г. Москва
03.11.2020 Дело №А40-320913/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 27.10.2020
Полный текст постановления изготовлен 03.11.2020
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – публичного акционерного общества «МОЭК» – ФИО1 (представителя по доверенности от 02.10.2020),
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – извещен, представитель не явился,
рассмотрев 27.10.2020 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «МОЭК»
на решение от 13.03.2020
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 20.07.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу № А40-320913/2019
по заявлению публичного акционерного общества «МОЭК»
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «МОЭК» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – департамент) о признании незаконными действий по изменению категорий объектов НВОС: КТС «Коммунарка», КТС «Курилово», об обязании присвоить объектам НВОС категории НВОС, которые были до актуализации 05.09.2019, а именно объектам: КТС «Коммунарка», КТС «Курилово».
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Департамент, извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда округа не направил, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что общество подало заявление в департамент об актуализации объектов НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) в связи с тем, что проведена реорганизация бывшего собственника объекта: ООО «ТСК Новая Москва» было присоединено к обществу, технологические процессы основных производств технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления в 2019 году не изменились по сравнению с 2017 и 2018 годами.
Департамент актуализировал сведения об объектах НВОС, принадлежащих обществу, изменил категории объектов: КТС «Коммунарка», адрес: г. Москва, поселение Сосенское, <...> с 3 категории до 2; КТС «Курилово», адрес: г. Москва, поселение Щаповское, поселок Курилово: с III категории на II категорию.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 17 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила), установлено, что основанием для включения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в государственный реестр является заявка, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты негативного воздействия на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории.
Отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категорий осуществляется в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 23 Правил при включении в государственный реестр объекту присваивается код объекта и категория в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Критериев к объектам II относится осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Пунктом 28 Правил предусмотрено, что изменение содержащихся в государственном реестре сведений об объекте осуществляется в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 9 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с представленными обществом в департамент сведениями КТС «Коммунарка» и КТС «Курилово» являются котельными, вырабатывающими тепловую энергию. В разделе «Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги» объектов КТС «Курилово» и КТС «Коммунарка» указан код ОКПД 35.30.11.120 «Энергия тепловая, отпущенная котельными», входящий в группу 35.30.11 «Пар и горячая вода».
Как установили суды, на указанных объектах осуществляется деятельность, соответствующая кодам ОКВЭД 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», а также «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)».
На объектах КТС «Курилово» и КТС «Коммунарка» используется газообразное топливо, их проектная мощность составляет 11.04 Гкал/ч и 31.8 Гкал/ч соответственно, что эквивалентно 12.84 МВт и 36.98 МВт, что соответствует подпункту «а» пункта 2 Критериев.
Таким образом, как заключили суды, департамент был вправе и имел основания отнести упомянутые объекты при рассмотрении вопросов актуализации сведений к объектам II категории.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам (в частности, имеющимся в деле паспортам и удостоверениям в отношении котлов), отвечают требованиям АПК РФ к доказыванию и оценке доказательств, основаны на правильном применении норм материального права, в том числе на правильном применении приведенных норм подпункта «а» пункта 2 Критериев.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу № А40-320913/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи И.Ю. Григорьева
В.В. Кузнецов