ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-14344/2022 от 20.10.2022 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

27.10.2022                                                                                Дело №А40-14344/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2022

Полный текст постановления изготовлен 27.10.2022

Арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,

судей Ананьиной Е.А., Петропавловской Ю.С.,

при участии в заседании:

от заявителя по делу – Департамента городского имущества города Москвы – ФИО1 (представителя по доверенности от 29.12.2021),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве – ФИО2 (представителя по доверенности от 17.01.2022),

от государственного бюджетного учреждения города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации – извещено, представитель не явился,

рассмотрев 20.10.2022 в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы

на решение от 07.04.2022

Арбитражного суда города Москвы,

на постановление от 13.07.2022

Девятого арбитражного апелляционного суда

по делу № А40-14344/2022

по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

об оспаривании уведомления,

третье лицо: государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации,

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества города Москвы (далее – департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – управление) о признании незаконным уведомления от 12.11.2021 № КУВД-001/2021-32170376/8 об отказе в государственном кадастровом учете; об обязании осуществить действия по государственному кадастровому учету в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 в соответствии с межевым планом от 12.10.2021.

В качестве третьего лица в деле участвует государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее – учреждение).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2022, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе департамент просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам, неполное исследование доказательств.

В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить, представитель управления возражал против ее удовлетворения.

Учреждение, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Арбитражные суды установили, что согласно сведениям из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001013:8 площадью 557 кв. м. с адресным ориентиром: <...> поставлен на кадастровый учет 01.01.2007.

На этот земельный участок зарегистрировано право собственности города Москвы и право постоянного (бессрочного) пользования государственного автономного учреждения культуры <...>».

При этом в разделе «Особые отметки» выписки из ЕГРН содержатся сведения о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В целях уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 департамент издал распоряжение от 02.07.2019 № 25393Б «Об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8».

В ходе проведения работ на основании данного распоряжения был подготовлен межевой план и направлен для осуществления государственного кадастрового учета в управление.

Управлением уведомлением от 12.11.2021 № КУВД-001/2021-32170376/8 по результатам рассмотрения представленных документов в осуществлении государственного кадастрового учета отказано в связи с тем, что нарушены положения части 10 статьи 22 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ, Закон), документы, включенные в состав Приложения межевого плана не подтверждают обоснование прохождения местоположения уточненных границ земельного участка.

Не согласившись, департамент оспорил данное уведомление в судебном порядке.

Признавая заявление департамента не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что представленные департаментом документы не соответствуют требованиям, предусмотренным частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.

При этом суды указали, что на представленной копии с цифрового топографического плана 1996 года создания по данному делу происходит изменение конфигурации существующего земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 на 31 кв. м. Документ, предусмотренный частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ на изменение конфигурации земельного участка, в состав межевого плана не включен. Распоряжение департамента от 02.07.2019 № 25393Б не является документом, предусмотренным частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ (срок менее 15 лет); на представленной копии с цифрового топографического плана 1996 года создания, границы земельного участка отрисованы синей линией (нанесены по координатам, приложенным к письму от 15.05.2020 № ДГИ-И-31735/20) (менее 15 лет).

Суды отметили, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Суды сочли, что невнесение регистрирующим органом сведений в отношении уточнения местоположения заявленного объекта недвижимости, описание местоположения осуществлено в рамках действующего законодательства и на основании технической документации, с учетом межевого плана, в котором не отражены сведения указанные выше.

Между тем в силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основанием для проведения кадастрового учета являются, в том числе межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Согласно требованиям статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Требования к составлению межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Требования).

Частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.

По доводам департамента, целью кадастровых работ по уточнению местоположения границы и (или) площади земельного участка является определение нормативной точности координат характерных точек границ и площади земельного участка.

Департамент утверждает, что границы уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отображенным в копии с цифрового топографического плана 1996 года и протоколам городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию из ГБУ «ЦГА Москвы» от 04.09.2002 № 33, от 11.09.2002 № 34, от 05.11.2002 № 42.При этом местоположение координат характерных точек н1, н2, 5, 4, 3, н3, 2 уточняемого земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 не изменилось и соответствует ЕГРН.Границы н1-н2-5-4-3-н3-2-н1 уточняемого земельного участка существуют на местности более 15 лет и полностью соответствуют границам, отображенным на Плане земельного участка, являющегося Приложением № 2 к договору.Границы н1-н2-5-4-3-н3-2-н1 закреплены на местности с помощью кирпичных стен здания - объекта культурного наследия Стена Китай-города с нижней частью Варваринской башни, 1534–1538 годы с кадастровым номером 77:01:0001013:4792.

Земельный участок сформирован для целей эксплуатации указанного объекта культурного наследия, имеет вид разрешенного использования «эксплуатация здания историко-культурного назначения».

Таким образом, по мнению департамента, земельный участок согласно представленному межевому плану формируется под объектом культурного наследия - «Стена Китай города» в его габаритах. Период постройки – 1534 - 1538, то есть данный объект существует на местности уже почти 500 лет.

При этом, как утверждает департамент, соответствующие сведения приведены в межевом плане, заключении кадастрового инженера.

Данные доводы судами первой и апелляционной инстанции не проверены и обжалуемые судебные акты не содержат мотивы, по которым эти доводы были отклонены.

Судами не оценены утверждения департамента о том, что границы, указанные в распоряжении департамента от 02.07.2019 № 25393Б, полностью соответствуют Проекту межевания территории квартала (участок № 16), о том, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001013:8 определено с учетом сведений, содержащихся на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной в установленном порядке распоряжением департамента от 09.06.2020 № 17452Б и представленной в Приложении к межевому плану. При этом границы, указанные в названном распоряжении полностью соответствуют границам, отображенным в цифровом топографическом плане 1996 года.

Поскольку для разрешения спора требуется исследование и оценка доказательств, дополнительное выяснение обстоятельств, что выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, и установив по результатам их оценки обстоятельства спора, разрешить его, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07.04.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу № А40-14344/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья                                                  Е.Е. Шевченко

Судьи                                                                                                          Е.А. Ананьина

                                                                                                          Ю.С. Петропавловская