ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-216589/2020-72-1460 от 20.09.2021 АС Московского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-216589/20-72-1460  20 сентября 2021 года 

Арбитражный суд Московского округа
в составе: судьи Ананьиной Е.А.,

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон  кассационную жалобу ООО «Группа объединенных фабрик» 

на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2021 г.,

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля  2021 г., 

по делу № А40-216589/20-72-1460

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа  объединенных фабрик» 

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору 

о признании незаконными и отмене постановления по делу об  административном правонарушении от 12 октября 2020 г. № 5.1-Пс/0054- 2380вп-2020 и представления об устранении причин и условий,  способствовавших совершению административного правонарушения от 12  октября 2020 г. № 5.1-2380вп-Пс/0054-2020, 


УСТАНОВИЛ: в период с 07 сентября 2020 г. по 10 сентября 2020 г. на  основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ  Ростехнадзор, административный орган) № РП-210-2380-о от 27 августа 2020  г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Группа  объединенных фабрик» (далее - ООО «Группа объединенных фабрик»,  общество, заявитель) проведена внеплановая выездная проверка на  основании обращения жителей поселка Городищи Петушинского района  Владимирской области от 08 июля 2020 г. № 03-02-16/558-х, от 29 июля 2020  г. № 03-02-16/503-х, письма Государственной инспекции административно- технического надзора администрации Владимирской области от 27 июля  2020 г. № ШВТМ-2408-04-02, с учетом мотивированного представления  заместителя руководителя Ростехнадзора Учеваткина А.А. от 18 августа 2020  г. № СЛ-210-449-р, а также решения Прокуратуры Владимирской области от  01 сентября 2020 г. № 7-274/1-2020 о согласовании проведения внеплановой  выездной проверки, с целью соблюдения юридическим лицом требований  безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения (далее -  ГТС), предусмотренных законодательством Российской Федерации,  действующими нормами и правилами в области безопасности  гидротехнических сооружений. 

При проведении проверки эксплуатации ГТС - плотины на реке Киржач,  кадастровый номер: 33:13:36:00 00:0000:8753/9, инв. № 17:246:002:000087530  (далее - объект) установлены факты нарушения ООО «Группа объединенных  фабрик» статей 7, 8, 9, 10, 15 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статьи 3 Федерального  закона от 03 июля 2016 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «О безопасности гидротехнических сооружений», пункта 7 Положения  декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 г. 


№ 1303, пункта 3 Правил определения величины финансового обеспечения  гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии  гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 876, пунктов  10, 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации  специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по  экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного  приказом Ростехнадзора, что отражено в акте проверки органом  государственного контроля (надзора) юридического лица от 10 сентября 2020  г. № 5.1-2380вн-А/0041-2020 (всего 31 пункт нарушений). 

На основании полученных данных 21 сентября 2020 г. в отношении  ООО «Группа объединенных фабрик» составлен протокол об  административном правонарушении № 5.1-2380вп-Пр/0054-2020, в котором  зафиксированы выявленные нарушения. 

Постановлением ЦУ Ростехнадзора по делу об административном  правонарушении № 5.1-Пс/0054-2380вп-2020 от 12 октября 2020 г. ООО  «Группа объединенных фабрик» признано виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в  размере 20 000 руб. 

Считая свои права нарушенными, ООО «Группа объединенных фабрик»  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ  Ростехнадзора о признании незаконными и отмене постановления по делу об  административном правонарушении от 12 октября 2020 г. № 5.1-Пс/0054- 2380вп-2020 и представления об устранении причин и условий, 


способствовавших совершению административного правонарушения от 12  октября 2020 г. № 5.1-2380вп-Пс/0054-2020. 

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на  основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2021 г.,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного  апелляционного суда от 30 апреля 2021 г., в удовлетворении заявленных  требований отказано. 

В кассационной жалобе ООО «Группа объединенных фабрик» просит об  отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с  нарушением норм материального права, указывая на то, не является  субъектом вменяемого административного правонарушения,  предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, поскольку спорный объект был  передан в аренду – ООО «Водоканал-Сервис». 

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд  кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых  судебных актов. 

Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении  деятельности по обеспечению безопасности при проектировании,  строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции,  консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, осуществляется  положениями Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О  безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ). 

Указанный Закон также устанавливает обязанности органов  государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и  эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности  гидротехнических сооружений. 


В соответствии со статьей 3 Закона № 117-ФЗ гидротехнические  сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные,  водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные  станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения,  предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна  водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких  отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от  размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для  использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия  вод и жидких отходов. Собственник гидротехнического сооружения -  Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное  образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его  организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и  распоряжения гидротехническим сооружением. Эксплуатирующая  организация - это государственное или муниципальное унитарное  предприятие либо организация любой другой организационно-правовой  формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение. 

Ответственность за безопасность гидротехнического сооружения несет  собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая  организация. 

В силу статьи 8 Закона № 117-ФЗ обеспечение безопасности  гидротехнических сооружений осуществляется на основании общих  требований, в частности осуществление мер по обеспечению безопасности  гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их  безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими  средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение  необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое  сооружение. 

Статьей 9 Закона № 117-ФЗ предусмотрены обязанности собственника  гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации. 


Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая  организация обязаны, помимо прочего, обеспечивать соблюдение  обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте,  эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических  сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный  контроль и текущий ремонт; организовывать эксплуатацию  гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и  согласованными с федеральными органами исполнительной власти,  уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в  области безопасности гидротехнических сооружений, правилами  эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать  соответствующую нормам и правилам квалификацию работников  эксплуатирующей организации; заключать договор обязательного  страхования гражданской ответственности в соответствии с  законодательством Российской Федерации об обязательном страховании  гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение  вреда в результате аварии на опасном объекте. 

Статьей 15 Закона № 117-ФЗ предусмотрено, что обязательное  страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате  аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с  законодательством Российской Федерации об обязательном страховании  гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение  вреда в результате аварии на опасном объекте. 

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №  255-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности  владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на  опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке,  которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет  страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с  обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем 


заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение  всего срока эксплуатации опасного объекта. Ввод в эксплуатацию опасного  объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта  обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным  законом. В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным  законом требований об обязательном страховании владельцы опасных  объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Частью 1 статьи 7 Закона № 117-ФЗ установлено, что сведения о  гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр  гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в  Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной  власти, уполномоченными на проведение федерального государственного  надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации  безопасности гидротехнического сооружения. 

Регистр представляет собой единую систему учета, регистрации,  хранения и предоставления информации о гидротехнических сооружениях  Российской Федерации. 

Регистрация гидротехнических сооружений осуществляется в  Российском регистре гидротехнических сооружений на основании  следующих документов: 

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23  мая 1998 г. № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра  гидротехнических сооружений» (далее - Постановление № 490) установлено,  что Российский регистр гидротехнических сооружений ведется в целях  государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений. 

Согласно пункту 3 Постановления № 490 гидротехническое сооружение  вносится в Российский регистр гидротехнических сооружений после  утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических  сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения. 


Гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения  органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений  декларации безопасности гидротехнического сооружения. 

Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на  момент вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ  «О безопасности гидротехнических сооружений» вносятся в Регистр на  основании заявления собственника или эксплуатирующей организации с  приложением необходимых информационных данных о гидротехнических  сооружениях. 

Действия, связанные с нарушением требований к обеспечению  безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте,  эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических  сооружений, образуют состав административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ и  определена в виде наложения административного штрафа на юридических  лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное  приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные  отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений  (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и  водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции,  судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для  защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна  русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов  промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от  размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для  использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод  и жидких отходов). 

Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении  норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, 


вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации  либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, как путем  активных действий, так и в форме бездействия. 

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит  административной ответственности только за те административные  правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет  установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и  норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не  были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к  выводу о наличии в действиях ООО «Группа объединенных фабрик»  вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении  административным органом процедуры привлечения общества к  административной ответственности. 

При этом судами установлен факт нарушения заявителем требований  статей 7, 8, 9, 10, 15 Закона № 117-ФЗ, что подтверждается материалами  административного дела. 

Отклоняя доводы ООО «Группа объединенных фабрик» о том, что он не  является субъектом вменяемого административного правонарушения,  предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, поскольку спорный объект был  передан в аренду – ООО «Водоканал-Сервис» по договору аренды от 01 мая  2018 г. № 44-АР, в соответствии с условиями которого объект передается в  аренду для оказания услуг по подаче технической воды для нужд  предприятий и организаций поселка Городищи, по условиям которого ООО  «Водоканал-Сервис» принимает на себя обязательства по страхованию,  регистрации и освидетельствованию арендуемого имущества,  зарегистрированного в Ростехнадзоре, а также обеспечению соблюдения 


Федерального закона № 117-ФЗ (пункты 2.4.10 - 2.4.11), суды указали на то,  что предусмотренные договором аренды обязанности являются гражданско- правовыми обязанностями ООО «Водоканал-Сервис» перед контрагентом по  договору, за нарушение которых наступает гражданско-правовая  ответственность, но не меняют статуса заявителя, как собственника  гидротехнических сооружений, обязанного соблюдать требования  законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, нарушение  которых влечет административную ответственность. 

Судами также указано на то, что до настоящего времени объект не  внесен в Российский регистр гидротехнических сооружений. 

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела  доказательствах. 

Принимая во внимание установленные судами обстоятельства, суд  кассационной инстанции полагает, что факт совершения ООО «Группа  объединенных фабрик» административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьей 9.2 КоАП РФ, доказан. 

Нарушений порядка проведения проверки и привлечения лица к  административной ответственности, которые могли бы явиться основанием  для отмены оспариваемого постановления по делу об административном  правонарушении, судами не установлено. 

Вина ООО «Группа объединенных фабрик» в совершении  административного правонарушения установлена. 

Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств  непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля  заявителя и препятствующих надлежащим образом выполнять требования  законодательства, в материалы дела не представлены. 

Размер штрафа соответствует санкции статьи 9.2 КоАП РФ.

Представление выдано уполномоченным на то органом, оно  соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает  прав и законных интересов заявителя. 


На основании изложенного суд кассационной инстанции считает  обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения  заявленных требований. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом  рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной  инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной  инстанции согласен. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает  каких-либо нарушений норм материального или процессуального права,  которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных  актов. 

Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без  изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2021 г.,  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля  2021 г. по делу № А40-216589/20-72-1460 оставить без изменения,  кассационную жалобу ООО «Группа объединенных фабрик» – без  удовлетворения. 

Судья
 Е.А.Ананьина