ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва
29 июля 2022 года Дело № А40-168795/21
Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Кузнецова В.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу заявителя - ООО «Лидинг Консалтинг Груп»
на решение от 03 декабря 2021 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 29 марта 2022 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятые в порядке упрощенного производства
по делу № А40-168795/21
по заявлению ООО «Лидинг Консалтинг Груп»
об оспаривании постановления
к ИФНС России № 10 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Лидинг Консалтинг Груп» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России № 10 по г. Москве (далее - инспекция) об отмене постановления от 08.07.2021 № 77102115901063500004.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Лидинг Консалтинг Груп» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Инспекцией 06.06.2022 в суд кассационной инстанции подано заявление о признании требований общества.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением послужило постановление инспекции от 08.07.2021 по делу об административном правонарушении № 77102115901063500004, вынесенное на основании протокола об административном правонарушении от 08.06.2021 № 77102115901063500001.
Указанным постановлением обществу назначен административный штраф, предусмотренный частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в размере 29.143,30 руб.
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства инспекцией выявлено, что общество, минуя счета в уполномоченных банках Российской Федерации, осуществило зачисление 14.07.2020 на счет № KZ45914002203KZ0074F, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции от ТОО АЛЕМ ЛТД (ALEM LTD) в сумме 226.263 казахских тенге, что подтверждается отчетом от 27.10.2020 о движении денежных средств в банке за пределами территории Российской Федерации за 3 квартал 2020 года и подтверждающими банковскими документами, что является валютной операцией, не предусмотренной Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
Учитывая изложенное, суды заключили, что в действиях общества имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суды пришли к выводу о том, что зачисление 14.07.2020 на счет № KZ45914002203KZ0074F, открытый в банке FILIAL DB АО SBERBANK ALMATY (Республика Казахстан), денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции от ТОО АЛЕМ ЛТД (ALEM LTD) в сумме 226.263 казахских тенге относится к незаконным валютным операциям.
Признавая оспариваемое постановление инспекции законным, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Из положений статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ следовало, что операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за поставленные товары, не входит в перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Между тем, Федеральным законом от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ.
Абзац второй части 5 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ дополнен положениями, согласно которым на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в иностранной валюте по внешнеторговым экспортным договорам, в отношении которых требование о репатриации иностранной валюты отменено.
При этом статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ дополнена частью 8 следующего содержания: требования пункта 1 части 1 настоящей статьи не применяются в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, за исключением внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте, предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, классифицируемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в позициях 0302 - 0308, 0511 91 909 0, 2501 00 - 2522, 2524 - 2530, 2601 - 2704 00 (кроме 2601 11 000 0, 2601 12 000 0), 2709 00, 2710, 2711, 2712 - 2713, 2715 00 000 0, 2902, 4401 - 4403, 4407, 7101 - 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 - 7103 99 000 8), 7112, 7204, 7302, 7401 00 000 0, 7404 00, 7501, 7503 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 7902 00 000 0, 8002 00 000 0, 8101 97 000 0, 8102 97 000 0, 8103 30 000 0, 8104 20 000 0, 8105 30 000 0, 8107 30 000 0, 8108 30 000 0, 8109 30 000 0, 8110 20 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 52 000 0, 8112 92 210, 8113 00 400 0.
Тем самым, Федеральным законом № 223-ФЗ внесены изменения, отменяющие обязательное требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в иностранной валюте и (или) условиями которых предусмотрена оплата в иностранной валюте за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, за исключением установленного перечня товаров сырьевого экспорта, классифицированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Данные изменения вступили в силу 01.07.2021.
Таким образом, на дату вынесения инспекцией оспариваемого постановления (08.07.2021) о привлечении общества к административной ответственности за незаконную валютную операцию рассматриваемая валютная операция вошла в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в статье 12 Федерального закона № 173-ФЗ.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
В связи с изложенными обстоятельствами у инспекции 08.07.2021 отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ по факту зачисления на счет общества, минуя банковские счета в уполномоченном банке Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте за оплату продукции.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Руководствуясь статьями 285 - 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2021 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 года по делу № А40-168795/21 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ИФНС России № 10 по г. Москве от 08.07.2021 № 77102115901063500004 о назначении административного наказания ООО «Лидинг Консалтинг Груп» по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Кузнецов