ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-44153/2020
г. Москва Дело № А40-78533/20
23 сентября 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2020 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: | Мухина С.М., ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РОЛЬФ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2020 по делу № А40-78533/20
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «РОЛЬФ»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1
о признании незаконным бездействия
в присутствии:
от заявителя: | ФИО2 по дов. от 17.09.2019; |
от заинтересованного лица: | ФИО3 по дов. от 13.01.2020; |
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «РОЛЬФ» (далее – заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе от представления для ознакомления всех документов и материалов налоговой проверки, проведенной за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, обязании устранить незаконное бездействие путем предоставления ООО «РОЛЬФ» копий (или права ознакомиться с возможностью самостоятельного изготовления фотокопий) следующих документов: международного запроса № 09-17/00610дсп@ от 14.08.2017; международного запроса № 09-17/00609дсп@ от 14.08.2017; международного запроса № 09-17/00611дсцд от 15.08.2017; международного запроса № 09-17/00612дсп@: от 15.08.2017; письма ФНС России от 26.12.2018г. № 13-4-07/1255дсп; ответов на международные запросы, перечисленные выше; всех остальных документов, которые имеются в материалах выездной налоговой проверки за 2014-2016 гг., но которые не были предоставлены ООО «РОЛЬФ».
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020г. в удовлетворении заявления ООО «РОЛЬФ» отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении Общества на основании решения от 28.11.2017 № 37 заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (с 01.02.2019 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1) проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 16.01.2019 № 10-19/1 (далее - Акт проверки), который вручен 28.08.2019 представителю Общества по доверенности с приложениями на 48 листах, о чем свидетельствует подпись на экземпляре акта.
Общество 16.09.2019 в Инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представило заявление от 16.09.2019 № 457-09/19-СБО о предоставлении следующих копий материалов выездной налоговой проверки или возможности ознакомиться с ними в порядке абз. 3 пункта 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ): международного запроса Инспекции № 09-17/00610дсп@ от 14.08.2017; международного запроса Инспекции № 09-17/00609дсп@ от 14.08.2017; международного запроса Инспекции № 09-17/00611дсп@ от 15.08.2017; международного запроса Инспекции № 09-17/00612дсп@ от 15.08.2017; письма ФНС России от 26.12.2018 № 13-4-07/1255дсп@; материалы комиссии ГД РФ по контролю за достоверностью сведений о доходах депутата ФИО4 март 2017 г.; приложения к письму ГУ МВД от 01.10.2018 № 4/12362; сведения предоставленные КБ «Капитал-Москва» и АО МС Банк Рус, а также иные документы, на которых основаны отраженные в Акте проверки выводы проверяющих, и протоколы, аудио/видеозаписи всех допросов, если таковые проводились в рамках проверки.
Письмом от 18.09.2019 №15-31/00168 Инспекция предоставила Обществу имеющиеся документы (информацию), в том числе: выписки из международных запросов от 14.08.2017 № 09-17/00610дсп@, от 14.08.2017 № 09-17/00609дсп@, от 15.08.2017 № 09-17/00611дсп@, от 15.08.2017 № 09-17/00612дсп@ на 16 листах; а также сообщила налогоплательщику, что выписка из письма ФНС России от 26.12.2018 № 13-4-07/1255дсп@ приложена к Акту проверки.
Письмо Инспекции от 18.09.2019 №15-31/00168 с приложениями на 43 листах получено 19.09.2019 представителем Общества по доверенности.
В Инспекцию 23.09.2019 поступило повторное заявление Общества от 20.09.2019 № 475-09/19-СБО об ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки.
25.09.2019 Общество было повторно ознакомлено с выписками из международных запросов: от 14.08.2017 № 09-17/00610дсп@, от 14.08.2017 № 09-17/00609дсп@, от 15.08.2017 № 09-17/00611дсп@, от 15.08.2017 № 09-17/00612дсп@ на 16 листах и выпиской из письма ФНС России от 26.12.2018 № 13-4-07/1255дсп@ на 6 листах, с приложением № 1 на 3 листах, № 2 на 3 листах, № 19 на 1 листе, № 20 на 1 листе, а также с письмом ГУ МВД России по Московской области от 01.10.2018 №4/12362, с приложением на 32 листах, что подтверждается протоколом от 25.09.2019 № б/н.
Общество представило письменные возражения от 30.09.2019 б/н на Акт проверки и дополнительные материалы к ним.
Как следует из протокола рассмотрения материалов налоговой проверки от 14.10.2019 № 03-23/16 акт от 16.01.2019 № 10-19/1 и иные материалы выездной налоговой проверки Общества за 2014-2016 гг., а также письменные возражения налогоплательщика от 30.09.2019 № б/н и дополнительные материалы к ним рассмотрены Инспекцией при участии представителей Общества 14.10.2019.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией принято решение от 14.10.2019 № 15-31/66 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое вручено 21.10.2019 представителю Общества.
По завершении дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлено дополнение от 04.12.2019 № 10-19/05 к Акту проверки, которое с приложениями на 433 листах в электронном виде согласно описи и извещением от 06.12.2019 № 130 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля получено 06.12.2019 представителем заявителя по доверенности.
Заявителем представлены письменные возражения от 27.12.2019 по дополнению к Акту проверки и дополнительным материалам к ним.
Рассмотрение материалов налоговой проверки Общества и проведённых на основании решения от 14.10.2019 № 15-31/66 дополнительных мероприятий налогового контроля, назначенное на 30.12.2019, по ходатайствам Общества о переносе рассмотрения материалов проверки в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и подготовки дополнений к письменным возражениям по Акту проверки и Дополнениям к нему, а также в связи с неблагоприятной эпидемиологический ситуацией неоднократно откладывалось Инспекцией (на 18.02.2020, 17.03.2020, 17.04.2020,01.06.2020, на 15.06.2020).
Уведомлением от 05.02.2020 № 15-31/7 Общество вызвано в Инспекцию для ознакомления с материалами мероприятий налогового контроля, которое состоялось 06.02.2020 путем визуального осмотра налогоплательщиком, снятия им ксерокопий и получения с сопроводительным письмом лазерного диска CD-RW №MWD6555B26005820 с электронными копиями материалов, представленных для ознакомления, в том числе с письмом ФНС России от 03.02.2020 № 13-4-06/0001@ «О направлении информации», с копиями материалов, полученных из ФНС России письмом от 26.12.2018 №13-4-07/1255дсп на 1180 листах, а также путем сличения соответствия копий представленных документов с информацией, записанной на диске, что подтверждается протоколом ознакомления с материалами налоговой проверки от 06.02.2020 и письмом Инспекции от 06.02.2020 № 14-30/00039 о предоставлении копий материалов налогового контроля.
Общество, полагая, что бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в отказе в представлении всех материалов выездной налоговой проверки для ознакомления, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган – Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1, решением которой от 13.02.2020 № 2.24-12/01776@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
Общество также обратилось с жалобой на бездействие Инспекции, выразившееся в неознакомлении его со всеми материалами выездной налоговой проверки, и на решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1от 13.02.2020 № 2.24-12/01776@, принятое по жалобе Общества, в Федеральную налоговую службу, решением которой от 18.06.2020 г. № КЧ-4-9/10006@ в ее удовлетворении было отказано.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 09.07.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
В соответствии со статьей 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку (пункт 1).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (пункт 2).
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 названного Кодекса и пунктом 6.2 указанной статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со статьей 99 данного Кодекса.
Предоставление права на ознакомление с материалами проверки в период производства по делу о налоговом правонарушении служит гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Из решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 следует, что с момента введения в действие положений пункта 3.1 статьи 100 Налогового кодекса налоговый орган обязан в силу прямого указания в данном Кодексе без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что налоговый орган при составлении акта проверки решает вопрос о приложении к нему документов, которые подтверждают факт совершения нарушений налогоплательщика и которые легли в основу суждений налогового органа о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах.
Поэтому те документы, которые приложены к акту проверки и получены налоговым органом не от налогоплательщика, являются документами, подтверждающими совершения налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах и с которыми налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, Инспекцией исполнена надлежащим образом возложенная законном обязанность по обеспечению возможности Общества ознакомится с документами, приложенными к акту проверки от 16.01.2019, к дополнению к акту 04.12.2019.
Оценивая доводы жалобы о нарушении прав Общества бездействием Инспекции, выразившейся в предоставлении для ознакомления документов в виде выписок (международного запроса № 09-17/00610дсп@ от 14.08.2017; международного запроса № 09-17/00609дсп@ от 14.08.2017; международного запроса № 09-17/00611дсцд от 15.08.2017; международного запроса № 09-17/00612дсп@: от 15.08.2017; письма ФНС России от 26.12.2018г. № 13-4-07/1255дсп; ответов на международные запросы, перечисленные выше), апелляционная коллегия находит их необоснованными.
Как правильно указано судом первой инстанции со ссылкой на нормы Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188, Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах, утвержденного Приказом ФНС России от 31.12.2009 № ММ-7-6/728@, с запрашиваемыми документами Общество было ознакомлено в виде выписок.
Указанные выписки в соответствии с письмом ФНС России от 22.05.2012 № АС-4-2/8356@ выписки содержат всю необходимую информацию.
Кроме того, суд верно указал, что поскольку спорные международные запросы сами по себе не подтверждают факты нарушений законодательства о налогах и сборах, обязанность по представлению налогоплательщику их копий, в том числе в виде выписок, отсутствуют с учетом положений п.3.1 ст. 100 НК РФ.
Налоговый орган, правильно применяя, условия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (п.2 ст.26), учитывая основной принцип соглашения конфиденциальности и взаимности, а также ответ Компетентного органа Кипра, который не предоставил разрешение на передачу копии своего ответа, уведомил об этом налогоплательщика( письмо от 03.02.2020 №13-4-06/0001@, доведенным до Инспекции письмом МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №1 от 04.02.2020 №2.24-05/0178дсп@).
Запрашиваемое Обществом письмо ФНС России от 26.12.2018 № 13-4-07/1255дсп@ содержит гриф «для служебного пользования».
Налогоплательщику, как с Актом проверки, так и в ходе ознакомления с материалами проверки была предоставлена выписка из письма ФНС России от 26.12.2018 № 13-4-07/1255дсп@, содержащая техническую информацию, идентифицирующую указанный документ, а также сведения, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, Заявитель 06.02.2020 ознакомлен с копиями всех документов, полученных из ФНС России письмом от 26.12.2018 №13-4-07/1255дсп@, копии указанных документов вручены представителю Общества на 1180 листах, о чем свидетельствует Протокол ознакомления с материалами налоговой проверки от 06.02.2020.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО «Ротльф».
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2020 по делу № А40-78533/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Г.М. Никифорова
Судьи: С.М. Мухин
Л.Г. Яковлева