разрешенного использования земельных участков, установленных в утвержденных градостроительных планах № RU77-213000-011544 и RU77-213000-011550, которые одобрены на заседании Градостроительной земельной комиссии города Москвы от 06.02.2014.
В Единый государственный реестр недвижимости 21.09.2018 были внесены соответствующие записи, согласно которым земельному участку 77:09:0005016:115 вместо вида разрешенного использования «для эксплуатации сервисно-складского комплекса и административного здания» присвоено следующее разрешенное использование: «4.0.0 - Размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.1.0, 4.2.0, 4.3.0, 4.4.0, 4.5.0, 4.6.0, 4.8.0, 4.9.0, 4.10.0; 5.1.2 - Размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-центров; 6.9.0 - Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и т.п.; продовольственные и непродовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов».
С учетом этого кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115 установлена в размере 319 497 000 руб.
Общество 29.10.2018 обратилось в департамент с запросом № 33-5-123053/18-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство» в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115.
По результатам рассмотрения запроса департамент 20.11.2018 направил обществу письмо № 33-5-123053/18-(0)-1 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство».
Вступившим в законную силу решением от 09.04.2019 по делу № А40-313996/2018 Арбитражный суд города Москвы по заявлению общества признал незаконным решение департамента, оформленное этим письмом, и обязал департамент в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
При этом в данном решении арбитражный суд указал, что департамент каких-либо действий, связанных с уведомлением общества о необходимости оплаты 80% кадастровой стоимости земельного участка не совершил, а вместо этого принял оспариваемое решение об отказе в снятии запрета на строительство в отсутствие на то законных оснований, что свидетельствует о нарушении департаментом требований законодательства, повлекшем за собой нарушение прав и законных интересов общества в области предпринимательской деятельности, связанное с отсутствием возможности осуществлять строительство и возводить объекты недвижимого имущества.
Действующая кадастровая стоимость земельного участка 77:09:0005016:115, как установил суд, на дату обращения общества в департамент (29.10.2018) с запросом о предоставлении государственной услуги составляла 319 497 000 рублей, поэтому 80% от кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка составляет 255 597 600 рублей.
Департамент издал распоряжение от 15.06.2020 № 17775 «О снятии запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005016:115 по адресу: <...>».
При этом пунктами 2, 3 данного распоряжения департамент обязал общество внести плату за снятие запрета на строительство в размере 537 396 453,12 руб., что составило 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 19.02.2020, единовременно в течение 30 дней с даты выпуска настоящего распоряжения.
Не согласившись с департаментом, общество оспорило пункты 2, 3 распоряжения от 15.06.2020 № 17775 в судебном порядке.
При этом в обоснование заявления общество указало на то, что этими пунктами распоряжения департамент необоснованно обязал общество внести плату за снятие запрета на строительство в размере, отличном от размера платы установленного решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2019 по делу № А40-313996/2018, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда и Арбитражного суда Московского округа, и воспроизведенного самим департаментом в уведомлении от 14.05.2020.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованном возложении департаментом (пунктами 2, 3 распоряжения № 17775) на общество обязанности по внесению платы за снятие запрета на строительство в размере 537 396 453,12 руб. единовременно в течение 30 дней с даты выпуска названного распоряжения. При этом суды, руководствуясь положениями статьи 7 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» и статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», сочли, что сумма в 80% от кадастровой стоимости земельного участка в рассматриваемом случае должна быть определена по состоянию на 16.06.2020, поскольку именно в эту дату департаментом издано оспариваемое распоряжение о снятии запрета на строительство в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115.
Отклоняя ссылки общества на незаконность отказа департамента в 2018 году в снятии запрета на строительство в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115 и на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-313996/2018, в котором указан иной размер платы за снятие запрета на строительство, и не принимая ссылку общества на уведомление самого департамента от 14.05.2020 с указанием той же суммы, суды первой и апелляционной инстанций по настоящему делу отметили, что в судебных актах по делу № А40-313996/2018 выводы о необходимости внесения обществом именно такой платы не изложены, суд признал незаконным отказ в предоставлении государственной услуги «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство» и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке, при этом указание на исчисление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115 в резолютивной части отсутствуют.
При рассмотрении кассационной жалобы суд округа исходил из следующего.
В соответствии пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Частью 3.1 Закона № 48 предусмотрено, что размер платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию составляет 80 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче распоряжения о снятии запрета на строительство в городе Москве, последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу собственника земельного участка в городе Москве, установлен Административным регламентом «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство», утвержденным постановлением Правительства города Москвы № 199-ПП от 15.05.2012 (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 3.3.3 Административного регламента «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство», утвержденного постановлением Правительства города Москвы № 199-ПП от 15.05.2012 в качестве приложения № 14 к данному постановлению, в редакции, подлежащей применению к спорным отношениям (далее – Регламент), при подтверждении права на получение государственной услуги должностное лицо департамента осуществляет:
– подготовку и подписание уполномоченным должностным лицом департамента распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также направление в установленном порядке документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости;
– после получения кадастрового паспорта с измененным видом разрешенного использования земельного участка, направление заявителю уведомления о необходимости внесения платы за снятие запрета на строительство в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка;
– после подтверждения факта внесения платы за снятие запрета на строительство подготовку проекта распоряжения о снятии запрета на строительство.
Следовательно, расчет (определение) суммы за снятие запрета на строительство и ее уплата производился до издания соответствующего распоряжения о снятии запрета.
Как установлено судами по делу № А40-313996/2018, с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство» общество обратилось в октябре 2018 года.
Согласно пункту 3.3 Регламента максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 17 рабочих дней.
Согласно пункту 3.3.5 Регламента результатом выполнения административной процедуры является проект распоряжения департамента о снятии запрета на строительство либо проект решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Согласно пункту 3.4.3 Регламента должностное лицо, ответственное за формирование результата предоставления государственной услуги:
– подписывает решение об отказе в предоставлении государственной услуги;
– при подтверждении права заявителя на получение государственной услуги подписывает распоряжение Департамента о снятии запрета на строительство;
– обеспечивает внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в состав сведений Базового регистра.
Согласно пункту 3.4.4 Регламента максимальный срок выполнения административной процедуры составляет один рабочий день.
Согласно пункту 2.9.1 Регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является внесение заявителем платы за снятие запрета на строительство.
Согласно пункту 2.9.2 Регламента перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги является исчерпывающим.
Как указано в пункте 2.9.3 Регламента, срок приостановления предоставления государственной услуги не может превышать 23 рабочих дня.
В силу пункта 2.9.4 Регламента решение о приостановлении предоставления государственной услуги подписывается уполномоченным должностным лицом департамента с использованием электронной подписи и направляется заявителю в «личный кабинет» Портала не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 2.9.5 Регламента предоставление государственной услуги возобновляется не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения причин, ставших основанием для приостановления предоставления государственной услуги. Заявитель информируется о возобновлении предоставления государственной услуги с использованием Портала.
Как следует из пунктов 2.9.1 и 2.10.1.2 Регламента после направления уведомления о необходимости внесения платы за снятие запрета на строительство предоставление государственной услуги приостанавливается на срок не более 23 дней, по истечении которого в случае не поступления оплаты со стороны заявителя следует отказ в предоставлении данной услуги.
Из данных и иных положений Регламента и судебных актов по делу № А40-313996/2018 следовало, что вопрос о снятии запрета на строительство подлежал разрешению департаментом в 2018 году.
Между тем департамент незаконно, как признано судами по данному делу, отказал решением от 20.11.2018 в предоставлении заявленной обществом государственной услуги «Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство».
С учетом этого при выдаче распоряжения о снятии запрета на строительство плата за снятие такого запрета подлежала исчислению от кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей до издания департаментом оспариваемого распоряжения. Данная сумма установлена в решении Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2019 по делу № А40-313996/2018.
Более того, в силу части 7 статьи 201 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Решением от 09.04.2019 по делу № А40-313996/2018 Арбитражный суд города Москвыобязал департамент в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
Это решение суда вступило в законную силу 24.06.2019.
Вместе с тем департамент принял оспариваемое распоряжение № 17775 только 15.06.2020, после установления новой, увеличенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115.
При этом во вступивших в законную силу судебных актах по делу А40-313996/2018 содержатся выводы о том, какие именно права и охраняемые законом интересы общества нарушены департаментом; из данных судебных актов также ясно, какие действия необходимо совершить для их восстановления департаменту, а также определен размер платы за снятие запрета на строительство.
С заявлением о разъяснении исполнения решения суда по делу А40-313996/2018 департамент н обращался.
Судебными актами по данному делу также установлено, что на момент обращения общества в департамент с запросом о снятии запрета на строительство предварительное изменение вида разрешенного использования в отношении земельного участка 77:09:0005016:115 не требовалось, так как необходимое разрешенное использование ему было присвоено до подачи названного запроса, а именно 21.09.2018.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При этом в силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Доводов о том, что в период, в который подлежало исполнению решение суда по делу А40-313996/2018, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115, указанная судом, была изменена (увеличена), департамент не привел, таких обстоятельств судами по настоящему делу не установлено. При этом, по доводам общества, другая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:115 была установлена с 2020 года, предыдущая кадастровая стоимость земельного участка в 2018 году на дату обращения общества в департамент с запросом о снятии запрета на строительство в отношении спорного земельного участка, а также на момент вынесения отказа департамента в снятии запрета на строительство и дату обращения в суд с заявлением о признании данного отказа незаконным, а также в 2019 году не изменялась.
Общество не должно нести негативные последствия от того, что департамент не выполнял свои обязанности в соответствии с законом, что также следует из судебных актов по делам № А40-42063/2017 и А40-313996/2018.
Доводов о том, что общество не имело действительного намерения и не обладало возможностью по приобретению испрашиваемой услуги, действовало не добросовестно при реализации этого права, департамент при рассмотрении настоящего спора не приводил, подобных обстоятельств судами не установлено. То обстоятельство (которое привело общество в заявлении по настоящему делу со ссылкой на представленные в материалы дела документы), что общество 01.06.2020 перечислило в бюджет города Москвы определенную судом по делу № А40-313996/2018 плату за снятие запрета на строительство в отношении рассматриваемого земельного участка с получением уведомления департамента от 14.05.2020 (в рамках возбужденного исполнительного производства) во исполнение судебного акта от 09.04.2019 по делу № А40-313996/2018, департамент при рассмотрении настоящего дела не оспаривал.
Исходя из указанного обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права с принятием нового судебного акта в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ об удовлетворении заявленного обществом требования.
.В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей при подаче заявления, апелляционной и кассационной жалоб относятся на департамент как на сторону, проигравшую спор.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу № А40-135744/2020 отменить.
Признать недействительными пункты 2, 3 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15.06.2020 № 17775 «О снятии запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005016:115 по адресу: <...>».
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Базис» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) 6000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение судами первой, апелляционной и кассационной инстанций заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи Е.А. Ананьина
А.А. Гречишкин