г. Москва
09.06.2022 Дело № А40-152592/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2022
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2022
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – общества с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» – ФИО1 (представителя по доверенности от 04.06.2021),
от Федеральной антимонопольной службы – ФИО2 (представителя по доверенности от 21.01.2022),
от Региональной службы по тарифам Нижегородской области – извещена, представитель не явился,
рассмотрев 02.06.2022 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс»
на решение от 14.12.2021
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 01.03.2022
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-152592/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс»
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании приказа в части,
третье лицо: Региональная служба по тарифам Нижегородской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» (далее - бщество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС России) о признании незаконным приказа от 23.04.2021 № 391/21 в части вывода о признании Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – служба) нарушившей положения действующего законодательства при установлении для общества тарифов на услуги по передаче электрической энергии и возложения на службу обязанностей по отмене решения от 25.12.2020 № 56/3 в части, касающейся общества (пункт 31 таблицы 2 Приложения № 2, пункт 7 таблицы 3 Приложения № 2); пересмотру индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного для общества в решении от 18.12.2020 № 54/12.
В качестве третьего лица в деле участвует служба.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Служба, извещенная о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В приобщении к материалам дела письменных пояснений общества отказано ввиду несоблюдения при его подаче требований АПК РФ, а именно: данные пояснения содержат дополнительные доводы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество является сетевой организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии на территории Нижегородской области.
ФАС России издан приказ от 23.04.2021 № 391/21 «Об отмене решения Региональной служба по тарифам Нижегородской области», в котором ФАС России указала, что решением службы от 25.12.2020 № 56/3 для общества, а также для ряда иных территориальных сетевых организаций утверждены величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенные при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2021 год. При этом данные территориальные сетевые организации отсутствуют в Сводном прогнозном балансе на 2021 год.
ФАС России, установив, что данное обстоятельство повлекло за собой нарушение требований действующего законодательства при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Нижегородской области, в том числе тарифов, установленных для заявителя, отменила решение службы от 25.12.2020 № 56/3 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области на 2021 год» с 01.06.2021 и возложила на службу обязанность установить и ввести в действие не позднее 01.06.2021 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части приказа.
Служба во исполнение приказа ФАС России приняла решение от 28.05.2021 № 16/31, которым внесла изменения в решение от 18.12.2020 № 54/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между обществом с ограниченной ответственностью «Энерго Плюс» и публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья».
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Признавая заявление общества не подлежащим удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200 АПК РФ, статьями 1, 29.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), пунктами 12, 14, 33, 38, 39, 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), с учетом пункта 7 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 № 53-э/1 (далее – Порядок), установив, что показатели ряда территориальных сетевых организаций Нижегородской области, в том числе общества в Сводном прогнозном балансе на 2021 год отсутствовали, какие-либо предложения от органа регулирования с указанием величины потерь электрической энергии соответствующих территориальных сетевых организаций в адрес ФАС России не поступали, принимая во внимание, что данные обстоятельства исключают возможность учета службой величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям таких территориальных сетевых организаций при формировании регулируемых цен (тарифов) на 2021 год, пришли к выводу о том, что приказ в оспариваемой части издан с соблюдением норм закона, в рамках предоставленных ФАС России компетенции. ФАС России, установив нарушение требований действующего законодательства при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении территориальных сетевых организаций Нижегородской области, в том числе тарифов, установленных для обществом, правомерно отменила решение службы от 25.12.2020 № 56/3 и возложила на службу обязанность установить и ввести в действие не позднее 01.06.2021 единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Нижегородской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Отклоняя утверждение общества о том, что приказ ФАС России в оспариваемой части лишает общества возможности возмещения затрат на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии на все последующие периоды регулирования, поскольку уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования, суды указали, что в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в отношении организаций, расходы которых впервые учитываются при утверждении в установленном порядке цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, осуществление регулирования в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, не допускается. Тарифы для общества как для впервые регулируемой организации были установлены с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Отклоняя ссылки общества на то, что при установлении тарифов на последующие периоды регулирования применению будет подлежать один из иных методов, в том числе, метод доходности инвестированного капитала (пункт 33 Основ ценообразования) или метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 38 Основ ценообразования), суды отметили, что с учетом положений пунктов 7, 39 Основ ценообразования, экономически обоснованные расходы на оплату потерь, недополученные обществом в 2021 году, могут быть учтены органом регулирования в составе необходимой валовой выручки общества на следующий период регулирования.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки имеющихся в материалах дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, и на применении норм Закона № 35-ФЗ, Основ ценообразования, Порядка с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по делу № А40-152592/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи Е.А. Ананьина
В.В. Кузнецов