ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-265041/18 от 11.04.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-7441/2019

г. Москва                                                                                                      Дело № А40-265041/18

  апреля 2019 года

Судья Девятого арбитражного апелляционного суда И.В. Бекетова,

рассмотрев апелляционную жалобу ООО «Стар Бет»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2019 по делу № А40-265041/18, принятое в порядке упрощенного производства судьей С.М. Кукиной,

по заявлению ООО «Стар Бет» (ИНН  7708752811, ОГРН  5117746022114)

к ИФНС России № 25 по г. Москве

об оспаривании постановления,

без вызова сторон,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Стар Бет» (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по г. Москве (заинтересованное лицо, ИФНС России № 25 по г. Москве, инспекция) от 24.10.2018 № 13-25/2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Решением от 30.01.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.

Суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления, наличии в действиях заявителя события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Стар Бет» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и ООО «Стар Бет» по делу новый судебный акт, которым освободить общество от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, инспекцией в соответствии с утвержденным ФНС России планом проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на 2018 год на основании распоряжения о проведении плановой проверки от 03.05.2018 № 1, распоряжения о продлении срока проверки от 02.08.2018 № 1/3, в период с 10.05.2018 по 30.08.2018 проведена плановая выездная проверка ООО «Стар Бет» на предмет соблюдения всех лицензионных требований, установленным пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерскихконторах и тотализаторах,утвержденногопостановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (далее - Положение № 1130).

По результатам выездной проверки Инспекцией составлен акт от 30.08.2018 № 1, вынесено предписание 1 от 30.08.2018г.

Инспекция установила, что общество нарушило требования статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее ФЗ-115 от 07.08.2001), выразившееся в представлении в Росфинмониторинг сообщений о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества с нарушением срока предоставления.

Инспекцией на основании акта проверки составлен протокол от 11.10.2018 № 13- 25/2018обадминистративномправонарушении,которыйнарочновручен представителю ООО «Стар Бет» 11.10.2018, о чем свидетельствует отметка о получении представителя Общества.

По результатам рассмотрения акта от 30.08.2018 № 1, протокола от 11.10.2018 № 13-25/2018 об административном правонарушении и других материалов дела, Инспекцией вынесено Постановление от 24.10.2018 № 13-25/2018 по делу об административном правонарушении и назначено ООО «Стар Бет» административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Полагая правонарушение малозначительным, ООО «Стар Бет» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Заявитель полагает, что имеются основания для квалификации вменяемого правонарушения как малозначительного, так как Общество полностью соблюдает требования ФЗ-115 от 07.08.2001 - разработало правила внутреннего контроля, назначило специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимает иные внутренние организационные меры в указанных целях. Незначительная задержка в сроке представления документов в Росфинмониторинг не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, так как проведенная Обществом проверка не выявила среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы наделены полномочиямипопривлечениююридическихлиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Подпунктом «3» пункта 4 Положения утверждено условие обеспечение лицензиатом выполнения требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Федерального закон № 244-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона № 244-ФЗ Организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии Федеральным законом № 244-ФЗ правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.

Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 № 441. Пунктом 3 Правил установлено, что организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение, в том числе требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-Ф) регулирует отношения граждан Российской Федерации,иностранныхграждан и лицбезгражданства,организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме (далее - организации).

Согласно статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификацииклиентов,ихпредставителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Нормами Федерального закона № 115-ФЗ регламентировано, что организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах предоставляют в Росфинмониторинг сведения, а также информацию об операциях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ.

Инспекцией направлен запрос от 27.03.2018 № 21-09/11415 в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) о предоставлении сведений о соблюдении (несоблюдении) лицензиатом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Из полученной информации Росфинмониторинга (исх. № 22-04-05/4865-дсп от 28.04.2018) следует, что сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, лицензиатом предоставлялись за 2016 год; за 2017, 2018 (на конец апреля 2018) не предоставлялись, формализованные электронные сообщения (по форме ФЭС-З-ФМ) в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении инструкции о представлении в Росфинмониториг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «Стар Бет» предоставляются.

Вместе с тем, пунктом 7 части 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежнымисредствамиилиинымимуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденным Постановление Правительства РФ от 19.03.2014 № 209 данная информация предоставляется в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.

Из анализа поступившей информации из Федеральной службой по финансовому мониторингу, следует, что ООО «Стар Бет» в Росфинмониторинг предоставил с нарушением срока сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества:

- за период проверки с 01.10.2017 по 31.12.2017, 31.01.2018, количество дней, прошедших после истечения установленного срока, составила 11 дней.

Таким образом, ООО «Стар Бет» не исполнило требования статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена: частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившееадминистративноеправонарушение,отадминистративной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющеесущественногонарушенияохраняемыхобщественных правоотношений.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Объективную сторону вышеуказанного правонарушения, образует неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Субъектомправонарушения,ответственностьзасовершение,которого установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.

Довод заявителя об отсутствии причинения вреда в результате совершенного правонарушения не является основанием для признания его малозначительным. Следует учитывать, что конструкция состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях,являетсяформальным,следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей в виде несвоевременного предоставления сведений, подлежащих обязательному контролю противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, влекущем за собой затруднение выполнения своих функций со стороны контролирующего органа, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.

При этом, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностьюподелунеимеется,посколькуадминистративное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не может быть признано малозначительным.

Судом установлено, что при назначении административного наказания за совершенное административное правонарушение на Заявителя постановлением от 24.10.2018 № 13-25/2018 наложен административный штраф в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ - 50 000 руб.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае Организацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

Таким образом, Заявитель подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Постановление от 24.10.2018 г. № 13-25/2018 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и Представление от 24.10.2018 г. № 13-25/2018 вынесены в соответствии с действующим законодательством, а, следовательно, у суда не имеется оснований для отмены Постановления от 24.10.2018 г. № 13-25/2018 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и Представления от 24.10.2018 г. № 13-25/2018.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что факт совершения Заявителем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Притакихобстоятельствах,Заявительобоснованнопривлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Доводы же заявителя об обратном не свидетельствуют и документально не подтверждены, в то время как факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.

Доказательств того, что Заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП РФ).

Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственностиадминистративныморганомопределен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежат.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой  инстанции правильно установлено отсутствий оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 10).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих обязанностей, что как следствие посягает на охраняемые государством общественные отношения и установленный порядок в области предпринимательской деятельности.

Исходя из положения ст. 2.9 КоАП РФ, положений Постановления Пленума ВАС РФ № 10, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным.

Рассматриваемый случай не является исключительным в целях освобождения от административной ответственности.

Иная оценка имеющихся в материалах дела доказательств и толкование норм права, изложенные подателем апелляционной жалобы, не опровергают правильные выводы суда.

Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2019 по делу № А40-265041/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья:                                                                                                           И.В. Бекетова

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.