ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-20709/2022
г. Москва Дело № А40-166690/21
04 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей:
ФИО1, ФИО2,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания А.Е. Ярахтиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале №13 апелляционную жалобу
АО «Центр мемориальных услуг»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 по делу №А40-166690/21 (93-1261)
по заявлению АО «Центр мемориальных услуг» (прежнее наименование АО "Горбрус")
к Московскому областному УФАС России,
третьи лица: 1) ГБУ МО «Центр мемориальных услуг», 2) ГБУЗ МО "Красногорская
городская больница № 1"
об оспаривании решения о нарушении антимонопольного законодательства.
при участии:
от заявителя: ФИО3 по дов. от 13.01.2022;
от ответчика: ФИО4 по дов. от 24.08.2021;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен;
У С Т А Н О В И Л :
акционерное общество «Центр мемориальных услуг» (прежнее наименование – акционерное общество «Городское бюро ритуальных услуг «Горбрус»; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – антимонопольный орган, Управление) от 02.12.2020 по делу № 06-11/24-2019 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Красногорская городская больница № 1» (далее – учреждение).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Учреждение своего представителя для участия в судебном заседании не направило, извещено о времени и месте его проведения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Учреждение (арендодатель) и Общество (арендатор) 11.07.2018 заключили договор аренды государственного имущества: части нежилого помещения, расположенного на первом этаже здания морга по адресу: <...>. Договор заключен на срок 11 месяцев (пункт 2.1).
Общество направило в учреждение письмо от 23.04.2019 с просьбой заключить договор аренды указанного имущества на новый срок.
Учреждение письмом от 29.05.2019 сообщило об отказе в заключении договора на новый срок.
Полагая, что учреждение не вправе было отказать в заключении договора, общество обратилось в Управление с заявлением, в котором указало на наличие в действиях Учреждения признаков нарушения частей 9, 10 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ).
02.12.2020 антимонопольным органом на основании пункта 1 части 1 статьи 49 Закона № 135-ФЗ вынесено решение о прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием в действиях учреждения нарушения законодательства.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Учреждением 27.05.2019 принято решение об использовании спорного имущества для осуществления уставной деятельности, в связи с чем оно уведомило заявителя об отсутствии намерения заключать с ним договор аренды на новый срок; доказательств того, что принятие учреждением указанного решения было направлено на уклонение от заключения с обществом договора аренды не имеется. На основании этого суд пришел к выводу о том, что решение Управления соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества.
Обращаясь с апелляционной жалобой, заявитель выражает несогласие с принятым решением. По мнению заявителя, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о том, что учреждение было вправе отказать в заключении договора аренды на новый в срок в связи с принятием им решения об использовании имущества для осуществления уставной деятельности, поскольку данное решение не является решением, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ; кроме того заявитель указывает, что учреждение до истечения срока аренды не уведомило общество о принятии им указанного решения.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные доводы находит их необоснованными, отмечая следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
При этом пунктом 1 части 10 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ установлено, что арендатор вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок в порядке, предусмотренном частью 9 данной статьи, в случае принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения имуществом.
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Принадлежащее указанным субъектам правомочие распоряжение заключается в праве с согласия собственника устанавливать те или иные правоотношения с другими лицами по поводу закрепленного за ними имущества.
Как было установлено антимонопольным органом в связи с произошедшим 17.05.2019 подтоплением части помещений патологоанатомического отделения морга, учреждением 27.05.2019 было принято решение не заключать договор аренды с обществом на новый срок, а использовать спорное помещение в целях осуществления уставной деятельности, что свидетельствует об ином порядке распоряжения закрепленным за ним имуществом.
Таким образом, вопреки доводам Общества принятое учреждением решение, является решением, предусмотренным в пункте 1 части 10 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ. Данный вывод соответствует судебной практике по данной категории дел (определение СКЭС ВС РФ от 11.08.2016 по делу № 306-ЭС16-3182, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.02.2021 по делу № А56-93787/2019 и др.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение вправе было отказать обществу в заключении договора аренды на новый срок.
Довод Общества о том, что учреждение до окончания срока аренды не сообщило о принятом им решении подлежит отклонению, поскольку письмом от 29.05.2020 учреждение уведомило общество о том, что оно не намерено заключать с ним договор аренды спорного помещения на новый срок. Факт получения обществом указанного письма после окончания срока договора аренда не имеет правового значения.
При этом то обстоятельство, что в письме отсутствовало указание на принятое учреждением решение использовать спорное помещение в своей деятельности, не лишает его юридической силы и не может служить основанием для признания отказа учреждения в заключении договора аренды незаконным.
Как верно указал суд первой инстанции, каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о том, что вышеуказанное решение принято учреждением с целью не заключать с обществом договор аренды на новый срок не имеется; как установил антимонопольный орган после прекращения арендных отношений с заявителем спорное помещение используется учреждением в соответствии с целями своей деятельности, иным лицам не передавалось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2022 по делу №А40-166690/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья
С.Л. Захаров
Судьи
ФИО1
ФИО2