ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-191285/18 от 12.03.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-4335/2019

г. Москва                                                                                          Дело № А40-191285/18

  марта 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи              Т.Б.Красновой,

судей:

И.В. Бекетовой, ФИО1,

при ведении протокола             

секретарем судебного заседания А.М. Бегзи,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 

Управления Росреестра по Москве

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.12.2018 по делу № А40-191285/18, принятое судьей С.М.Кукиной,

по заявлению ООО ТПФ «Все для дома» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Росреестра по Москве; Департаменту городского имущества по городу Москве

о признании незаконным решения № 77/18- 48368 от 04.06.2018

при участии:

от заявителя: ФИО2 по дов. от 29.12.2018;

от соответчиков: 1. ФИО3 по дов. от 26.12.2018; 2.Брызгалова А.Ф. по дов. от 29.12.2018;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью ТОРГОВОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "ВСЁ ДЛЯ ДОМА" (далее - заявитель, Общество) обратились в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – Управлении), ДГИ по г. Москве (далее – Департамент)  о признании незаконным решения № 77/18-48368 от 04.06.2018  о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка и обязании внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, в частности внести дополнительный вид разрешенного использования («объекты придорожного сервиса (4.9.1.) применительно к земельному участку (кадастровый номер 77:01:0006041:26), расположенному по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2018 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.

Представитель Управления Росреестра по Москве в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

ООО ТПФ «Все для дома» считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО ТПФ «Всё для дома» на основании договора аренды земельного участка от 11.03.2004  № М-01-026067 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:26, расположенного по адресу: <...>.

«03» апреля 2018г. Департаментом городского имущества города Москвы на основании обращения Заявителя было издано Распоряжение № 9955 об изменении разрешенного использования вышеуказанного земельного участка, в соответствии с которым в отношении земельного участка, помимо вида разрешенного использования «магазины (4.4.)», был установлен дополнительный вид разрешенного использования «объекты придорожного сервиса (4.9.1.)».

Данным Распоряжением Департаменту также было поручено оформить дополнительное соглашение с Заявителем о внесении изменений в Договор аренды земельного участка от 11.03.2004 г. № М-01-026067 (п. 2 Распоряжения).

Вследствие этого «25» апреля 2018 г. Заявитель, посредством электронного обращения на сайт Правительство Москвы, обратился к Департаменту с заявлением о подготовке данного дополнительного соглашения.

Однако, Департамент отказал в предоставлении государственной услуги (выдача дополнительного соглашения) в связи с тем, что данные о новых видах разрешенного использования (объекты придорожного сервиса) отсутствовали в Государственном кадастре недвижимости.

«29» мая 2018 г. ООО ТПФ «Всё для дома» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве с заявлением об изменении сведений о виде разрешенного использования земельного участка, в ответ на что «04» июня 2018 года получило Уведомление № 77/18-48368 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка по причине того, что Департамент городского имущества г.Москвы не имеет полномочий по изменению видов разрешенного использования земельных участков на территории г. Москвы (стр. 2 абз. 7 Уведомления).

Кроме того, в качестве основания для приостановления государственной регистрации, было указано на необходимость соблюдения п.2.2.1.3 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы № 120-ПП от 28.03.2017 г., в котором предусмотрено изменение видов разрешенного использования при наличии согласования органа государственной власти города Москвы, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры.

ООО ТПФ «Всё для дома» посчитало данный отказ необоснованным и «26» июня 2018 года подало заявление об обжаловании вышеназванного решения председателю апелляционной комиссии Управления по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав (зарегистрировано за вх. № 77/18-333).

Также «25» июня 2018 года Заявитель обратился к Департаменту с письмом об оказании содействия в решении вопроса изменения вида разрешенного использования земельного участка.

«05» июля 2018 года на заседании апелляционной комиссии Управления принято решение отклонить заявление ООО ТПФ «Всё для дома» об обжаловании отказа и приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта № 77/18-48368 от 30.05.2018. Основанием для отказа согласно решению комиссии послужило нарушение Заявителем пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, части 3.3.2 Постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. № 120-ПП «Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из следующего.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов (к числу которых относится земельный участок, в отношении которого было издано распоряжение об изменении разрешенного использования), указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных решений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органов исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Целевое назначение вышеуказанного земельного участка установлено в соответствии с классификатором видов использования земель, утвержденным Приказом Росреестра от 12.10.2011 г. № П/389 (код 142002040100-для размещения объектов розничной торговли).

 В соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешении и согласования.

Согласно пункту 3.3.2 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных Постановлением Правительства от 28.03.2017 № 120-ПП, во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование - индекс «Ф») в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно правилам землепользования и застройки Центрального административного округа города Москвы, установленным Книгой 2 вышеназванных Правил, земельный участок, находящийся по адресу <...>, относится к зонам сохраняемого землепользования (фактическое использование).

Из обстоятельств дела следует, что ООО ТПФ «Всё для дома» обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006041:26, расположенном по адресу: <...> (вх. № 77-0-1-71/3214/2018-589). В качестве основания для государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка представлено Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 03.04.2018 № 9955.

Пункты 4.2.3. и 4.2.7 Положения Департамента городского имущества г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 99-П от 20.02.2013 г., устанавливают полномочия Департамента на принятие решений о внесении изменений в договоры аренды земельных участков, договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками, по вопросам уточнения (изменения) разрешенного использования, решений об установлении вида разрешенного использования земельного участка.

Государственный кадастровый учёт, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведения на основании документов, поступивших в установленном законом порядке, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.

При этом, как верно указал суд, не предоставление (не своевременное предоставление) одним государственным органом другому информации в порядке межведомственного взаимодействия, само по себе не могло служить достаточным основанием для отказа в осуществлении государственного учета изменений характеристик земельного участка.

Согласно части 5 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе вид или виды разрешенного использования земельного участка.

Как установлено судом, земельный участок, находящийся по адресу <...>, относится к зонам сохраняемого землепользования (фактическое использование). Арендаторы нежилых помещений, расположенных на данном земельном участке, фактически осуществляют розничную торговлю, а также сервисные услуги (ремонт и техническое обслуживание автомобилей), в связи с чем Заявитель вносил изменение в разрешенное использование земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка.

Как следует из обстоятельств дела, Департамент издал Распоряжение, которым установил дополнительный вид разрешенного использования в отношении арендуемого Заявителем земельного участка - «объекты придорожного сервиса (4.9.1.)», однако данное изменение не было внесено уполномоченным органом в Государственный кадастр недвижимости, в результате чего сведения в ЕГРН не содержат указаний на дополнительный вид разрешенного использования.

Вместе с тем, невнесение в государственный кадастр недвижимости  сведений об установлении дополнительного вида разрешенного использования земельного участка, не свидетельствует о том, что фактически он не был установлен. Из обстоятельств дела не следует, что Распоряжение № 9955 от 03.04.2018 об изменении разрешенного использования земельного участка, было отменено, ли признано недействительным в установленном порядке, в связи с чем, оснований для признания его недействующим и не подлежащим применению (исполнению) не имеется.

С учетом изложенного, действия Управления по приостановлению осуществления кадастрового учета по основанию, изложенному в уведомлении, нарушают права и законные интересы ООО ТПФ «Всё для дома». Как верно указал суд, Общество выполнило все необходимые для этой процедуры условия, действовало добросовестно и в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что  Управление Росреестра по г.Москве должно внести изменения в сведения ЕГРН на основании Распоряжения Департамента городского имущества г.Москвы № 9955 от 03.04.2018 об установлении дополнительного вида разрешенного использования в отношении земельного участка -«объекты придорожного сервиса (4.9.1.)», а Департамент - оформить дополнительное соглашение к ранее заключенному договору аренды земельного участка, т.е. исполнить распоряжение № 9955 от 03.04.2018.

Оснований для переоценки выводов суда апелляционная коллегия не усматривает.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

                                                        П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.12.2018 по делу № А40-191285/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья:                                                                        Т.Б.Краснова

Судьи:                                                                                                                             И.В. Бекетова

                                                                                                                             ФИО1