г. Москва
13.03.2020 Дело №А40-48885/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2020
Полный текст постановления изготовлен 13.03.2020
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу – Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края – ФИО1 (представителя по доверенности от 20.08.2019),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве – ФИО2 (представителя по доверенности от 30.12.2019),
от Департамента городского имущества города Москвы – извещен, представитель не явился,
рассмотрев 05.03.2020 в судебном заседании кассационную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края
на решение от 22.07.2019
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 28.10.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по делу № А40-48885/2018
по заявлению Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
об оспаривании решения,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Агентство по управлению госимуществом Красноярского края (далее – агентство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003012:27 площадью 9 507 кв. м., расположенный по адресу: <...>; об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Красноярского края на данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2018, заявление удовлетворено.
Постановлением от 14.02.2019 Арбитражный суд Московского округа данные судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 18.04.2019 Арбитражный суд города Москвы привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент городского имущества города Москвы (далее – департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе агентство просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель агентства поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить, пояснил, что в нежилом здании с кадастровым номером 77:06:0003012:1042 площадью 2 097,9 кв. м., расположенном по адресу: <...>, принадлежащем Красноярскому краю как субъекту Российской Федерации, находится представительство данного субъекта Российской Федерации. Это здание было предоставлено Российской Федерацией в 1997 году Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу в собственность на основании Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1094 «О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в 1997-2005 годах» и Указа Президента Российской Федерации от 19.05.1996 № 737 «О дополнительных мерах государственной поддержки экономического и социального развития Сибири» Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.1996 № 1346 «О неотложных мерах государственной поддержки социально-экономического развития Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в 1997 - 2005 годах», о чем имеется указание в пункте 11 данного Постановления Правительства Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» в составе Российской Федерации образован новый субъект Российской Федерации в результате объединения трех граничащих между собой субъектов Российской Федерации – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа; новому субъекту Российской Федерации присвоено наименование Красноярский край, данный субъект имеет статус края. В связи с этим названное здание было принято от Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа в собственность Красноярского края.
Представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы, каких-либо возражений против данных доводов агентства по вопросам возникновения права собственности Красноярского края на нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0003012:1042 не привел.
Департамент, извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в заседание суда округа не направил, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей агентства и управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Арбитражные суды установили, что в собственности субъекта Российской Федерации – Красноярского края находится нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0003012:1042 площадью 2 097,9 кв. м., расположенное по адресу: <...>.
Запись № 77-77-13/015/2007-621 о праве собственности Красноярского края на здание внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 09.11.2007.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0003012:27 площадью 9 507 кв. м., расположенном по адресу: <...>.
Агентство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Красноярского края на данный земельный участок.
Управлением принято решение от 19.12.2017 № 77/012/203/2017-4965 об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок на основании пункта 4 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон, Закон).
Не согласившись с данным отказом, агентство оспорило его в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) в заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:
– которые признаны таковыми федеральными законами;
– право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
– которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
– которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
– земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
– земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 4 статьи 3.1 Вводного закона к собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа исходил из того, что поскольку статья 3.1 Вводного закона введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то именно с этого момента необходимо разрешать вопрос о том, что является ли право государственной собственности на участок разграниченным и может ли принадлежать в силу этого Красноярскому краю. Поэтому то обстоятельство, что запись о праве собственности Красноярского края на здание внесена в ЕГРП 09.11.2007, само себе не могло рассматриваться как основание для вывода о том, что участок относится к разграниченной государственной собственности Красноярского края.
В связи с этим судам было предложено проверить в том числе, были ли представлены доказательства возникновения права собственности Красноярского края на заявленный к государственной регистрации участок, можно ли было считать участок находящимся в государственной разграниченной собственности (к 01.07.2006), имелись ли среди них документы, свидетельствующие об отнесении здания к объектам права собственности Красноярского края (к 01.07.2006).
При повторном рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что при обращении агентства в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации – Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003012:27 агентством не были представлены правоустанавливающие документы на указанный земельный участок.
При этом суды отметили, что одного факта нахождения здания на земельном участке недостаточно для государственной регистрации права собственности субъекта на данный земельный участок в порядке пункта 2 статьи 3.1 Вводного закона.
Между тем Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 № 307-ЭС19-13722 по делу № А13-8951/2018 была уточнена практика применения положений статьи 3.1 Вводного закона, в том числе норм пунктов 2 и 4 данной статьи Закона.
Как указано в данном Определении Верховного суда Российской Федерации, закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. Поскольку из содержания статьи 3.1 Вводного закона и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу статьи 3.1 Вводного закона, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 01.07.2006, но и к отношениям, которые возникнут в последующем.
С 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 307 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 404», согласно которому одним из документов, необходимых для регистрации права собственности в порядке разграничения права собственности на земельный участок является документ, правоустанавливающий документ на здание, строение, сооружение, расположенные на соответствующем земельном участке в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке здания, строения, сооружения, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Поэтому с учетом приведенной правовой позиции Верховного суда Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003012:27 следует относить к разграниченной государственной собственности и считать находящимся в собственности субъекта Российской Федерации – Красноярского края; с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003012:27 агентство представило документы, необходимые для государственной регистрации права собственности Красноярского края на данный земельный участок, а у управления не имелось предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации.
Дополнительно суд округа принимает во внимание доводы агентства по вопросам возникновения права собственности Красноярского края на нежилое здание с кадастровым номером 77:06:0003012:1042, которые агентство также заявляло в судах первой и апелляционной инстанций при повторном рассмотрении спора с учетом постановления Арбитражного суда Московского округа от 14.02.2019 по настоящему делу, о чем представило в материалы дела документы, в том числе распечатки выдержек из упомянутых нормативных правовых актов, в том числе Указов Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1094, от 19.05.1996 № 737, Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.1996 № 1346, Федерального конституционного закона от 14.10.2005 № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа».
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявления агентства.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 по делу № А40-48885/2018 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 19.12.2017 № 77/012/203/2017-4965 об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003012:27 площадью 9 507 кв. м., расположенный по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0003012:27 площадью 9 507 кв. м., расположенный по адресу: <...>.
Председательствующий судья Е.Е. Шевченко
Судьи И.Ю. Григорьева
В.В. Кузнецов