ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-235383/16 от 12.08.2020 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-24385/2020

г. Москва                                                                                Дело № А40-235383/16

  августа 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме августа 2020 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи А.А.Комарова,

судей Ж.Ц. Бальжинимаевой , Д.Г. Вигдорчика,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Овчаренко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном  заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации

на определение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2020 по делу № А40-235383/16 по иску Министерства обороны РФ к ответчику ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России» о взыскании 23 105 165,49 руб. с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ»

при участии в судебном заседании:

от ФГУП «ГВСУ №14»: ФИО1, по дов. от 30.07.2020,

от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, по дов. от 22.10.2019,

Иные лица не явились, извещены.

У С Т А Н О В И Л:

Министерство обороны РФ обратилось с исковым заявлением к ФГУП «ГВСУ № 14» о взыскании неустойки в сумме в 23 105 165,49 руб., с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ».

Решением суда от 12.04.2017 г. исковые требования Минобороны РФ удовлетворены частично.

Выдан исполнительный лист.

Через канцелярию суда поступило ходатайство ФГУП «ГВСУ № 14» о предоставлении рассрочки исполнения решения суда по делу № А40-235383/16-96-2110.

Истец поддержал позицию, изложенную в отзыве, просит суд в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании представитель заявителя просил предоставить рассрочку исполнения судебного акта на срок три года с графиком платежей тремя равными платежами, срок первого по истечению года со дня вступления в законную силу определения суда о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей в течении года со дня предыдущего платежа.

Заявитель в качестве основания для предоставления ему рассрочки исполнения судебного акта ссылается на то, что на основании исполнительного листа серии ФС № 01764856 Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-235383/16-96-2110 судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России 15.11.2018 возбуждено исполнительное производство № 4699478/18/99001-ИП о взыскании с Предприятия в пользу Минобороны России денежных средств в размере 1 611 390,76 руб.

Исполнительное производство № 4699478/18/99001-ИП входит в состав сводного исполнительного производства № 1654958/18/99001-СД о взыскании с Предприятия в пользу физических и юридических лиц денежных средств на общую сумму более 9,6 млрд рублей, в том числе 87 исполнительных производств на сумму 1,3 млрд рублей по взысканию в пользу Минобороны России.

В рамках исполнительного производства № 4699478/18/99001-ИП в пользу Минобороны России перечислено 27 778,21 руб., остаток задолженности по решению Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 по делу № А40-235383/16-96-2110 составляет 1 583 612,55 руб., что подтверждается сведениями официального сайта ФССП России.

В рамках сводного исполнительного производства № 1654958/18/99001-СД, а также в рамках сводных исполнительных производств, ранее исполнявшихся в отношении ФГУП «ГВСУ № 1», ФГУП «ГВСУ № 2», ФГУП «ГВСУ № 3», ФГУП «ГВСУ № 11» и ФГУП «ГВСУ № 16» реорганизованных путем присоединения к Предприятию, наложены запреты на регистрационные действия в отношении 820 объектов недвижимого имущества из них составлены акты о наложении ареста (описи имущества) на 454 объекта недвижимого имущества общей предварительной стоимостью 3 444 859 966,29 руб., а также наложены аресты на денежные средства Предприятия, находящиеся на расчетных счетах в кредитных учреждениях.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (п. 1 перечня поручений от 21.01.2019 № Пр-60) по итогам совещания по вопросам совершенствования механизмов строительства объектов инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации (далее – ВС РФ) Минобороны России разработан план мероприятий («дорожная карта») по созданию публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ, п. 10 которого предусмотрено установление перечня имущества необходимого публично-правовой компании для осуществления ее функций и полномочий, передаваемого в качестве имущественного взноса Российской Федерацией.

Согласно пп. б пункта 20 Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2019 № 504 О создании публично-правовой компании «Военно-строительная компания» Минобороны России необходимо обеспечить передачу публично-правовой компании «Военно-строительная компания» (далее – Компания) имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации в порядке и сроки, которые определены Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Предприятию необходимо сформировать перечень имущества, подлежащего передаче публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ.

Иное имущество, не вошедшее в вышеуказанный перечень, после перерегистрации будет передано для реализации в рамках сводного исполнительного производства.

В отношении недвижимого имущества в целях погашения задолженности Предприятия судебному приставу-исполнителю передана информация о 494 объектах недвижимого имущества для обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства ориентировочной стоимостью – 6,6 млрд рублей.

Работа по перерегистрации прав правопредшественников Предприятия на недвижимое имущество продолжается, информация о перерегистрированном имуществе регулярно передается судебному приставу.

На настоящий момент судебным приставом-исполнителем наложены аресты на 424 объекта недвижимого имущества.

Также постановлением от 05.04.2019 наложен арест на акции ЗАО «СпецстройЛизинг», АО «Инжпетрострой», АО «ПГМ» и АО «ДОК-3» номинальной стоимостью 2 млрд рублей.

Таким образом, общая стоимость переданного судебному приставу-исполнителю на реализацию недвижимого имущества Предприятия значительно превышает задолженность перед Минобороны России.

Также согласно ответа заместителя Главного пристава РФ ФИО3 на имя заместителя Министра обороны РФ ФИО4 снятие ареста с имущества Предприятия возможно после завершения мероприятий по регистрации имущества на должника, его аресту и оценке в объёме, достаточном для обеспечения требований исполнительных документов.

В настоящее время, по указанным обстоятельствам Предприятие технически не имеет возможности ежемесячно погашать задолженность перед Минобороны России.

Вместе с тем в течение 12 месяцев планируется наполнение сводного исполнительного производства достаточным имуществом, после чего арест с расчетных счетов Предприятия будет снят, что даст Предприятию техническую возможность исполнять предоставленную рассрочку – осуществлять соответствующие платежи с расчетных счетов.

Предприятие имеет возможность исполнить судебное решение без причинения ущерба интересов Минобороны России в рамках исполнения государственных оборонных заказов только за счет реализации имущества.

Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 31.05.2018г. № 1092-р Предприятие определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2018 - 2019 годах закупок работ по объектам военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации (прилагается).

Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в интересах Минобороны России, является федеральным государственным унитарным предприятием, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице Минобороны России.

Согласно п.2.1 Устава ФГУП «ГВСУ №14» осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации. ФГУП «ГВСУ №14» является специализированным предприятием Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов.

Кроме того, Предприятие ведет строительство для нужд СВР России (копии документов не прилагаются в связи с их секретностью) и ФСО России.

Строительство иных объектов, кроме как в рамках государственных контрактов для указанных выше органов власти РФ в рамках «частных» подрядных договоров Предприятие не ведет.

Денежные средства Предприятия, которыми оно распоряжается в настоящее время, находятся только на отдельных счетах (подтверждается справками из банков и письмом судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе РФ ФИО6 (далее – Письмо судебного пристава), которые прилагаются), предназначены исключительно для финансирования строительства различных объектов военного и иного специального назначения для нужд обороны и безопасности страны.

Все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа Предприятие обязано осуществлять в соответствии с ФЗ «О государственном оборонном заказе» исключительно с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках.

Указанный закон устанавливает специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации. В частности, закон не допускает исполнения за счет денежных средств, выделенных на финансирование государственного оборонного заказа, судебных актов.

Однако исключением из этого правила является подп. «в» п.9 ст. 8.4 ФЗ «О государственном оборонном заказе», который допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, поступившие от государственного заказчика в качестве финансирования выполнения работ в рамках одного из государственных оборонных заказов.

Обращение взыскания на денежные средства, находящихся на отдельных счетах, создаст у Предприятия критическую финансово-экономическую ситуацию, которая приведет к срыву выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, выполнение работ по которым имеет стратегическое значение.

В целях обеспечения своевременного выполнения государственного оборонного заказа Предприятием в адрес Департамента строительства Минобороны России 13.06.2019 направлено письмо № 21/04-14824 об оказании содействия в отзыве исполнительных документов.

В свою очередь Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации согласовано предложение Правового департамента Минобороны России от 29.06.2019 № 207/5/а/1481 о направлении Предприятием в суд заявлений о предоставлении рассрочки исполнения судебных актов, которые будут поддержаны Правовым департаментом Минобороны России при наличии соответствующего решения заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО4, на срок не более 3 (трех) лет.

С учетом предложенного Правовым департаментом Минобороны России и согласованного Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации порядка решения вопроса о предоставлении Предприятию рассрочки, в адрес Департамента строительства Минобороны России и заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО4 направлены письма от 13.08.2019 № 21/01-19979 и от 05.09.2019 № 21/01-2017 о поддержке заявлений о предоставлении Предприятию рассрочки исполнения судебных решений на срок 3 (три) года с графиком платежей: тремя равными платежами, срок первого платежа – по истечении года со дня вступления в законную силу решения суда о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей – в течение года со дня предыдущего платежа.

Решением заместителя Министра обороны Российской Федерации ФИО4 07.09.2019 выражено согласие о предоставлении Предприятию рассрочки по исполнению судебных актов сроком на три года.

Также Департаментом строительства Минобороны России в адрес Правового департамента Минобороны России 17.09.2019 направлено письмо № 153/6/16532 об обеспечении явки в судебные заседания и поддержке заявлений Предприятия о рассрочке судебных актов.

Важность и высокая значимость выполнения Предприятием мер по предотвращению срыва производственной программы в рамках государственного оборонного заказа, подтверждается в числе прочего и обращением заместителя министра обороны Российской Федерации ФИО4 от 09.07.2019 № 106/2621 в адрес руководителя ФНС Российской Федерации ФИО7 (по существу налогового спора рассматриваемого в Арбитражном суде города Москвы – дело № А40-168161/19, между МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №7 и Предприятием).

Согласно указанного письма: «К подведомственному Министерству обороны Российской Федерации Предприятию предъявлены необоснованные требования налогового органа о взыскании недоимки в размере 380 961 872,74 рубля. Безакцептное списание денежных средств с отдельных счетов Предприятия, открытых в рамках Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», приведет к срыву выполнения работ, направленных на обеспечение обороны и безопасности страны».

Указанные обстоятельства (о важности и высокой значимости выполнения Предприятием работ, направленных на обеспечение обороны и безопасности страны), также подтверждаются и постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.08.2019 (дело А40-168161/19) о принятии обеспечительных мер и приостановлении действия решения МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №7 № 11-19/2963 от 06.11.2018 о взыскании недоимки в размере 380 961 872,74 рубля, до вступления в законную силу судебного акта по существу рассматриваемого спора.

Так как деятельность Предприятия прежде всего заключается в ведении работ по строительству специальных военных объектов, необходимых для поддержания и повышения обороноспособности государства, таких как военный космодром «Плесецк», объекты ядерного сдерживания, объекты РВСН, что в числе прочего подтверждается фактом заключения государственных контрактов № 500/645-УСК-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство сооружений универсального стартового комплекса (УСК) КРК «Ангара» на 1 Государственном испытательном космодроме Минобороны России», № 500/001/ЭИБ – СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Экспериментально-испытательная база (ЭИБ) на 1 ГИК МО РФ» и других указанных ниже государственных контрактов, прилагаемых к настоящим объяснениям, а также строительству других важных для поддержания обороноспособности страны объектов.

Предприятие в настоящее время исполняет следующие государственные контракты (на отдельных счетах по их шифрам находятся денежные средства свыше 49 мл. рублей): - № 1517187386362090942000000 (5560) СМР, техпозиция объектов г. Воркута, рес. Коми».

Данный объект является стратегическим, обеспечивает дальнее обнаружение и слежение за целями на восточных рубежах РФ (РЛС); - № 1819187375412554164000000 шифр 8282/6 Завершение СМР "Технические здания и стационарные рабочие позиции для размещения перебазируемого комплекса из состава изделия 14Ц227 в рамках ОКР "ТОБОЛ" с учетом размещения совместно с КИС "Фазан", АСУ "Варан", н.п. Пионерский Калининградской обл. Данный объект (Фазан-Варан) обеспечивает выполнение аналогичных функций на западных рубежах; - № 500/645-УСК-СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство сооружений универсального стартового комплекса (УСК) КРК «Ангара» на 1 Государственном испытательном космодроме Минобороны России», № 1516187382362090942000000 шифр 500/001/ЭИБ – СМР на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Экспериментально-испытательная база (ЭИБ) на 1 ГИК МО РФ (РВСН)». Является объектом Военно-космических сил, имеющих исключительно стратегическое значение для государства. - «Размещение элементов космической системы 14К032 на космодроме Плесецк»; - «Комплекс работ, Причальный фронт и акватория в/г № 25, г. Балтийск Калининградской обл. (ВМФ) Балтийский флот»; - «СМР, Техническая позиция объекта 1511/1 в н.п. Дуброво Московской обл. ОКР «Следопыт»; - различные арсеналы Минобороны России (для хранения различных боеприпасов).

Таким образом, Предприятие выполняет ГОЗ по стратегически важным военным объектам.

Более того, суд первой инстанции отметил, что и заказчик государственного контракта в лице Минобороны России не вправе предоставить исполнителям финансирование сверх предусмотренного условиями государственного контракта.

То есть, единожды направив денежные средства на определенные цели, Министерство обороны Российской Федерации не вправе (а к тому же и неспособно в виду отсутствия соответствующих лимитов бюджетных обязательств) повторно направить денежные средства на те же цели.

Поскольку Предприятие не ведет иной приносящей доход деятельности, кроме выполнения государственного оборонного заказа, у него отсутствуют в свободном обращении денежные средства в сумме, необходимой для исполнения судебного акта по делу.

Учитывая, что подп. «в» п. 9 ст. 8.4 Закона о гособоронзаказе допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации, принудительное исполнение судебного акта по настоящему делу создаст на Предприятии критическую финансово-экономическую ситуацию.

Списание с отдельных счетов денежных средств, поступивших от государственного заказчика с целью финансирования выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, приведет к существенному затруднению или срыву выполнения обязательств Предприятия по государственным контрактам, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок исполнения требований исполнительного документа составляет 2 (два) месяца, учитывая вышеизложенное имеются обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению требований исполнительного документа.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» если обстоятельства, в силу которых лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, изменились или отпали до истечения срока их предоставления, суд по заявлению взыскателя либо судебного пристава-исполнителя может решить вопрос о прекращении отсрочки.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу № А12-7090/2013, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу № А12-22014/2014 при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта судом, помимо интересов должника и взыскателя должен учитываться и публичный интерес, который в данном случае состоит в своевременном выполнении работ для нужд обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ защита обороны страны и безопасности государства отнесена к приоритетным ценностям.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях № 467-О от 18.12.2003 и № 104-О от 18.04.2006, основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Согласно промежуточной бухгалтерской отчетности Предприятия за 1 полугодие 2019 года: - стоимость активов баланса ФГУП «ГВСУ № 14» составляет 120 250 842 тыс. рублей, в том числе: основные средства 3 743 427 тыс., рублей; доходные вложения в материальные ценности 2 175 тыс. рублей; финансовые вложения 4 227 158 тыс. руб.; запасы 24 583 824 тыс. руб.; дебиторская задолженность 81 028 898 тыс. рублей; денежные средства 2 941 444 тыс. руб.; прочие активы 1 340 091 тыс. руб.; - балансовая стоимость движимого имущества составляет 752 319 460, 87 рублей; - балансовая стоимость находящихся на балансе Предприятия 969 объектов недвижимости составляет 5 798 589 425, 63 руб.; На текущий момент остаток денежных средств на счетах Предприятия составляет 2 082 мл.руб.

Все данные денежные средства находятся только на отдельных счетах Предприятия, являются целевыми и предназначены для исполнения обязательств в рамках государственного оборонного заказа.

Таким образом, у Предприятия существует реальная возможность поэтапного погашения задолженности перед взыскателем без причинения ущерба интересам государства в рамках исполнения государственного оборонного заказа, только в рамках сводного исполнительного производства за счёт реализации недвижимого имущества Предприятия.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2020 г. заявление о предоставлении рассрочки исполнения решения суда от 12.04.2017 года по делу № А40-235383/16-96-2110 удовлетворено частично. Рассрочка исполнения решения суда от 12.04.2017 года предоставлена на срок три года тремя равными платежами в размере 527 870 руб. 85 коп. один раз в двенадцать месяцев с даты вступления определения суда о предоставлении рассрочки исполнения решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда города Москвы от 02.03.2020 г. отменить, принять новый судебный акт.

Рассмотрев апелляционную жалобу в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №104-0 основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

При оценке таких обстоятельств, суд должен исходить из необходимости соблюдения интересов, как должника, так и взыскателя.

При этом в каждом случае, при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд устанавливает конкретные обстоятельства, связанные с его исполнением, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №1084 утверждено «Положение о Федеральном агентстве специального строительства» (далее - Указ №1084).

В соответствии с пунктом 2 Указа №1084 Федеральное агентство специального строительства (далее - Спецстрой России) подведомственно Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль его деятельности.

Указом Президента РФ от 16.08.2004г. №1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с которым министерство, является государственным заказчиком в области обороны.

В связи с тем, что фактически контролирующим органом ответчика является Министерство Обороны и, исходя из принципов обязательности исполнения Государственного оборонного Заказа, денежные средства из бюджета Российской Федерации выделяются под целевое финансирование определенных государственных контрактов.

Соответственно, взыскание денежных средств в размере 1 611 390 руб. 76 коп. может негативно отразиться на финансировании строительства иных объектов и вызвать очередные просрочки в исполнении обязательств по государственным контрактам и приостановку работ.

Заявитель указал, что выплатить единовременно всю взысканную сумму долга не имеет возможности, однако от исполнения обязательств не отказывается.

Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению частично, а именно – в части предоставления рассрочки исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2017 г. на три года тремя платежами по общей сумме задолженности 1 611 390 руб. 76 коп. равными платежами в размере 527 870,85 руб. один раз в двенадцать месяцев с даты вступления определения суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в законную силу.

В свою очередь, в удовлетворении остальной части заявление удовлетворению не подлежит, поскольку требование о предоставлении первого платежа по истечении года со дня вступления в законную силу решения суда о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей – в течение года со дня предыдущего фактически предоставляет заявителю одновременно и рассрочку и отсрочку исполнения решения суда, что не предусмотрено статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из ее буквального толкования.

Согласно правовой позиции отражённой в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, № 467-0 от 18 декабря 2003 г. и № 104-0 от 18 апреля 2006 г., основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

Данные обстоятельства исследованы Арбитражным судом г. Москвы при рассмотрении заявления ФГУП «ГВСУ №14» о предоставлении рассрочки исполнения решения суда и им дана надлежащая оценка.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное определение.

Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Оснований, установленных статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного определения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 266-268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Определение Арбитражного суда г. Москвы от 02.03.2020 по делу № А40-235383/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья:                                                     А.А.Комаров

Судьи:                                                                                                          Ж.Ц. Бальжинимаева                                                                                                     

                                                                                                          Д.Г. Вигдорчик