ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-67251/17-130-610 от 10.01.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва                                                       Дело № А40-67251/17-130-610

12 января 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 12 января 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов»: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) Центрального Банка Российской Федерации: ФИО1 (дов. № 337 от 07.09.2015 г.), ФИО2 (дов. № ДВР17-02/208 от 21.07.2017 г.);

рассмотрев 10 января 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов»

на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2017 г.,

принятое судьей Кукиной С.М.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2017 г.,

принятое судьями Мухиным С.М., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,

по делу № А40-67251/17-130-610

по заявлению публичного акционерного общества «Управляющая компания объединённых резервных фондов» (ОГРН <***>; 191014, <...>)

к Центральному Банку Российской Федерации (ОГРН <***>; 107016, <...>)

о признании незаконным приказа,

УСТАНОВИЛ: публичное акционерное общество «Управляющая компания объединенных резервных фондов» (далее - ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов», общество, заявитель) имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00947, выданную 19 декабря 2012 г. Федеральной службой по финансовым рынкам (без ограничения срока действия).

В связи с осуществлением надзорных мероприятий и в целях проведения оценки фактического соответствия собственных средств ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» требованиям Указания Банка России от 19 июля 2016 г. № 4075-У «О требованиях к собственным средствам управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и соискателей лицензии управляющей компании» (далее - Указание № 4075-У) Банком России в адрес общества направлено предписание от 09 сентября 2016 г. № Т2-39-7-11/37909 о предоставлении информации.

Во исполнение предписания ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» в срок не позднее 7 рабочих дней со дня его получения надлежало провести фактическую оценку соответствия активов общества, учитываемых при расчете собственных средств по состоянию на 01 сентября 2016 г., а также представить в Банк России документы, явившиеся основанием для принятия активов, включенных в расчет на указанную дату, на баланс общества.

Предписание направлено в адрес ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» 14 сентября 2016 г. посредством индивидуального раздела на сайте Банка России через личный кабинет, которое получено и подлежало исполнению в срок до 23 сентября 2016 г. включительно.

Вместе с тем, ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» не исполнило предписание Банка России от 09 сентября 2016 г. № Т2-39-7-11/37909 о проведении фактической оценки собственных средств управляющей компании по состоянию на 01 сентября 2016 г. и представлении в Банк России документов, являющихся основанием для принятия на баланс управляющей компании активов, включенных в расчет собственных средств управляющей компании.

Ответ на предписание ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» направило в Банк России только 22 декабря 2016 г., при этом не представило документы, являющиеся основанием для принятия на баланс управляющей компании активов, включенных в расчет собственных средств управляющей компании, в связи с чем предписание Банка России является неисполненным.

Предписанием Банка России от 02 ноября 2016 г. № Т2-39-7-11/44331 управляющей компании было предписано предоставить расшифровки всех строк расчета размера собственных средств управляющей компании по состоянию на 01 октября 2016 г. и 25 октября 2016 г. (с приложением документов, явившихся основанием для принятия на баланс управляющей компании активов и обязательств, включенных в расчет на указанные даты, а также документов, подтверждающих соответствие активов требованиям Указания № 4075-У); пояснения относительно включения в раздел «Расшифровки строк подраздела «Активы, принятые к расчету собственных средств» расчета собственных средств управляющей компании на 30 сентября 2016 г. сведений о недвижимом имуществе; заверенные копии отчета оценщика в отношении недвижимого имущества, сведения о котором включены в расчет собственных средств управляющей компании по состоянию на 30 сентября 2016 г., а также положительного экспертного заключения, содержащего вывод о подтверждении стоимости указанного недвижимого имущества.

Предписание Банка России от 02 ноября 2016 г. № Т2-39-7-11/44331 было направлено через личный кабинет участника финансового рынка со сроком исполнения – 16 ноября 2016 г.

ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» в ответ на предписание не представило в Банк России документы, явившиеся основанием для принятия на баланс управляющей компании активов (кроме документов на недвижимое имущество) и обязательств, включенных в расчет собственных средств ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» по состоянию на 01 октября 2016 г. и 25 октября 2016 г., а также не представлены документы, подтверждающие соответствие активов, включенных в расчет собственных средств, требованиям Указания № 4075-У.

ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» в нарушение требований Указания № 4075-У включила в расчет собственных средств акции, включенные в котировальный список второго и третьего уровня ПАО Московская биржа (акции ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «МРСК Северо-Запада», ПАО «УК АРСАГЕРА») и облигации, рейтинг долгосрочной кредитоспособности эмитента которого ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России (облигации ПАО «Татфондбанк», АКБ «Пересвет», ПАО «Восточный Экспресс Банк»), а именно:

- по состоянию на 30 сентября 2016 г. в расчет были включены акции ПАО «МРСК Северо-Запада» (7% от общей доли размера собственных средств) и ПАО «УК АРСАГЕРА», облигации ПАО «Восточный Экспресс Банк» (27,2% от общей доли размера собственных средств) и ПАО «Татфондбанк» (9,7% от общей доли размера собственных средств);

- по состоянию на 31 октября 2016 г. в расчет были включены акции ОАО «Сургутнефтегаз» (22,4% от общей доли размера собственных средств), ПАО «МРСК Северо-Запада» (15,5% от общей доли размера собственных средств) и ПАО «УК АРСАГЕРА», облигации ПАО «Татфондбанк» и АКБ «Пересвет»;

- по состоянию на 30 ноября 2016 г. в расчет были включены акции ПАО «МРСК Северо-Запада» (16,9% от общей доли размера собственных средств) и ПАО «УК АРСАГЕРА», облигации ПАО «Восточный Экспресс Банк»;

- по состоянию на 31 декабря 2016 г. в расчет были включены акции ПАО «МРСК Северо-Запада» (22% от общей доли размера собственных средств) и ПАО «УК АРСАГЕРА», облигации ПАО «Татфондбанк».

В случае исключения из расчета указанных активов размер собственных средств ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» будет существенно ниже заявленного на сайте.

Таким образом, раскрытие на сайте расчетов собственных средств с отражением в них ненадлежащих активов искажает в целом понимание о финансовом состоянии управляющей компании, не позволяет объективно оценить наличие соответствующих рисков и, тем самым, вводит в заблуждение заинтересованных лиц.

По факту выявленных нарушений Банком России составлен акт визуального осмотра сайта от 19 декабря 2016 г. и акт визуального осмотра сайта от 17 февраля 2017 г.

Пунктом 3.22 Положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации, утвержденного приказом ФСФР России от 22 июня 2005 г. № 05-23/пз-н, установлено, что управляющая компания паевого инвестиционного фонда после завершения (окончания) его формирования ежегодно публикует, в том числе заключение аудитора по результатам ежегодной аудиторской проверки бухгалтерского учета, ведения учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом.

Указанная отчетность публикуется на сайте в сети «Интернет» в сроки, установленные для представления ежегодной отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно пункту 1.4 Положения № 03-41/пс ежегодная отчетность представляется управляющей компанией не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» опубликовало на сайте аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности управляющей компании за 2015 год и аудиторское заключение в отношении имущества, составляющего Фонд, за 2015 год только 18 мая 2016 г. и 31 августа 2016 г. соответственно, то есть позднее установленного срока.

По факту выявленных нарушений Банком России составлены акты визуального осмотра сайта от 19 декабря 2016 г. и 26 декабря 2016 г.

Приказом Центрального Банка Российской Федерации от 30 марта 2017 г. года № ОД-811 «Об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами Публичного акционерного общества «Управляющая компания Объединенных резервных фондов» лицензия № 21-000-1-00947 от 19 декабря 2012 г. аннулирована.

В обоснование изданного приказа указано на неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России, неоднократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России, неоднократное в течение года нарушение требований к распространению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России, при осуществлении деятельности на основании лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и на основании пункта 1 статьи 61 и подпунктов 2, 4, 6 пункта 1 статьи 61.2 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Считая свои права нарушенными, ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации о признании недействительным приказа от 30 марта 2017 г. № ОД-811.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 июня 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

В заседании кассационной инстанции представитель Центрального Банка Российской Федерации против удовлетворения кассационной жалобы возражал.

Представитель ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» в заседание кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.

Согласно пункту 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 61 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон об инвестиционных фондах) предусмотрено право Банка России при выявлении нарушения лицензиатом требований Закона об инвестиционных фондах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, а если лицензиат на основании лицензии осуществляет в соответствии с федеральными законами доверительное управление иными активами или оказывает услуги специализированного депозитария в отношении иных активов, требований этих федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, своим предписанием запретить лицензиату проведение всех или части операций, применять иные меры ответственности, установленные федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, аннулировать соответствующую лицензию и назначить временную администрацию.

Основания для аннулирования лицензии указаны в статье 61.2 Закона об инвестиционных фондах, к каковым отнесены:

 - неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России (подпункт 2 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах);

- неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Банка России подпункт 4 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах);

- неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами Банка России (подпункт 6 пункта 1 статьи 61.2 Закона об инвестиционных фондах).

Подпунктом 13 пункта 2 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах установлено, что Банк России выносит обязательные для исполнения предписания управляющим компаниям о представлении информации, в том числе информации, доступ к которой ограничен или запрещен в соответствии с федеральным законом, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на него функций, об устранении нарушений требований Закона об инвестиционных фондах, нормативных актов Банка России, о запрете на проведение операций.

Право Банка России получать от управляющих компаний документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за их деятельностью, закреплено также пунктом 3 части 3 статьи 55 Закона об инвестиционных фондах.

В силу статьи 76.9 Закона о Банке России Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов.

Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Согласно пункту 4.1 Указания Банка России от 21 декабря 2015 г. № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» Банк России направляет документы участнику информационного обмена путем размещения их в личном кабинете.

Из пункта 7 статьи 51 Закона об инвестиционных фондах следует, что любые распространяемые, предоставляемые или раскрываемые сведения об акционерном инвестиционном фонде или о паевом инвестиционном фонде, об управляющей компании паевого инвестиционного фонда не должны содержать, в том числе недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую, вводящую в заблуждение информацию.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя, посколькуу Банка России имелись основания для аннулирования лицензии ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов».

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2017 г. по делу № А40-67251/17-130-610 оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО «Управляющая компания объединенных резервных фондов» – без удовлетворения.

Председательствующий-судья                                                 Е.ФИО3

Судьи                                                                                                         Р.Р.Латыпова

                                                                                                          Е.Е.Шевченко