ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-14237/2019
г. Москва Дело № А40-293825/18
июня 2019 года
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда И.В. Бекетова,
рассмотрев апелляционную жалобу АО «Тинькофф страхование»
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2019 по делу № А40-293825/18 , принятое судьей Н.В. Дейна
по заявлению Банк России
к АО «Тинькофф Страхование» (ОГРН 1027739031540)
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст 14.1 КоАП РФ,
без вызова сторон,
У С Т А Н О В И Л:
Банк России (заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО «Тинькофф Страхование» (общество, страховщик) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением от 25.02.2019 Арбитражный суд города Москвы привлек АО «Тинькофф Страхование» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении процедуры и срока давности привлечения к административной ответственности, отсутствие состава административного правонарушения в действиях страховщика.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «Тинькофф Страхование» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Банк России поступило обращение гражданина от 24.09.2018 № ОЭ-171898 (далее - обращение), содержащее сведения о возможном нарушении Страховщиком законодательства Российской Федерации.
В ходе проведения проверки сведений, изложенных в обращении Заявителя, установлено следующее.
Из представленных Страховщиком письмом от 15.10.2018 №.0013458 (вх. от 17.30,2018 № 395259) сведений и документов следует, что 18.05.2018 между Заявителем и Страховщиком заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО) серии XXX № 0040811723 со сроком действия с 19.05.2018 по 18.05.2019.
05.09.2018 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее -ДТП) в результате которого было повреждено транспортное средство (далее -ТС) гражданина.
06.09.2018 гражданин сообщил Страховщику по телефону о произошедшем ДТП, а также направил посредством электронной почты постановление по делу об административном правонарушении от 06.09.2018.
08.09.2018 Страховщик организовал проведение осмотра ТС, по результатам которого Группа компаний «НИК» составлен акт осмотра.
08.09.2018 Страховщику поступило заявление о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО.
10.09.2018 ООО «НИК ЭКСПЕРТ» составлено экспертное заключение, в соответствии с которым стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 31 086,70 руб.
21.09.2018 Страховщик письмом исх. от 20.09.2018 № ОС-12971 направил Заявителю уведомление о необходимости представления банковских реквизитов для осуществления страхового возмещения.
Пунктом 21 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) установлено, что в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Учитывая изложенное, датой окончания срока рассмотрения Заявления являлось 28.09.2018 (включительно).
Согласно пункту 4.26 Правил ОСАГО, если страховое возмещение, отказ в страховом возмещении или изменении его размера зависят от результатов производства по уголовному или гражданскому делу либо делу об административном правонарушении, срок осуществления страхового возмещения или его части может быть продлен до окончания указанного производства и вступления в силу решения суда.
В срок, установленный пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, Страховщик страховую выплату Заявителю не произвел, направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство, не выдал, мотивированный отказ в страховом возмещении не направил.
Следовательно, Страховщик нарушил срок, установленный пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ.
Таким образом, административный орган пришел к выводу, что отсутствие банковских реквизитов не может являться основанием для продления срока рассмотрения заявления о страховой выплате.
Дата выявления правонарушения 23.11.2018.
30.11.2018 начальником отдела поведенческого надзора в сфере финансовых услуг № 1 Управления поведенческого надзора в сфере финансовых услуг Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Хусяиновой В.В. в присутствии представителя Общества по доверенности от 28.11.2018 № 74 составлен протокол об административном правонарушении №СЗ-59-ЮЛ-18-20668/1020-1 в отношении АО «ТИНЬКОФФ СТРАХОВАНИЕ» лицензия на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств № ОС № 0191-03 от 19.05.2015.
В связи с тем, что частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ предусмотрено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, арбитражными судами, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с требованиями о привлечении общества к административной ответственности.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия должностного лица административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены ст. 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и подпункта 1.3 пункта 1 Указания Банка России от 27.02.2017 №4300-У «О перечне должностных лиц Банка России,уполномоченныхсоставлятьпротоколыобадминистративных правонарушениях».
Привлекая страховщика к административной ответственности, суд первой инстанции указал, что статьей 4.5 КоАП РФ в отношении правонарушений в области страхового законодательства срок привлечения к административной ответственности составляет 1 год с момента совершения правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что срок привлечения АО «Тинькофф Страхование» к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) на момент принятия решения суда истек.
Административный орган в протоколе от 30.11.2018 установил, что датой совершения административного правонарушения является 29.09.2018.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъективная сторона в деянии, совершенном юридическим лицом, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается лишь выявлением наличия у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны:
-представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
-соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
- представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:
- путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта (возмещение причиненного вреда в натуре);
- путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет).
Согласно п.. 21. ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
Из материалов дела следует, что в срок, установленный пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, Страховщик страховую выплату потерпевшему не произвел, направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство, не выдал, мотивированный отказ в страховом возмещении не направил.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении срока восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или страховой выплаты потерпевшему, а, следовательно, о наличии в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела предусмотрено, что субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
По смыслу вышеназванных норм права, соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, а, соответственно, ведение деятельности с нарушением указанных условий образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, страховщиком не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм действующего законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Между тем, на момент рассмотрения административного дела в суде истек срок давности привлечения АО «Тинькофф Страхование» к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения по делу, рассматриваемому судьей.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
В силу пункта 14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено обществом 29.09.2018., поскольку к установленному законом сроку (до 28.08.2018) обществом не выполнена обязанность по выплате страхового возмещения потерпевшему, что отражено в Протоколе об административном правонарушении от 30.11.2018.
На момент рассмотрения дела судом (25.02.2019) трех месячный срок привлечения к административной ответственности, который подлежит исчислению с 29.09.2018, истек.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлена на защиту отношений, регулируемых лицензионным законодательством.
Следовательно, если лицу вменяется в вину нарушение лицензионного законодательства, то это в системе действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе за нарушение страхового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
В Определении Верховного суда Российской Федерации от 21.03.2019 № 309-ЭС19-1673 специально оговорено, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 КоАП РФ является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), или решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.02.2019 по делу № А40-293825/18 отменить.
В удовлетворении заявленного ГУ Банка России по ЦФО о привлечении АО «Тинькофф Страхование» к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья: И.В. Бекетова