ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-23982/17-149-239
25 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО «Парламент Продакшн»: ФИО1 (дов. № 120-2017/ПП от 16.01.2017 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Росалкогольрегулирования: ФИО2 (дов. № 98 от 28.12.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по ЦФО: ФИО3 (дов. № 1-58 от 27.12.2016 г.), ФИО4 (дов. № 1-51 от 30.08.2017 г.);
рассмотрев 19 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО «Парламент Продакшн»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2017 г.,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2017 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Свиридовым В.А., Москвиной Л.А.,
по делу № А40-23982/17-149-239
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Парламент Продакшн» (ОГРН <***>; 143916, Московская область, Балашиха, микрорайон Салтыковка, ул. Поповка, вл. 5)
к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (ОГРН <***>; 125047, г. Москва, площадь Миусская, д. 3, стр. 4), Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (ОГРН <***>; 123022, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью «Парламент Продакшин» (далее - ООО «Парламент Продакшн», общество, заявитель) осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия) на основании лицензии РА 001148 регистрационный номер 50ПСН0003304, срок действия с 28 января 2014 г. по 05 августа 2019 г.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган, ответчик) по результатам анализа деклараций об объемах производства и оборота и (или) использования этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции использования производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 г. № 815 «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», представленных ООО «Парламент Продакшин» за 1 квартал 2016 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11 октября 2016 г. № 03-16/1153-1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее – КоАП РФ).
При производстве по делу об административном правонарушении от 11 октября 2016 г. № 03-16/1153 административным органом установлено, что общество нарушило порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве за 1 квартал 2016 года, а именно в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС):
- неправомерно зафиксированы потери спирта этилового ректификованного из пищевого сырья по коду вида продукции 020, образовавшиеся при хранении и переливке при приготовлении купажей (водно-спиртового раствора и спиртосодержащей продукции), в купажном цехе и в цехе розлива (незавершенное производство) в объеме 810,593 дал., кроме того, в ЕГАИС несвоевременно зафиксированы потери (брак) спирта этилового ректификованного из пищевого сырья по коду вида продукции 020 в объеме 11,264 дал.
- не зафиксированы прочие расходы по коду вида продукции 350 «другая спиртосодержащая пищевая продукция» в объеме 0,195 дал.
ООО «Парламент Продакшн» согласно зафиксированной информации в заявке о фиксации в ЕГАИС Акта о браке продукции № 1 кв/2016 от 31 марта 2016 г. зафиксирована дата создания и дата фиксации - 12 апреля 2016 года.
Согласно пункту 5.4.1 приказа Росалкогольрегулирования от 21 мая 2014 г. № 149 «Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов» (далее - приказ Росалкогольрегулирования № 149) заявка о фиксации в ЕГАИС акта о браке продукции представляется организациями в течение рабочего дня после списания продукции.
Таким образом, ООО «Парламент Продакшн» нарушены сроки фиксации в ЕГАИС акта о браке продукции от 31 марта 2016 г. № 1 кв/2016 по коду вида продукции 020 в объеме 11,264 дал (зафиксировано 12 апреля 2016 г., обязанность у организаций фиксировать в течение рабочего дня).
Из анализа представленных обществом копий первичных учетных документов: накладные от 30 марта 2016 г. № 624, от 30 марта 2016 г. № 626, от 30 марта 2016 г. № 628 на списание спирта «Люкс» в общем объеме 0,27 дал и справки от 01 апреля 2016 г., в которой отражены траты лаборатории на анализы безводного спирта в объеме 0,13 дал; акта об отгрузке и приемке спирта этилового от 30 марта 2016 г. № 111-л - потери спирта в объеме 12.29 дал; акта инвентаризации спирта от 16 февраля 2016 г. № 2 - недостача спирта в объеме 10,21 дал; анализа производственных и лабораторных потерь за 1 квартал 2016г. от 31 марта 2016 г., в которых отражены фактические потери безводного спирта в объеме 791,452 дал; журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – журнал ЕГАИС); приказа о списании потерь при производстве алкогольной продукции от 31 марта 2016 г. № 29/1 в объеме 791,452 дал безводного спирта; купажные акты водноспиртового раствора и спиртосодержащих продуктов (купажный цех); купажные акты наименование (купаж) водно-спиртового раствора с общим содержанием этилового спирта б/в, накладные на прием-передачу спиртосодержащих продуктов – исправимого брака; требования -накладные; приказы о списании производственных потерь в купажном цехе и цехе розлива № и/1 от 29 февраля 2016 г., № 29/2 от 31 марта 2016 г., № 05/1 от 29 января 2016 г.; накладные на передачу готовой продукции; приказа о потерях спирта в спиртохранилище от 18 апреля 2016 г. № 33 в объеме 28,31 дал, заявка о фиксации в ЕГАИС акта о браке продукции № 1кв/2016 от 31 марта 2016 г., в котором значится подтверждение о фиксации в ЕГАИС акта о браке продукции № 1кв/2016 от 31 марта 2016 г.: номерподтверждения № 91000017953262, дата фиксации 12 апреля 2016 г., вид брака: брак при производстве продукции по коду вида продукции 020 «спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья», количество безводного спирта - 791,45 дал, объем продукции 821,86 дал (в физическом выражении), административным органом установлено, что в ЕГАИС зафиксирован спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья по коду вида продукции 020, находящийся в купажном цехе и в цехе розлива (купаж) в незавершенном производстве (купаж водно-спиртового раствора и спиртосодержащей продукции), то есть не прошедший полный цикл технологической обработки в объеме 810,593 дал.
При этом потери (брак) этилового спирта ректификованного из пищевого сырья по коду вида продукции 020 в ЕГАИС зафиксированы несвоевременно в объеме 821,86 дал, в том числе и не прошедший полный цикл технологической обработки в объеме 810,593 дал и использованный на лабораторные цели в объеме 11,264 дал.
Из анализа представленных обществом копий первичных учетных документов (приказ о списании спиртосодержащей продукции от 19 февраля 2016 № 09/2 в объеме 0,195 дал (0,103 дал б/с); служебная записка от 19 февраля 2016 г. о списании продукции (ароматизатор «миндаль» 52,4% в объеме 0.103 дал б/с) с баланса склада материалов купажного цеха, в связи с истекшими сроками годности, административным органом установлено, что в ЕГАИС не зафиксированы прочие расходы по коду вида продукции 350 в объеме 0,195 дал.
Так, в системе ЕГАИС в отчете об объемах производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции отражены остатки продукции (ароматизатор натуральный Миндаль 52,4% 10,929) по коду вида продукции 350-2 шт. (21,858дал).
При изложенных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о том, что ООО «Парламент Продакшин» допустило нарушение, выразившееся в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве за 1 квартал 2016 г.
На основании полученных данных 16 января 2016 г. в отношении ООО «Парламент Продакшин» был составлен протокол об административном правонарушении № 03-16/1265-4.
01 декабря 2016 г. МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО вынесено постановление № 03-16/1265-4, которым ООО «Парламент Продакшин» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Не согласившись с вынесенным МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО постановлением от 01 декабря 2016 г. № 03-16/1265-4, ООО «Парламент Продакшин» обратилось с жалобой от 01 декабря 2016 г. в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее – Росалкогольрегулирование, ответчик).
По результатам рассмотрения указанной жалобы Росалкольрегулирование вынесло решение от 23 января 2017 г. № Ап-7/02-01, которым постановление от 01 декабря 2016 г. № 03-16/1265-4 оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Считая указанные постановление и решение незаконными, ООО «Парламент Продакшн» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МРУ Росалкогольрегулировани и Росалкогольрегулированию об их отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Парламент Продакшн» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО «Парламент Продакшн» поддержал доводы кассационной жалобы. Представители МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО и Росалкольрегулирования против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В силу части 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируется Правилами учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 г. № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № 1459, приказом Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. № 149, которым утвержден «Порядок представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации» (далее - Порядок № 149).
Действия, связанные с нарушением установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, и определена в виде наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Парламент Продакшн» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, поскольку обществом нарушен установленный порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве за 1 квартал 2016 г.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судами не установлено.
Вина ООО «Парламент Продакшн» в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного ему правонарушения.
Приведенный довод был предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Кассационная инстанция не вправе давать иную оценку собранным по делу доказательствам.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 мая 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 сентября 2017 г. по делу № А40-23982/17-149-239 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Парламент Продакшн» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи И.Ю.Григорьева
В.В.Кузнецов