ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-284850/18 от 18.06.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-24301/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-284850/18

  июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи: Елоева А.М., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ООО «Топливно-Заправочный комплекс-Архангельск» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2019 по делу № А40-284850/18 принятое в порядке упрощенного производства по иску ООО «Топливно-Заправочный комплекс-Архангельск» (ОГРН <***>) к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации (ОГРН <***>), третье лицо: Федеральное государственное казенное учреждение «Первый отдельный авиационный отряд»

о взыскании денежных средств в сумме 80 379,30 руб.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 03.06.2019,

от ответчика 1: ФИО2 по доверенности от 24.12.2018,

от ответчика 2: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Топливно-Заправочный комплекс-Архангельск» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта Российской Федерации денежных средств в сумме 80 379,30 руб.

Определением от 30.11.2018 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Решением от 28.03.2019 в иске отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, 21.04.2011 на основании Приказа № 164-т Федеральной службы по тарифам России Закрытое акционерное общество «ТопливоЗаправочный комплекс-Архангельск» (реорганизовано в форме преобразования в ООО «ТЗК-Архангельск») включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II «Услуги аэропортов».

Приложением к Приказу Федеральной службы по тарифам от 17.07.2013 №136- т/2 утверждены предельные максимальные тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропорту г. Архангельск, в том числе тариф на хранение авиационного топлива утвержден в размере 272,00 руб./т. в сутки, без учета НДС.

В ноябре 2016 года Федеральным государственным учреждением «Первый отдельный авиационный отряд Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (далее - ФГКУ «1 ОАО ФСБ России») направлен запрос в адрес Общества, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009  №599 «О  порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», с ходатайством о заключении договора на оказание услуг «Хранение авиатоплива» и «Заправка ВС авиатопливом».

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что 28.11.2016 между Истцом и ФГКУ «1 ОАО ФСБ России» заключен Договор поставки и оказания услуг №НП/5-3/2016/248 (далее - Договор).

Согласно п.1.1 Договора ООО «ТЗК-Архангельск» обязалось оказать комплекс услуг по приему, хранению и выдаче авиационного топлива, а Заказчик (ФГКУ «1 ОАО ФСБ России») обязуется доставить на хранение авиаГСМ и оплатить Исполнителю оказанные услуги в порядке и на условиях настоящего Договора.

Пунктом 4.2 Протокола разногласий к Договору определено, что комплекс услуг по хранению авиатоплива и обеспечению заправки авиатопливом в воздушное судно Заказчика при выполнении Заказчиком служебных задач в соответствии п. ж.1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности» №40-ФЗ от 03 апреля 1995г. оказываются Исполнителем с последующим возмещением недополученных доходов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 января 2013г. №37 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги».

За период с 01.12.2016 по 31.12.2016 Истцом был оказан комплекс услуг по хранению топлива ФГКУ «1 ОАО ФСБ России» на сумму 68 118 (Шестьдесят восемь тысяч сто восемнадцать) рублей 05 копеек, кроме того НДС 12 261 (Двенадцать тысяч двести шестьдесят один) рубль 25 копеек. Сумма НДС перечислена в бюджет в отчетном (налоговом) периоде. Услуга «Хранение авиатоплива», предоставляемая Обществом, подлежит налогообложению и не подпадает под действие п. 22 ст. 149 Налогового кодекса РФ, в связи с тем, что склад авиаГСМ Общества находится вне зоны аэропорта на удаленном расстоянии.

Для возмещения стоимости услуг, оказанных для нужд ФГКУ «1 ОАО ФСБ России», 10.02.2017 в адрес Федерального агентства воздушного транспорта направлено письмо №01-03/119 о предоставлении субсидии из федерального бюджета с приложением копий документов, подтверждающих право на ее получение.

Однако письмом Росавиации от 31.03.2017 №Исх-7089/13 отмечена неправомерность предъявления к возмещению за счет субсидии суммы НДС за оказанные услуги, в том числе, в указанном письме запрошены дополнительные документы.

На основании указанного письма Истцом скорректирована сумма к возмещению по субсидии и отражена в заявлении без учета налогов, дополнительно приложены все запрашиваемые документы.

26.04.2017 Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) письмом №Исх-9109/13 отказано в предоставлении субсидии в соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 25.01.2013 №37, по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств.

Посчитав отказ необоснованным истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Как установлено судом, по состоянию на 01.01.2017 на лицевой счёт Росавиации на 2017 год по коду бюджетной классификации 10704082430464370811 поступило 266 754 600,00 руб. (раздел 1.2. «Доведённые бюджетные данные» в Отчёте о состоянии лицевого счёта получателя бюджетных средств № 03951001070).

13.02.2017 в Росавиацию поступило заявление ЗАО «ТЗК-Архангельск» о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов за 2016 год от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, в размере 80 379,30 руб., в том числе НДС (18%) - 12 261,25 руб. (письма № ВХ-7150 от 13.02.2017).

Росавиация, в соответствии с пунктом 8 Правил, осуществив проверку полноты и достоверности содержащихся в документах сведений, письмом от 31.03.2017 года № Исх-7089/13 сообщила заявителю о необходимости предоставления недостающих документов и уточняющих сведений.

В частности, в составе представленной документации не обнаружено документов, подтверждающих установление обществом в аэропорту г. Архангельска тарифа на услугу хранения авиационного топлива, как того требуют Правила взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, а также пункт 7 Правил, требующий представления документов, подтверждающих объем оказанных услуг в стоимостном выражении.

Вместе с тем, данный тариф применен в акте от 31.12.2016 № 01 о движении товарно-материальных ценностей.

В этой связи признается обоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности проверить достоверность показателей названного акта и, следовательно, признать сведения, содержащиеся в сформированном на его основе отчете о недополученных доходах, достоверными.

Кроме того, судом указано на правомерность действий Росавиации по сообщению  заявителю о необоснованности предъявления к возмещению за счет субсидии, в том числе, выставленного обществом пользователю воздушного пространства НДС за оказанные услуги, по следующим основаниям.

26.04.2017 Росавиация своим письмом исх. № Исх-9109/13 известила организации гражданской авиации, в том числе ЗАО «ТЗК Архангельск», об исчерпании лимитов бюджетных обязательств, утверждённых ведомству на цели предоставления субсидии из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.

По состоянию на 01.12.2017 на лицевой счёт Росавиации на 2017 год по коду бюджетной классификации 10704082430464370811 поступило 359 130 500,00 руб. (раздел 1.2. «Доведённые бюджетные данные» в Отчёте о состоянии лицевого счёта получателя бюджетных средств № 03951001070), то есть дополнительно перераспределены на соответствующий код бюджетной классификации 92 375 900,00 руб.

13.10.2017 № Исх-23559/13 Росавиацией был рассмотрен доработанный пакет документов ООО «ТЗК Архангельск» по вопросу получения субсидии и из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.

В соответствии с пунктом 8 Правил, осуществив проверку полноты и достоверности, содержащихся в документах сведений, Росавиацией выявлена необходимость предоставления дополнительных сведений.

В частности, Росавиация повторно просит привести в соответствие пакет документов согласно письму от 31.03.2017 № Исх-7089/13 и исключить НДС из размера возмещения недополученных доходов за счет средств субсидии 30.10.2017 в Росавиацию поступили уточняющие сведения ЗАО «ТЗКАрхангельск» для предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов за 2016 год от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, согласно которым размер недополученной субсидии в 2016 году составил в размере 68 118.05 руб. (ВХ-54843 от 30.10.2017).

 29.12.2017 Росавиация своим письмом исх. № Исх-30693/13 известила организации гражданской авиации, в том числе ЗАО «ТЗК Архангельск», об исчерпании лимитов бюджетных обязательств, утверждённых ведомству на цели предоставления субсидии из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги.

Таким образом, права на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с  законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, у заявителя не возникло, ввиду чего соответствующее решение Росавиации не могло повлечь нарушение прав и законных интересов ЗАО «ТЗК Архангельск», создать препятствия для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, равно как и установить какие-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.

Отказ Росавиации в предоставлении субсидии совершен без рассмотрения по существу представленных документов, а в связи с исчерпанием лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства воздушного транспорта, заявленное в настоящем споре ООО «ТЗК Архангельск» требование о возмещении недополученных доходов, по сути, направлено на то, чтобы суд осуществил проверку полноты и документальной обоснованности содержащихся в них сведений, что влечет подмену законных функций государственных органов по рассмотрению заявлений о предоставлении субсидии.

Суд также принимает во внимание, что решения Росавиации от 26.04.2017 № Исх9109/13, от 29.12.2017 № Исх-30693/13 истцом в предусмотренном законом порядке обжалованы не были.

Поскольку в настоящее время порядок дофинансирования и выделения по целевой статье «Субсидии по возмещению организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги» дополнительных бюджетных средств не определен,  на момент принятия решения об отказе в предоставлении субсидии по причине отсутствия лимитов бюджетных обязательств, Росавиация действовала в четком соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 №37.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному воду об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Заявитель жалобы не доказал наличие обстоятельств, на которых основаны доводы апелляционной жалобы.

Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1  АПК РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.03.2019 по делу № А40-284850/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья:                                                                             А.М. Елоев