ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
19 ноября 2013 года
Дело № А40-2838/13-33-25
Резолютивная часть постановления оглашена 12 ноября 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ОАО «Мосводоканал» ФИО1 по доверенности от 29 декабря 2012 года № 17-01-19-05/12, ФИО2 по доверенности от 01 июля 2013 года № 17-01-19-688/13
от ответчика Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу ФИО3 по доверенности от 17 декабря 2012 года № 95, ФИО4 по доверенности от 06 февраля 2013 года № 108
рассмотрев 12 ноября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу
на решение от 31 мая 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Ласкиной С.О.
на постановление от 19 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поташовой Ж.В.
по делу № А40-2838/13-33-25
по заявлению Открытого акционерного общества «Мосводоканал» (ОАО «Мосводоканал», ОГРН <***>) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, ОГРН <***>) о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Мосводоканал» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (далее - ответчик) о признании незаконным отказа Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в р. Москва в режиме лимита временного согласованного сброса (ВСС) для выпуска сточных вод Курьяновских очистных сооружений расположенных в г. Москве, оформленный за № 11-43/14423 от 05.10.2012, обязании выдать разрешение на сброс загрязняющих веществ с лимитами на сбросы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2013, оставленным без изменения Девятым арбитражным апелляционным судом от 19.08.2013 заявленные ОАО «Мосводоканал» требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу просит отменить принятые по делу решение и постановление, как незаконные и необоснованные и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При этом указывается, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что МГУП «Мосводоканал» представлен полный комплект документов предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пунктом 8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 № 288 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду» сделаны без исследования всех обстоятельств дела. Кроме этого суды неправомерно применили при рассмотрении спора статью 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», вступившего в силу только 01.01.2013 и статьей 45 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей среды» утратившего силу.
В судебном заседании представители Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ОАО «Мосводоканал» просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, так же, как и в отзыве на кассационную жалобу на несостоятельность её доводов.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, в связи с неправильным применением норм права, а дело направлению на новое рассмотрение.
При рассмотрении дела судами было установлено, что МГУП «Мосводоканал» (в настоящее время ОАО «Мосводоканал») обратилось в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу с заявлением от 03.09.2012 № 02-02-598/12 о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду с 04.09.2012 на 1 год для Курьяновских очистных сооружений ПУ «Мосочиствод» с приложением документов, поименованных в приложении к этому заявлению.
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу принял решение об отказе в выдаче разрешения в режиме ВСС № 11-43/14423 от 05.10.2012 в связи с отсутствием в представленных материалах: 1. Плана природоохранных мероприятий сформированного с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, позволяющих снизить сброс загрязняющих веществ в водный объект на 2012-2013 (на время действия лимита ВСС), с указанием финансовых вложений на период реализации плановых мероприятий; 2. Отчета о выполненных природоохранных мероприятиях, запланированных на время действия лимита ВСС в период с 31.10.2011 по 31.10.2012, с указанием результатов от проведенных мероприятий и финансовых затрат; 3. Сравнительной таблицы аналитических данных контроля качества сточных вод за 2011 и 2012 годы (в мг/л) разработанной с целью определения обязательств по плану снижения загрязняющих веществ поступающих в водный объект согласно, выданного лимита ВСС на 2011-2012 годы.
Удовлетворяя заявленные ОАО «Мосводоканал» требования суды исходили из того, что им представлен полный комплект документов предусмотренный для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ.
При этом суды указали, что согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Программа природоохранных мероприятий МГУП «Мосводоканал» на 2011-2013 годы представленная с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 03.09.2012 № 02-02-598/12, по мнению судов, предусматривает поэтапное достижение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты устанавливаются, в силу статьи 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», на основании нормативов ПДК рыбохозяйственных водных объектов. Вместе с тем, очистные сооружения организаций водопроводно-канализационного хозяйства не могут обеспечить очистку канализационных вод, поступающих от населения, до ПДК рыбохозяйственных водных объектов на основании которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (по ряду показателей требования ПДК рыбохозяйственных водных объектов даже жестче, чем требования ПДК по питьевой воде, установленные для людей). В настоящее время отсутствуют технологии, позволяющие очищать канализационные воды в таких объемах до ПДК рыбохозяйственных водных объектов.
В этой связи, в статье 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов.
Установление лимитов на сбросы организациям водопроводно-канализационного хозяйства предусмотрено в пункте 4 статьи 45 Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды». Несмотря на то, что с момента издания закона (1991 год) лимиты на сбросы многократно устанавливались всем организациям ВКХ России с учетом поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов, возможности очистных сооружений организаций ВКХ не позволяют очищать канализационные стоки до этих нормативов (ПДК рыбохозяйственных водных объектов).
При установлении организациям ВКХ России лимитов на сбросы природоохранные органы требовали поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов (ПДК рыбохозяйственных водных объектов) по окончании реализации планов природоохранных мероприятий, на основании которых устанавливались лимиты, а не достижения нормативов по окончании реализации конкретных планов природоохранных мероприятий.
Таким образом, по мнению судов, в настоящее время достижение нормативов допустимых сбросов (ПДК рыбохозяйственных водных объектов) при очистке сточных вод в таких объемах невозможно и не зависит от организации водопроводно-канализационного хозяйства.
На практике, достижение нормативов допустимых сбросов зависит от появления технологий очистки сточных вод, позволяющих осуществлять очистку сточных вод до нормативов в таких объемах, и, после их появления, органов регулирования тарифов организаций водопроводно-канализационного хозяйства, включающих расходы на внедрение этих технологий в тарифы на водоотведение.
При осуществлении водоотведения природоохранная деятельность ОАО «Мосводоканал» состоит в отведении загрязняющих веществ со сточными водами, поступающих от населения Москвы и городов Московской области, в водные объекты через централизованную систему коммунального водоотведения и их очистку с учетом технологической возможности очистных сооружений предприятия.
В связи с изложенным суды нашли отказ Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от выдачи разрешения в режиме ВСС, в связи с непредставлением необходимой документации, незаконным, а требования ОАО «Мосводоканал» об обязании выдать разрешение на сброс загрязняющих веществ с лимитами на сбросы правомерными и обоснованными.
Однако судами не было учтено, что из пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Причем плана, содержащего внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 № 288 утверждена форма плана снижения сбросов загрязняющих веществ и радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду.
Согласно пункту 3.13 Приказа Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.010 № 283 Росприроднадзор является органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который в соответствии с пунктом 3 статьи 23 указанного Закона об охране окружающей среды уполномочен на согласование плана по снижению сбросов загрязняющих веществ.
В связи с этим, с учетом требований вышеуказанных норм, суды при проверке законности оспариваемого отказа и при разрешении вопроса об обязании выдать требуемое разрешение должны были установить, помимо наличия в представленных документах «планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти», их соответствие вышеуказанным нормам, т.е. согласование плана снижения сбросов загрязняющих веществ с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции следует всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, разрешить спор правильно применив нормы процессуального и материального права, проверив оспоренный отказ на соответствие действующих на момент его принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2013 года по делу № А40-2838/13-33-25 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий-судья М.Р. Агапов
Судьи: Р.Р. Латыпова
И.В. Туболец