ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-56880/2018
г. Москва Дело № А40-163863/18
18 декабря 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Суминой О.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ИФНС № 14 по г. Москве
на решение (резолютивную часть) Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2018, принятое судьей Е.А. Аксеновой, в порядке упрощенного производства по делу № А40-163863/18,
по заявлению АО "Российские ипподромы"
к ИФНС № 14 по г. Москве
о признании незаконным и отмене постановления,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Российские ипподромы» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России №14 по г.Москве о признании незаконным и отмене постановления № 0023045 от 28.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением (резолютивной частью) суда от 14.09.2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Постановлением Начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по городу Москве от 28.06.2018 г. № 0023045 по делу об административном правонарушении (далее - Постановление), акционерное общество «Российские ипподромы» (далее -Заявитель) было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, согласно ч.7 ст. 210 АПК РФ, оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. Судом установлено, что заявителем указанный срок не пропущен.
Ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ наступает за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (далее - Постановление № 506), со ст. 7 54-ФЗ осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
На основании вышеизложенного, налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
В данном случае налоговые органы действовали в пределах полномочий, определённых 54-ФЗ, Постановлением № 506, Приказом УМНС России по г. Москве от 29.06.2004г. № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольнокассовой техники на территории г. Москвы», ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.06.2018 должностным лицом инспекции составлен протокол об административном правонарушении № 0023045 (далее – протокол), согласно которому организацией допущено нарушение установленных требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, так же непринятие исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).
В результате чего были нарушен п. 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон №54-ФЗ).
28.06.2018 налоговым органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении №0023045 о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое решение суда, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в налоговый орган поступило обращение физического лица (гр. ФИО1), содержащее информацию о наличии события административного правонарушения. Согласно протоколу №0023045 от 21.06.2018, при оплате услуги по содержанию спортивных лошадей в рамках договора №99/17/15 от 01.01.2015, кассиром организации была принята денежная наличность и выдана квитанция к приходно-кассовому ордеру, при этом чек по ККТ не отпечатан и не выдан, что подтверждается сведениями, предоставленными оператором фискальных данных.
В силу п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22,05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон №54-ФЗ) при осуществлении расчета пользователь (организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов) обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе.
Согласно ст. 7 Закона №54-ФЗ функция по контролю за применением контрольно-кассовой техники возложена на налоговые органы, которые осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
Также, п. 5.3.6 «Положения о Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. №506, полномочия по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения осуществляются Федеральной налоговой службой.
Государственная функция по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Государственная функция) выполняется налоговыми органами в соответствии с «Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 №133н (далее - Регламент).
В соответствии со ст. 5 Закона №54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В соответствии со ст. 2 Закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос о наличии вины Общества в совершении вменяемого правонарушения, исследован налоговым органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
АО «Российские ипподромы» допустило нарушение установленных требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, так же не приняло исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно- кассовой техники. В результате чего были нарушены:
п. 1.2 Закона РФ № 54 -ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28.06.2018 налоговым органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 0023045 о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, совершенное правонарушение имело место 10.04.2018, а постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ вынесено 28.06.2018, то есть, в пределах одного года, срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» №290-ФЗ от 03.07.2016г. часть 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях после слов «о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях,» дополнена словами «о применении контрольно-кассовой техники», таким образом, начиная с 13.07.2016г. срок привлечения к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14,5 КоАП РФ - один год.
Также не соответствует материалам дела довод Заявителя о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено права, предусмотренного ч. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель АО «Российские ипподромы» ФИО2 на основании доверенности от 28.04.2018 при составлении протокола 21.06.2018 присутствовал, одновременно, при составлении протокола было предоставлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, приобщенное к материалам дела об административном правонарушении. Сведения о недопуске представителя к участию в деле в материалах административного дела отсутствуют, форма протокола не предполагает наличие подписей в тексте лиц, действующих по доверенности, а запись «О дате, времени и месте составления протокола уведомлен, но не явился» отражает факт неявки Законного представителя АО «Росипподромы».
Также не соответствует материалам дела довод Заявителя о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, было лишено права, предусмотренного ч. 4 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель АО «Российские ипподромы» ФИО2 на основании доверенности от 28.04.2018 при составлении протокола 21.06.2018 присутствовал, одновременно, при составлении протокола было предоставлено ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, приобщенное к материалам дела об административном правонарушении.
Сведения о недопуске представителя к участию в деле в материалах административного дела отсутствуют, форма протокола не предполагает наличие подписей в тексте лиц, действующих по доверенности, а запись «О дате, времени и месте составления протокола уведомлен, но не явился» отражает факт неявки Законного представителя АО « Росипподромы ».
Результаты рассмотрения ходатайства от 21.06.2018 нашли отражение в Постановлении об административном правонарушении № 0023045 от 28.06.2018. О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении заявитель извещен Протоколом об административном правонарушении, в котором содержится подпись представителя АО «Российские ипподромы» в получении его копии.
Таким образом, порядок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден административным органом, нарушений процедуры привлечения АО «Российские ипподромы» к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления отсутствуют.
Кроме того, в подтверждении своей позиции Общество ссылается на письма ФНС 08.09.2005 № 22-3-11/1695® и от 02.11.2004 № 33-0-09/691 и письма Минфина России от 24.03.2007 № 03-07-15/39 и от 03.03.2006 № 03-04-15/52. В данных письмах рассматриваются вопросы об осуществлении расчетов в рамках договоров займа и применения ставок НДС. В постановлениях судов (Верховного суда РФ от 16.03.2016 № 306-АД15-16784 и ФАС Уральского округа от 04.08.2009 № Ф09-4747/09-С2) приведенных налогоплательщиком в качестве правоприменительной практики в сфере применения контрольно-кассовой техники, рассматриваются вопросы по деятельности платежных агентов по приему платежей от физических лиц, а также оспаривания итогов камеральной налоговой проверки в рамках Налогового кодекса РФ.
Данные доводы были отклонены налоговым органом правомерно ввиду того, что по сути своей не лежат в области применения контрольно-кассовой техники.
Позиция АО «Российские ипподромы» как в рамках производства по делу об административном правонарушении, так и в рамках дела, рассматриваемого Арбитражным судом г. Москвы строиться на разъяснениях и правоприменительной практике, сформированной до реформирования сферы применения контрольно-кассовой технике и внесения изменений в Федеральный закон.
Расчеты по оплате эксплуатационных расходов и коммунальных услуг между коневладельцем и АО «Росипподромы» производятся в рамках договора оказания услуг по испытанию и тренингу лошадей рысистых пород, согласно выставленного счета.
Данным договором определен единственный порядок исполнения обязательств коневладельца - оплата выставленного счета, без указания формы расчета, обязательной к применению.
Федеральный закон содержит закрытый и исчерпывающий перечень видов деятельности, при осуществлении которых контрольно-кассовая техника не применяется. Особых условий применения контрольно-кассовой техники при оказании услуг по испытанию, тренингу и содержанию лошадей, взиманию НДС при осуществлении расчетов, а также сопутствующей указан ной деятельности работ и услуг не установлено.
Сведений о невозможности исполнения Обществом требований Федерального закона при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от АО «Российские ипподромы» по характеру обязательства и условиям оборота, не представлено.
Таким образом, АО «Российские ипподромы» допустило нарушение установленных требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, так же не приняло исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В результате чего были нарушены: п. 1.2 Закона РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»,
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч.2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с изложенным, решение Арбитражного суда города Москвы 14.09.2018 по делу № А40-163863/18 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2018 года по делу № А40-163863/18 отменить.
В удовлетворении заявления АО «Российские ипподромы» о признании незаконным и отмене постановления № 0023045 от 28.06.2018 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: О.С. Сумина
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.