ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-141815/2017-2-1096 от 15.03.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-141815/2017-2-1096

21 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ПАО «МОЭСК»: ФИО1 (дов. от 28.11.2016 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО2 (дов. № ИА/14018/18 от 02.03.2018 г.), ФИО3 (дов. № ИА/10644/18 от 19.02.2018 г.);

рассмотрев 15 марта 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФАС России

на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2017 г.,

принятое судьей Махлаевой Т.И.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2017 г.,

принятое судьями Поповым В.И., Вигдорчиком Д.Г., Яковлевой Л.Г.,

по делу № А40-141815/2017-2-1096

по заявлению публичного акционерного общества «МОЭСК» (115114, <...>)

к Федеральной антимонопольной службе (125993, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ: в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 (далее - Стандарты), Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, антимонопольный орган) были проанализированы сведения о раскрытии информации об инвестиционных программах субъектами рынков электроэнергетики, представленные Министерством энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) письмом от 22 марта 2017 г. № ВК-2908/09.

По результатам рассмотрения поступивших материалов ФАС России установлено, что публичным акционерным обществом «МОЭСК» (далее – ПАО «МОЭСК», общество, заявитель) не опубликована информация об инвестиционной программе на официальном сайте Минэнерго России в установленный Стандартами срок.

Основными видами деятельности ПАО «МОЭСК» является оказание услуг по передачи электрической энергии и технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям на территории г. Москвы и Московской области.

Таким образом, ПАО «МОЭСК» является сетевой организацией.

По информации, предоставленной Минэнерго России, в составе опубликованной в 2017 г. (по состоянию на 22 марта 2017 г.) была предоставлена следующая информация.

В соответствии со Стандартами на официальном сайте Минэнерго России в сети «Интернет» ПАО «МОЭСК» не была опубликована информация о наличии у сетевой организации предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, а также об условиях таких обязательств.

В нарушение абзаца 4 пункта 12 Стандартов ПАО «МОЭСК» не опубликован сертификат ЭЦП.

Квалифицированные сертификаты ключей проверки ЭЦП лиц, действующих на основании доверенностей и подписавших в 2017 году опубликованные материалы своими ЭЦП, для ПАО «МОЭСК» не содержат информацию о соответствующих правомочиях.

На основании полученных данных 21 июня 2017 г. в отношении ПАО «МОЭСК» составлен протокол об административном правонарушении № 4-9.15-1099/00-21-17.

Постановлением ФАС России от 07 июля 2017 г. по делу об административном правонарушении № 09/46499/17 ПАО «МОЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, ПАО «МОЭСК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2017 г., заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе ФАС России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ФАС России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ПАО «МОЭСК» против ее удовлетворения возражал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий) (абзац 1).

Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей (абзац 2).

В силу Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (пункты 1, 2 Стандартов раскрытия информации).

Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации (пункт 3).

Субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме (пункт 3 (1)).

В пункте 11 Стандартов раскрытия информации установлен перечень информации, подлежащей размещению в открытом доступе в официальном печатном издании и на своем официальном сайте в сети Интернет.

Информация, установленная пунктом 12 Стандартов раскрытия информации, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу подпункта «ж» пункта 11 Стандартов сетевая организация раскрывает информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу и обосновывающих ее материалах (за исключением сведений, составляющих государственную тайну).

В соответствии с абзацем 4 пункта 12 Стандартов информация, указанная в подпункте «ж» пункта 11 Стандартов, подписывается с использованием Усиленной квалифицированной электронной подписи, подлежит опубликованию на официальном сайте в сети «Интернет», определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, или в сроки, предусмотренные Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики для раскрытия информации о проекте изменений в инвестиционную программу.

Из абзаца 17 подпункта «ж» пункта 11 Стандартов следует, что сетевая организация раскрывает, в том числе информацию о наличии у сетевой организации предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, а также об условиях таких обязательств.

Действия, связанные с нарушением субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ПАО «МОЭСК» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 КоАП РФ.

При этом судами установлено, что ПАО «МОЭСК» были представлены материалы для опубликования на электронных ресурсах в сети Интернет, подписанные усиленной квалифицированной ЭЦП ФИО5, действующего на основании доверенности от 25 октября 2016 г. № 3557-Д, выданной на 2 года (до 24 октября 2018 г.), о чем в сертификате ЭЦП были внесены соответствующие данные с номером и датой доверенности, а также к направляемым документам приложен скан доверенности.

При этом данные в ЭЦП вносились специализированной компанией ЗАО «Калуга Астрал», при заполнении информации данной компанией была неверно указана дата действия доверенности, а именно до 31 декабря 2016 г.

В связи с отсутствием у ПАО «МОЭСК» предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства и условий таких обязательств, документы по указанному пункту 8 (1) не предоставлялись для опубликования.

Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, указывают на несогласие антимонопольного органа с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2017 г. по делу № А40-141815/2017-2-1096 оставить без изменения, кассационную жалобу ФАС России – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи Р.Р.Латыпова

Е.Е.Шевченко