ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-254667/19 от 30.07.2020 АС Московского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ул. Селезнёвская, д. 9, г. Москва, ГСП-4, 127994,
официальный сайт: http://www.fasmo.arbitr.ru e-mail: info@fasmo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Московского округа 

в составе судьи Стрельникова А.И.,
без вызова сторон,

рассмотрев 30 июля 2020 года в судебном заседании в порядке упрощенного  производства кассационную жалобу 

АО "Чукотэнерго"

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2020  года, 

по иску АО "Чукотэнерго"
к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

АО «Чукотэнерго» обратилось с исковым заявлением к ФГБУ «ЦЖКУ»  Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по  государственному контракту от 13.12.2018 г. № 17Э-1 за июнь 2019 года в сумме  100.229,57 руб., пени за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате  энергоресурса, начисленные за период с 19.07.2019 по 17.09.2019, в размере  3.292,16 руб., а также пени от невыплаченной в срок суммы по день фактической  оплаты. 


Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 декабря 2019 года был  принят частичный отказ от исковых требований в части взыскания долга за  период с 01.06.2019г. по 30.06.2019г. в размере 100.229, 57 руб., производство по  делу в данной части было прекращено. Кроме того, судом были приняты  уточнения в части взыскания неустойки в порядке ст. 49 АПК РФ и взысканы с  ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в пользу АО "Чукотэнерго" неустойка в  сумме 1.665 руб. 48 коп., а также расходы по оплате госпошлины в размере 4.041  руб. 48 коп., а в остальной части иска было отказано (т.1, л.д. 171-172). 

Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 20 марта  2020 года решение Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года  было отменено в части требования о взыскании с ответчика 4.041 руб. расходов  по оплате госпошлины. В удовлетворении требования о взыскании с ФГБУ  "ЦЖКУ" Минобороны России в счет возмещения расходов по оплате  госпошлины было отказано, а в остальной части решение оставлено без  изменения (т.2, л.д.15-16). 

Дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Не согласившись с принятым постановлением, АО "Чукотэнерго"  обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом  норм материального и процессуального права, а также на несоответствие  выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам,  в связи с чем просило обжалуемое постановление (в обжалуемой части)  отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. 

В поступившем отзыве на жалобу ответчик просил обжалуемый акт  оставить без изменения. 

В соответствии с ч. 2 ст. 288.2 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, кассационные жалобы на решения арбитражного суда  первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной  инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного  производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей  единолично без вызова сторон. 


Изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм  материального и процессуального права, а также соответствие выводов,  содержащихся в обжалуемом акте, установленным по делу фактическим  обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной  инстанции находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене в  обжалуемой части, а в остальной части постановление и решение– оставлению  без изменения по следующим основаниям. 

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между АО  «Чукотэнерго» (энергоснабжающая организация) и Федеральным  государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, в  лице жилищно-коммунальной службы № 3 филиала Федерального бюджетного  учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны  России (по ТОФ) (ЖКУ № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по ТОФ)  (потребитель) был заключен договор энергоснабжения № 17Э-1 от 13.12.2018  года, на период действия с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года. За период с  01.06.2019 года по 30.06.2019 года энергоснабжающая организация поставила  потребителю электрическую энергию на общую сумму 100.229,57 руб., о чем  свидетельствует предъявленный к оплате счет-фактура № 001884/317-1-2018 ТО  от 30.06.2019 года. Долг ЖКУ № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по  ТОФ перед АО «Чукотэнерго» в сумме 100.229 рублей 57 копеек был погашен  25.09.2019г. платежным поручением № 876346 от 25.09.2019г. Согласно пункту  6.2. договора энергоснабжения № № 17Э-1, потребитель оплачивает объем  электрической энергии до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который  осуществляется оплата. В связи с просрочкой исполнения обязательств, истец  начислил пени за просрочку уплаты платежей, согласно пункта 2 статьи 37  Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в  ред. от 28.11.2015 г.) за период с 19.07.2019 г. по 25.09.2019 г. в сумме 3.723 руб.  91 копеек. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения абонентом  обязательств по оплате стоимости электрической энергии (мощности) и услуг, 


оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения  электрической энергией (мощностью), подлежит начислению законная  неустойка в соответствии с п.2 ст. 37 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об  электроэнергетике» (в редакции ФЗ от 03.11.2015 г. № 307 «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с  укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»). 

Суд в обжалуемых актах правильно не нашел оснований для применения  ст. 333 ГК РФ. Вместе с тем, суд обоснованно указал, что истцом был неверно  произведен расчет неустойки, а именно неверно была применена ключевая  ставка ЦБ РФ, в связи с чем суд произвел перерасчет неустойки за тот же  период, исходя из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (6,5%) за  каждый день просрочки исполнения обязательств. 

Поскольку ответчиком доказательств своевременной оплаты за  потребленные энергоресурсы в материалы не было представлено, то суд в  обжалуемых актах верно пришел к выводу, что требования истца являются  обоснованными и подлежащими удовлетворению лишь в части взыскания  неустойки в сумме 1.665 руб. 48 коп. 

При этом, отменяя решение суда первой инстанции в части требования о  взыскании с ответчика 4.041 руб. расходов по оплате госпошлины, суд в  постановлении исходил из следующего. 

Так, в силу ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной  пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным  судом. В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, государственные органы,  органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в  арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты  государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.  Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в  соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах  (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 НК РФ). В соответствии с подпунктами 1 и 1.1  пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам,  рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с 


арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации,  арбитражными судами, освобождаются: прокуроры и иные органы,  обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в  случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или)  общественных интересов; государственные органы, органы местного  самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом  Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или  ответчиков. Из разъяснений, изложенных в пункте 32 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О  применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении  дел в арбитражный судах", в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к  органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных  законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся  такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту  публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53  АПК РФ). Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК  РФ, понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов  государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие  публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный  фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,  Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от  уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных  судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту  государственных и (или) общественных интересов. При этом необходимо также  учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет  отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления)  и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением  указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных  интересов, то оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.  Таким образом, суд в постановлении указал, что ответчик, созданный в целях 


обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами,  нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,  Министерства обороны Российской Федерации, полномочий Минобороны  России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, с учетом объектов, в  отношении которых было потребление электрической энергии относится к  государственным органам, освобожденным от уплаты государственной пошлины  в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении  в качестве истцов или ответчиков. 

На основании изложенного суд отказал в удовлетворении требования о  взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в счет возмещения расходов  по оплате госпошлины. 

Однако суд кассационной инстанции не может согласиться с  постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении  требования о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в счет  возмещения расходов по оплате госпошлины по следующим основаниям. 

Так, абзацем 2 ч. 1 ст. 151 АПК РФ предусмотрено, что в определении  арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а  также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального  бюджета в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 150 настоящего Кодекса,  и распределении между сторонами судебных расходов. 

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ, уплаченная  государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения  производства по делу арбитражным судом. В соответствии с абзацем 3 пп. 3 п. 1  ст. 334.40 НК РФ, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина  при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после  обращения истца в арбитражный суд и вынесения определения о принятии  искового заявления к производству. Согласно п. 11 Постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2014 г. № 46 «О применении  законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в  арбитражных судах», при прекращении производства по делу в связи с отказом  истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная 


пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным  удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований  после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд. В этом случае  арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика  расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110  АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически  удовлетворены. 

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января  2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении  издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что отказ от иска  является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных  издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в  зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае  добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после  обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные  издержки также подлежат взысканию с ответчика. 

Таким образом, поскольку в данном случае размер исковых требований был  уменьшен в связи с добровольным удовлетворением ответчиком суммы  основного долга в размере 100.229,57 руб. после подачи иска в арбитражный суд,  то расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. 

В силу ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной  пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным  судом. В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, государственные органы,  органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в  арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты  государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. 

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 21 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О  применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении  дел в арбитражных судах», в силу главы 25.3 НК РФ, отношения по уплате  государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, 


обращающимся в суд, и государством и, исходя из положений подп. 1 п. 3 ст. 44  НК РФ, отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты  прекращаются. В соответствии с п. 19 указанного постановления,  законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено  освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных  расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен  полномочиями самостоятельно совершить действия, позволяющие истцу  реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в  суд. 

Таким образом, исходя из смысла ст. 110 АПК РФ, между сторонами  судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных  расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ. При этом положениями  действующего налогового и арбитражного процессуального законодательства не  предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного  самоуправления от возмещения судебных расходов, понесенных лицом, в пользу  которого был вынесен судебный акт.  

Следовательно, кассационная инстанция считает, что поскольку судебный  акт был принят не в пользу государственного органа (органа местного  самоуправления), то расходы заявителя по уплате государственной пошлины  подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст. 110  АПК РФ). 

Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств, кассационный  суд не может в настоящее время признать постановление (в обжалуемой части)  законным и обоснованным, а поэтому оно подлежит отмене в части отказа в  удовлетворении требования о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России  в счет возмещения расходов по оплате госпошлины. В то же самое время,  поскольку при принятии обжалуемых актов (решения и постановления в части)  суд полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих  исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку,  и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм  материального и процессуального права, то кассационный суд считает 


правомерным оставить без изменения решение суда первой инстанции и  постановление апелляционной инстанции (в неотмененной части) по  настоящему делу как законные и обоснованные. 

Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта  2020 года по делу № А40-254667/19 в части отказа в удовлетворении требования  АО "Чукотэнерго" о взыскании с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в счет  возмещения расходов по оплате госпошлины отменить. 

 Решение Арбитражного суда города Москвы от 02 декабря 2019 года и  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2020  года (в остальной части) по делу № А40-254667/19 -оставить без изменения. 

В соответствии с ч. 3 ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, настоящее постановление является окончательным и  обжалованию не подлежит. 

Судья А.И. Стрельников