ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
03 октября 2017 года
Дело № А40-150772/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.
судей: Егоровой Т.А., Котельникова Д.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): ФИО1 д. от 29.02.16
от ответчика (заинтересованного лица): ФИО2 д. от 18.09.17
рассмотрев 28 сентября 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
АО «РЕММА интернейшнл»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2017 года,
принятое судьей Шевелёвой Л.А.
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2017 года,
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по заявлению АО «РЕММА интернейшнл» (ИНН <***>)
к ИФНС № 9 по г. Москве (ИНН <***>)
о признании недействительным решения
установил:
АО "Ремма интернейшнл" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве о признании недействительными Решения N 12-04/388/7 от 07.04.2015 г. о приостановлении выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 г., вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения. Суды пришли к выводу о законности приостановления выездной налоговой проверки налоговым органом.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Общества, в которой заявитель со ссылкой на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. По его мнению, приостановление выездной проверки произведено без законных оснований с целью истребовать документы у организации, которая не могла располагать сведениями о проверяемом налогоплательщике, что привело к затягиванию проверки и увеличению периода начисления пени.
Представитель Инспекции в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Право налогового органа приостановить проведение выездной налоговой проверки также предусмотрено статьей 89 НК РФ. В соответствии с подпунктом 1 пунктом 9 названной статьи руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, в частности, для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1.
Статьей 93.1 НК РФ установлены основания и порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
Согласно пункту 1 данной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, решением инспекции N 12-04/388/7 от 07.04.2015 г. на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ было приостановлено проведение выездной налоговой проверки в отношении АО "Ремма интернейшнл".
Выездная проверка проводилась в порядке статьи 89 НК РФ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов (сборов) за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.
В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что поставщиками товара в адрес АО "РЕММА интернейшнл" являются ООО "Эласт" и ООО "Вулкан", которые, кроме того, являются поставщиками товара в адрес ООО "РТТР", которое аффилировано к ЗАО "РЕММА Интернейшнл".
С целью установления взаимоотношений между АО "РЕММА Интернейшнл" и ООО "РТТР" Инспекцией было направлено поручение от 07.04.2015 г. N 12-05/2529 в ИФНС России N 5 по г. Москве об истребовании документов. В соответствии с ответом ИФНС России N 5 по г. Москве ООО "РТТР" от 07.05.2015 г. N 25-09/116460 ООО "РТТР" подтверждает, что имеет финансово-хозяйственные отношения с ЗАО "РЕММА интернейшнл".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что ООО "РТТР" обладало информацией касающейся деятельности проверяемого налогоплательщика, приостановление проверки в связи с направлением запроса об истребовании информации было правомерным.
Судом был проверен и отклонен довод налогоплательщика об отсутствии оснований для истребования информации и приостановления проверки в связи с тем, что ООО "РТТР" не являлось в проверяемом периоде его контрагентом и не могло располагать информацией о его деятельности.
Положения ст. 93.1 НК РФ не ограничивают круг лиц, у которых могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого лица. Из нее следует, что такие документы (информация) могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого лица, но и у любых лиц, располагающих информацией о его деятельности.
Налоговое законодательство не содержит требований о том, что налоговый орган при принятии решения о приостановлении проведения налоговой проверки должен располагать доказательствами наличия у таких лиц необходимых документов и информации.
Факт действительного наличия или отсутствия у них таких документов и информации может быть установлен только после направления этим лицам требований о представлении документов (информации) в порядке, установленном статьей 93.1 НК РФ.
Суды установили, что инспекцией были представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие, что ООО "РТТР" располагало документами в отношении Заявителя, чего Общество не опровергло.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о законности и обоснованности истребования документов как основания для приостановления проведения проверки.
Судами проверен и обосновано отклонен довод налогоплательщика о необоснованном затягивании срока проверки и об увеличении в связи с этим суммы начисленных пеней.
Суды установили, что оспариваемым Решением проверка была приостановлена 07.04.2015 г. по 21.04.2015 г., что составляет менее десяти рабочих дней, что не свидетельствует о чрезмерно длительном сроке проведения проверки в связи с ее приостановлением. Доказательств возникновения у налогоплательщика негативных последствий, вызванных именно приостановлением проверки, налогоплательщик не представил. Начисление пеней закон связывает не с периодом проведения налоговой проверки налоговым органом, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу, что решение инспекции о приостановлении проведения выездной налоговой проверки вынесено в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ в целях истребования документов (информации) согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ. Право инспекции по приостановлению выездной налоговой проверки реализовано в соответствии с нормами действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, а также не имеет цели затягивания сроков проверки и нарушения прав заявителя.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 января 2017 года , постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2017 года по делу № А40-150772/2016 – оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-судья Ю.Л. Матюшенкова
Судьи: Т.А. Егорова
Д.В. Котельников