ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва Дело № А40-70084/2017-147-623
09 апреля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2018 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО НК «КТЖ»: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) МИФНС № 47 по г. Москве: ФИО1 (дов. № 05/96 от 24.01.2018 г.), ФИО2 (дов. № 05/86 от 27.12.2017 г.), ФИО3 (дов. № 05/150 от 06.12.2017 г.);
рассмотрев 03 апреля 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО НК «КТЖ»
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2017 г.,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 г.,
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Кочешковой М.В.,
по делу № А40-70084/2017-147-623
по заявлению филиала акционерного общества «Национальная компания «Казакстан темiр жолы» - «Восточный железнодорожный участок» (010000, Казахстан, <...>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 47 по г. Москве (127006, <...>)
о признании незаконным решения № 736 от 05 сентября 2016 г.,
УСТАНОВИЛ: 01 августа 2016 г. акционерным обществом «Национальная компания «Казакстан TeMip жолы» (далее - АО «НК «КТЖ», заявитель) в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 47 по г. Москве (далее – МИФНС России № 47 по г. Москве, инспекция, налоговый орган) были представлены заявление об аккредитации филиала иностранного юридического лица по форме № 15 АФП (далее - заявление об аккредитации), а также документы для аккредитации.
По результатам рассмотрения представленных обществом документов инспекцией было принято решение от 05 сентября 2016 г. № 736 об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица по основаниям, предусмотренным абзацем 2 пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а именно: не представлены необходимые для аккредитации документы; документы представлены с нарушением срока; представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.
Не согласившись с указанным решением, АО «НК «КТЖ» обратилось в Управление Федерального налоговой службы России по г. Москве (далее – УФНС России по г. Москве) с апелляционной жалобой.
По результатам рассмотрения УФНС России по г. Москве апелляционной жалобы решение МИФНС России № 47 по г. Москве от 05 сентября 2016 г. № 736 об отказе в аккредитации признано правомерным.
Считая свои права нарушенными, АО «НК «КТЖ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИФНС России № 47 по г. Москве о признании незаконным решения № 736 от 05 сентября 2016 г. об отказе в аккредитации филиала иностранного юридического лица и обязании принять решение об аккредитации филиала АО «НК «КТЖ» на территории Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО НК «КТЖ» просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС России № 47 по г. Москве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель МИФНС России № 47 по г. Москве возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель АО НК «КТЖ» в заседание суда кассационной инстанции не явился.
От АО НК «КТЖ» поступило ходатайство об отложении судебного заседания, поскольку представитель не может явиться в связи с производственной необходимостью.
Рассмотрев заявленное ходатайство, выслушав представителя инстанции, суд кассационной инстанции определил: в удовлетворении заявленного ходатайства отказать в виду отсутствия оснований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных инвестициях) в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица данное иностранное юридическое лицо (за исключением иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации) обязано представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 21 Закона об иностранных инвестициях перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 7 раздела II Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы России от 26 декабря 2014 г. № ММВ-7-14/680@ (далее - Порядок аккредитации), предусмотрено, что иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства представляет в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по форме № 15АФП, утвержденной данным приказом, и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.
Одновременно с указанным заявлением представляются следующие документы:
1) учредительные документы иностранного юридического лица;
2) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
3) документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);
4) решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
5) положение об иностранном филиале, представительстве;
6) доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;
7) документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
8) опись представленных документов (в двух экземплярах).
При этом документы, указанные в подпунктах 1 - 6 настоящего пункта, могут быть представлены в уполномоченный налоговый орган в срок не более 12 месяцев с даты их выдачи или составления.
Согласно пункту 4 Порядка аккредитации предусмотренные настоящим Порядком документы представляются в уполномоченный налоговый орган на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или в принятии решения об аккредитации представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), при наличии в том числе такого основания как не представление необходимых для аккредитации документов, либо эти документы представлены с нарушением срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи, либо представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению (абзац 2 пункт 3 статьи 21 Закона об иностранных инвестициях).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о законности оспариваемого отказа, поскольку документы для аккредитации представлены заявителем не в полном объеме, без надлежащего оформления и с превышением установленного законодательством Российской Федерации 12-ти месячного срока.
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем не были представлены решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала на территории Российской Федерации, а также доверенность о наделении руководителя иностранного филиала на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями.
Кроме того, дата выдачи (составления) представленных АО «НК «КТЖ» для аккредитации филиала документов - свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость от 19 ноября 2012 г., а также Положение о филиале - составляет более 12 месяцев.
На Свидетельстве и Выписке от 14 апреля 2016 г. печати не переведены на русский язык.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Относительно довода кассационной жалобы со ссылкой на судебный акт по делу № А40-169086/2015 суд кассационной инстанции отмечает, что он принят при иных фактических обстоятельствах.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 г. по делу № А40-70084/2017-147-623 оставить без изменения, кассационную жалобу АО НК «КТЖ» – без удовлетворения.
Председательствующий-судья Е.А.Ананьина
Судьи Р.Р.Латыпова
Е.Е.Шевченко