ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-252815/16-28-1255 от 21.12.2017 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-252815/16-28-1255

28 декабря 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года

Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ЖСК «Строгино-1»: Осиповой В.В. – Председателя Правления (протокол от 14.03.2015 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Родина Д.С. (дов. № 33-Д-25/17 от 09.01.2017 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ГБУ «МосГорБТИ»: Гордеевой Л.С. (дов. № БТИ-Д-240/17 от 16.05.2017 г.);

от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве: не явились, извещены;

от 3-го лица ГБУ «Жилищник района Строгино»: не явились, извещены;

рассмотрев 21 декабря 2017 г. в судебном заседании кассационные жалобы ГБУ «МосГорБТИ», Департамента городского имущества города Москвы

на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2017 г.,

принятое судьей Яниной Е.Н.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2017 г.,

принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Поташовой Ж.В.,

по делу № А40-252815/16-28-1255

по заявлению жилищно-строительного кооператива «Строгино-1» (ОГРН 1037739505462; 123181, г. Москва, ул. Катукова Маршала, д. 13, корпус 3, квартира 398)

к Государственному бюджетному учреждению города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации (ОГРН 1157746554250; 125009, г. Москва, переулок Гнездниковский М., д. 9, стр. 7), Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве» (111397, г. Москва, Зеленый проспект, д. 20)

о признании незаконными действий,

третье лицо: ГБУ «Жилищник района Строгино»,

УСТАНОВИЛ: по данным учета Северо-Западного ТБТИ по адресу: г. Москва, ул. Маршала Катукова, д. 13. корп. 3, числится девятиэтажный дом, состоящий из двух корпусов.

Один из корпусов занимает жилищно-строительный кооператив «Строгино-1» (далее - ЖСК «Строгино-1», заявитель), другой относится к муниципальному жилому фонду.

Ранее два корпуса имели разные строительные адреса - Микрорайон 2а, корп. 9а (здание, занимаемое заявителем) и микрорайон 2а корпус 9 (муниципальное здание), на каждый из которых был составлен и выдан отдельный технический паспорт.

Впоследствии зданиям присвоен единый милицейский адрес: г. Москва, ул. Маршала Катукова, д. 13, корп. 3 и составлен единый технический паспорт, объединяющий два строительных корпуса с одним милицейским адресом.

Многоквартирный дом ЖСК «Строгино-1» был построен в 1979 году по договору от 20 мая 1979 г. № 19 с УКС № 2. Дом сдавался строителями как отдельное здание и принят комиссией 29 июня 1979 г. согласно акту приемки в эксплуатацию. Расположен дом по адресу: Москва, ул. Маршала Катукова, д. 13, корп. 3, квартиры с 217 по 429А (все здания, относящиеся к дому 13, имеют сквозную нумерацию квартир).

Рядом с указанным домом был построен отдельно стоящий государственный 9-этажный 2-секционный панельный многоквартирный дом по проекту II-49-02/ю вариант «Д» ред. 2 с квартирами с 430 по 501.

Государственное здание имело строительный адрес: корпус 9б в микрорайоне МР-2А и принималось отдельно. Оно получило свои документы: Акт ввода в эксплуатацию и технические документы.

Каждое из зданий имеет отдельные конструктивные элементы (фундамент, стены, перекрытия, крышу, кровлю и пр.), отдельные инженерные системы с обособленными вводами и выводами (центральное отопление, центральное холодное и горячее водоснабжение, хозяйственно-бытовая канализация с вентилируемыми стояками, внутренние водостоки, электроснабжение в виде отдельных ВРУ и систем мусоропровода).

В многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Маршала Катукова, д. 13, корп. 3, в подъездах 7 - 12 управление осуществляет ЖСК «Строгино-1» в подъездах 13, 14 - ГБУ «Жилищник района Строгино».

Способ управления определен решениями общих собраний собственников.

ЖСК «Строгино-1» обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий ГУП «МосГорБТИ» по внесению изменений в технический паспорт на многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Маршала Катукова, д. 13, корп. 3, и обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, рассмотренным в рамках дела А40-100708/09-17-745.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2010 г. по делу А40-100708/09-17-745, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2010 г., заявленные требования удовлетворены.

При рассмотрении дела А40-100708/09-17-745 судами установлено, что на здание, занимаемое заявителем, оформлен технический паспорт по итогам проведенной 21 мая 1979 г. инвентаризации как самостоятельного объекта капитального строительства.

При этом внесение в этот технический паспорт изменений связано не с изменением характеристик здания, а с объединением технических паспортов на два разных объекта капитального строительства, что противоречит требованиям пункту 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 г. № 921) (Положение).

Судами установлено, что объединение технических паспортов является нарушением пункта 6 Положения, в соответствии с которым технический паспорт оформляется на каждый объект капитального строительства, вопреки доводам ответчика, что единый технический паспорт на два здания оформлен на основании утвержденного распоряжением Префекта СЗАО г. Москвы от 11февраля 2008 г. № 430РП, решения Окружной межведомственной комиссии по использованию жилищного и нежилого фонда СЗАО г. Москвы, утвердившего перечень общего имущества собственников жилых помещений обоих зданий, первоначально 31 октября 2007 г. был составлен единый технический паспорт на два здания, после чего 05 февраля 2008 г. принято упомянутое решение Окружной межведомственной комиссии.

Оформление одного технического паспорта на два дома уменьшило стоимость одного метра общей площади и привело к уменьшению долей в общедомовом имуществе для собственников помещений в доме ЖСК «Строгино-1». Такое уменьшение долей приведет к уменьшению выплачиваемой собственникам жилых помещений компенсации в случае изъятия недвижимого имущества для государственных нужд в порядке статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение арбитражного суда по делу А40-100708/09 вступило в законную силу, однако исполнено не было.

Как указал заявитель, при составлении кадастрового паспорта на участок с кадастровым номером 77:08:0008002:16657 была допущена ошибка в пункте 8 указаны два объекта недвижимости 77:8:008002:1036 и 77:00:0000000:1072, при том, что физически и по плану межевания квартала на участке 11, который ставился на кадастровый учет, расположен только один объект недвижимости с номером строения 11, кадастровым номером 77:08:0008002:1036 и с уникальным номером 330606.

Данная ситуация вносит неопределенность в принадлежности указанного участка к зданию ЖСК, т.к. объекты 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072 являются независимыми жилыми многоквартирными домами.

На сегодняшний день учет здания ЖСК «Строгино-1» общей площадью 10384,3 кв. м с уникальным номером 330606 и кадастровым номером 77:08:0008002:1036 и государственного здания общей площадью 3628,8 кв. м с уникальным номером 330607 и кадастровым номером 77:00:0000000:1072 ведется раздельно.

В 2013 году при составлении проекта межевания территории квартала района Строгино № 08.05.349.2013 (3 этап), ограниченного улицей Исаковского, ул. Маршала Катукова, границей территории Природного комплекса № 86, бульваром в жилых районах между улицей Исаковского и улицей Маршала Катукова и утвержденного в дальнейшем Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 января 2014 г. № 802, придомовая территория между двумя зданиями была разделена. Одно здание (номер строения 11) находится на участке 11, а другое здание (номер строения 51) на участке 69.

ЖСК «Строгино-1», выясняя причины возникновения ошибки в кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008002:16657, обнаружил, что в кадастровые паспорта каждого из жилых домов внесены графические изображения сразу двух зданий, хотя они не связаны между собой, в подтверждение чего представлено техническое заключение специализированной организации ООО «ПБКРиС».

30 сентября 2016 г. на основании данных технической инвентаризации, полученных филиалом ФГБУ ФКП Росреестра в порядке информационного взаимодействия из ГБУ «МосГорБТИ», изготовлены кадастровые паспорта на здания с кадастровыми номерами 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072.

При этом в обоих кадастровых паспортах в разделе «Схема расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке» приведено графическое изображение двух отдельно стоящих зданий под единым кадастровым номером в каждом паспорте разным, при этом на схемах данные номера непосредственно изображены на контуре здания ЖСК.

В результате этой ошибки внесены данные на публичную кадастровую карту, в которой на каждом здании числиться по два кадастровых номера, что противоречит требованиям части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 февраля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В ходе выполнения работы по кадастровому учету земельного участка 77:08:0008002:16657 филиалом ФГБУ ФКП Росреестра был запрошен план межевания территории квартала района Строгино № 08.05.349.2013 (3 этап) в Департаменте городского имущества города Москвы для однозначной идентификации объекта недвижимости с кадастровым номером 77:00:0000000:1072 и его размежеванию. Но поскольку в описательной части плана межевания квартал (таблицы 1 и 2) обнаружилась ошибка (опечатка) в уникальном номере рядом стоящего государственного здания 51, расположенного на участке 69: напечатан номер 33607 вместо 330607, что не позволило документально размежевать здания.

ЖСК «Строгино-1» обратился в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве» (далее - ФГБУ ФКП Росреестра, ответчик) с заявлением об исправлении допущенных ошибок.

ФГБУ ФКП Росреестра обращался в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московского городского бюро технической инвентаризации (далее - ГБУ «МосГорБТИ», ответчик) и Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент, ответчик), однако данные обращения остались без ответа и удовлетворения.

Считая свои права нарушенными, ЖСК «Строгино-1» обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий ГБУ «МосГорБТИ» и Департамента городского имущества города Москвы, выразившихся в предоставлении в порядке информационно взаимодействия в орган кадастрового учета недостоверных данных в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072, а именно: указание в табл. 1 и 2 к Плану межевания территории района Строгино № 08.05.349.2013 (3 этап), применительно к строению 51 на участке 69 в качестве уникального номера здания номера «33607» вместо «330607», который присвоен данному зданию в базе данных БТИ, воспроизведение в технических планах зданий с кадастровыми номерами 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072 графических изображений одновременно двух разных объектов кадастрового учета без их индивидуализации; обязании Департамент городского имущества города Москвы указать подлинный уникальный номер (UNOM) «330607», в табл. 1 и 2 к Плану межевания территории квартала района Строгино № 08.05.349.2013 (3 этап) для строения 51 на участке 69; обязании ГБУ «МосгорБТИ» индивидуализировать графические изображения в технических планах зданий с кадастровыми номерами 77:08:00080002:1036 и 77:00:0000000:1072, в каждом из них выделив контуры объекта недвижимого имущества, в отношении которого были осуществлены кадастровые работы, измененные данные представить в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве для исправления реестровой ошибки; считать ранее указанные недостоверные сведения, предоставленные в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учета, реестровыми ошибками и обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве их устранить путем внесения в ЕГРН корректировки графических изображений указанных зданий в их технических планах (удаления из них учтенных объектов недвижимого имущества, не относящиеся к текущему номеру кадастрового учета) удаления из пункта 8 кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 77:08:0008002:16657 лишнего объекта недвижимости с кадастровым номером 77:00:0000000:1072.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ «Жилищник района Строгино».

Определением Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2017 г. в качестве соответчика привлечен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2017 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий ГБУ «МосгорБТИ» и Департамента городского имущества города Москвы, выразившихся в предоставлении в порядке информационного взаимодействия в орган кадастрового учёта недостоверных данных в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072, а именно:

- указание в таблицах №1 и №2 к Плану межевания территории квартала района Строгино № 08.05.349.2013 (3 этап), применительно к строению 51 на участке 69 в качестве уникального номера здания номера «33607» вместо «330607», который присвоен данному зданию в базе данных БТИ;

- воспроизведение в технических планах зданий с кадастровыми номерами 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072 графических изображений одновременно двух разных объектов кадастрового учета без их индивидуализации.

Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы указать подлинный уникальный номер (UNOM) «330607», в таблицах №1 и №2 к Плану межевания территории квартала района Строгано №08.05.349.2013 (3 этап) для строения 51 на участке 69, а ГБУ «МосгорБТИ» индивидуализировать графические изображения в технических планах зданий с кадастровыми номерами 77:08:0008002:1036 и 77:00:0000000:1072, в каждом из них выделив контуры объекта недвижимого имущества, в отношении которого были осуществлены кадастровые работы, предоставив измененные данные в Управление Росреестра по Москве для последующего внесения изменений в ЕГРН. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационных жалобах ГБУ «МосГорБТИ» и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также нарушены нормы процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу ЖСК «Строгино-1» просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В заседании кассационной инстанции представители Департамента городского имущества города Москвы и ГБУ «МосГорБТИ» поддержали доводы своих кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представитель ЖСК «Строгино-1» возражал против их удовлетворения.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в заседание кассационной инстанции не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекты недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

Из части 3 статьи 45 Закон о государственном кадастре недвижимости следует, что сведения о ранее учтенных объекта недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующем разделе государственного кадастра недвижимости в срок до 01 января 2013 г. органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения Государственный технический учет зданий, сооружений, помещения, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2010 г. № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» определен механизм ведения кадастрового учета со стороны БТИ в переходный период.

Согласно названному приказу для кадастрового учета БТИ составляется технический план здания, содержащий различную графическую информацию, в том числе схему расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке.

В приложении № 2 к приказу «Требования к подготовке технического плана здания» в пункте 50 указано, что на схеме отображаются:

1) границы земельного участка, его частей;

2) контур здания (части здания), в отношении которого проводятся кадастровые работы;

3) необходимые обозначения.

На схеме допускается схематично отображение местоположение конкуров зданий (частей зданий) и иных объектов недвижимости, расположенных в границах соответствующего земельного участка, а также местоположения улиц, дорог общего пользования, иных объектов, позволяющих определить местоположение здания (части здания).

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности обжалуемых действий ГБУ «МосгорБТИ» и Департамента городского имущества города Москвы, поскольку объекты с кадастровыми номерами 77:8:0008002:1036 и 77:00:00000000:1072 являются независимыми жилыми многоквартирными домами, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу А40-100708/09-17-745.

Судами принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2010 г. по делу А40-100708/09-17-745 действия ГУП «МосГорБТИ» по внесению изменений в технический паспорт на многоквартирный дом по адресу: Москва, ул. Маршала Катукова, д. 13 корп. 3, признаны незаконными.

Неисполнение решение суда по указанному делу привело к сложившейся ситуации.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод кассационной жалобы Департамента городского имущества города Москвы о том, что судебные акты приняты о правах и обязанностях Государственного унитарного предприятия «Главное архитектурное –планировочное управление Москомархитектуры» подлежит отклонению, поскольку из оспариваемых судебных актов данных обстоятельств не следует.

Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июня 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2017 г. по делу № А40-252815/16-28-1255 оставить без изменения, кассационные жалобы ГБУ «МосГорБТИ», Департамента городского имущества города Москвы – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи И.Ю.Григорьева

Е.Е.Шевченко