ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-32299/2021
г. Москва Дело № А40-265438/20
03 августа 2021 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ж.В. Поташовой,
рассмотрев апелляционную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу №А40-265438/20 (144-1973)
по заявлению ООО «РУСЬ-МК»
к Госинспекции по недвижимости
о признании незаконным постановления
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО «РУСЬ-МК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы о назначении административного наказания № 3783-ЗУ/9077618-20 от 19.11.2020 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.04.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Часть 1 ст. 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, содержащихся в оформленном акте разрешенного использования земельного участка или установленных правовыми актами города Москвы, а также правоустанавливающими документами на землю, сервитутами, проектной и иной документацией, определяющий условия использования земельного участка.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным органом также соблюден.
Из материалов дела следует, что 19.11.2020 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу № 3783-ЗУ/9077618-20, согласно которому ООО «РУСЬ-МК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 6.7 КоАП Москвы, Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Не согласившись с указанным постановлением заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 20.11.2012 г. между Департаментом земельных ресурсов города Москвы (Арендодатель) и ООО «РУСЬ-МК» (Арендатор) был заключен Договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды № М-07-038791, в соответствии с которым Арендатору был передан земельный участок площадью 3 231 кв. м. из состава земель населенных пунктов (категория земель), кадастровый номер 77:07:0013007:76. расположенный по адресу: <...>, сто. 1, 3. Земельный участок предоставлен ООО «РУСЬ-МК» для экплуатации зданий и под торговые и складские цели сроком до 08.10.2061 г.
Как отмечено на карте градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки г. Москвы (https://isogd.mos- m/isogd-portal/gisBvProfile/none/none/l1), земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013007:76 расположен в границах территориальной зоны № 77-08-14-100810 с сохраняемым землепользованием «Ф» (территориальная зона утверждена Постановлением Правительства Москвы № 1046-ПП от 21.07.2020 г.).
Вид разрешенного использования рассматриваемого земельного участка - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (1.2.5), объекты размещения складских предприятий (1.2.9) (согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 17.11.2020 г. № 99/2020/360528280 и сведениям публичной кадастровой карты по состоянию на 30.12.2020 г.
Указанные виды разрешенного использования земельного участка установлены на основании Постановления Правительства Москвы от 25.05.2011 № 228-ПП «Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве», утратившего силу в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 28.06.2017 № 396-ПП «О подготовке и выдаче градостроительных планов земельных участков в городе Москве».
В настоящий момент виды разрешенного использования земельных участков на территории г. Москвы определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
В Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, отсутствуют виды разрешенного использования земельного участка с номерами 1.2.5 и 1.2.9; использование земельного участка для размещения организаций розничной торговли и складских помещений возможны при установлении следующих видов разрешенного использования по классификатору - «магазины» (4.4) и «склады» (6.9).
Однако в соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171- ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенной- использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540, утвердивший классификатор, вступил в силу 23.12.2014 г., а виды разрешенного использования рассматриваемого земельного участка были установлены до утверждения классификатора).
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП были утверждены правила землепользования и застройки города Москвы, которые применяются при рассмотрении в уполномоченных органах вопросов о правомерности использования земельных участков и объектов капитального строительства, при осуществлении государственного контроля и надзора за использованием земельных участков, объектов капитального строительства.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с пп. 2.2.1.2 и 3.3.4 Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП. правообладатель земельного участка вправе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбрать любой вид разрешенного использования участка из числа предусмотренных зонированием территорий видов и предусмотренных и. 3.3.4 Правил вспомогательных видов разрешенного использования.
Земельный участок может быть использован Обществом с учетом вспомогательных видов разрешенного использования без внесения в ЕГРН и Договор аренды сведений о вспомогательном виде разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в Департамент городского имущества города Москвы за получением государственной услуги «Выдача дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в городе Москве» для дополнения целей использования земельного участка.
Однако им был получен отказ в связи с отсутствием оснований для внесения в договор запрашиваемых изменений.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 77:07:0013007:76 относится к территориальной зоне сохраняемого землепользования, в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. В ЕГРН для рассматриваемого участка установлены виды разрешенного использования - объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров (1.2.5), объекты размещения складских предприятий (1.2.9).
В соответствии с п. 3.3.4 Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 настоящих Правил, являются виды разрешенного использования с кодами 1.14, 2.7.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2.2, 3.2.3, 3.3, 3.4.1, 3.5.1, 3.5.2, 3.6.1, 3.7.1, 3.8.1, 3.9.1, 3.9.2, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.9.1.4, 4.10, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 6.9, 7.4, 8.3, 12.0.2, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Статья не содержит исключения для установления данных вспомогательных видов разрешенного использования для какой-либо зоны кроме, указанных в п. 3.3.6 Правил землепользования и застройки. Эти виды разрешенного использования являются вспомогательными для всех зон, и выбираются арендатором самостоятельно и изменяются без дополнительных решений и согласований в соответствии с п. 3.3.4 и 2.2.1.2 Правил землепользования и застройки г. Москвы.
Применение вспомогательных видов разрешенного использования допускается при соблюдении следующих условий (п. 3.3.5 Правил землепользования и застройки города Москвы): вспомогательные виды разрешенного использования должны быть выбраны из числа видов, не установленных в качестве основных или условно разрешенных видов использования для территориальной зоны, в которой находится земельный участок; вспомогательный вид разрешенного использования не может реализовываться без реализации основного вида разрешенного использования и должен осуществляться только совместно с разрешенными основными и (или) условно разрешенными видами использования земельных участков или объектов капитального строительства; в случае если выбранный вспомогательный вид разрешенного использования предусматривает размещение объектов капитального строительства, то их строительство может опережать во времени реализацию основных, условно разрешенных видов разрешенного использования (но не может быть единственным фактическим использованием земельного участка или объекта капитального строительства); в случае если установленные основные, условно разрешенные виды использования предусматривают размещение объектов капитального строительства, то суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, включая площади подземных частей зданий, сооружений, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка, если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Использование части земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению.
Как установлено судом, на земельном участке по адресу <...>, стр.1,3 расположены 2 здания:
здание с кадастровым номером 77:07:0013007:16651, адрес: <...>; согласно техническому паспорту от 10.06.2019 г. площадь здания составляет 148, 7 кв. м., все помещения данного здания используются для размещения продуктового магазина (в соответствии с выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от 17.11.2020 г. № 99/2020/360522711 площадь здания составляет 587, 1 кв. м., что не соответствует действительной площади, в связи с чем собственником здания предпринимаются меры для исправления записи в ЕГРН касательно площади строения), что подтверждается техническим паспортом здания и выпиской из ЕГРН,
здание с кадастровым номером 77:07:0013007:16652, адрес: <...>, общей площадью 2382, 2 кв. м. (согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 17.11.2020 г. № 99/2020/360526497). Помещения здания (строения № 1) используются в целях размещения продуктовых магазинов, склада продуктового магазина, магазина хозяйственных товаров, что соответствует установленным основным видам разрешенного использования земельного участка.
В здании по адресу: <...> - кадастровый номер 77:07:0013007:16652 под вспомогательные виды разрешенного использования используются следующие части помещений:
под общественное питание используется часть комнаты № 1 в помещении II на 1 (первом) этаже: площадь указанной комнаты № 1 составляет 69, 4 кв. м., а на шаурменную приходится 1/4 комнаты № 1 - соответственно, 17, 35 кв. м.
часть комнаты № 2 помещения IV на 1 (первом) этаже используется для размещения мастерской по ремонту обуви и ателье: площадь комнаты № 2 составляет 332, 5 кв. м., на мастерскую по ремонту обуви и ателье приходится около 1/15 от 332, 5 кв. м. - 22, 2 кв. м.
Суд первой инстанции верно указал, что ООО «РУСЬ-МК» использует арендуемый земельный участок для размещения объектов розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров, для размещения складских предприятий (основные виды разрешенного использования земельного участка), а также под вспомогательные виды разрешенного использования, предусмотренные п. 3.3.4 Правил землепользования и застройки города Москвы - «общественное питание» (код разрешенного использования участка по классификатору видов разрешенного использования земельных участков - 4.6), «бытовое обслуживание» (код разрешенного использования участка - 3.3).
При этом суммарная площадь помещений в здании (строении № 1) с кадастровым номером 77:07:0013007:16652, используемых ООО «РУСЬ-МК» под вспомогательные виды разрешенного использования, не превышает 25% суммарной площади всех объектов капитального строительств: расположенных на земельном участке.
Таким образом, поскольку общая площадь объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0013007:76 составляет: 148, 7 кв. м. + 2 382, 2 кв. м. = 2 530, 9 кв. м. 25% (площадь, которую можно использовать под вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка, предусмотренные п. 3.3.4 Правил землепользования и застройки города Москвы) от 2 530, 9 кв. м. - это 632, 7 кв. м., а площадь используемых под «общественное питание» и «бытовое обслуживание» частей помещений составляет: 17, 35 кв. м. + 22, 2 кв. м. = 39, 55 кв. м. (что не равно даже 2% совокупной площади объектов капитального строительства, размещенных на земельном участке), у Госинспекции по недвижимости отсутствовали законные основания для привлечения ООО «РУСЬ-МК» по данному делу к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 6.7 КоАП г. Москвы и назначении административного наказания в виде административного штрафа, подлежит признанию незаконным.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в судебном акте и оснований не соглашаться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российско й Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.04.2021 по делу №А40-265438/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: Ж.В. Поташова