ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-44426/2018
г. Москва Дело № А40-82604/18
18 сентября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2018 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей:
Яковлевой Л.Г., Попова В.И.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.06.2018 по делу № А40-82604/18, принятое судьей С.М. Кукиной
по исковому заявлению (заявлению) АО «ЦАСЭО»
к Минпромторгу России
о признании решения в части отказа в аттестации незаконным,
при участии:
от заявителя:
Альбрехт В.А. по доверенности от 12.04.18;
от заинтересованного лица:
ФИО1 по доверенности от 14.12.17;
У С Т А Н О В И Л:
АО «ЦАСЭО» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Минпромторгу России о признании решения в части отказа в аттестации незаконным.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2018 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО «ЦАСЭО» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, считает, что оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель заинтересованного лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 28.09.2017 АО «ЦАСЭО» обратилось в адрес Председателя OAK 5/6 с обращением о проведении аттестации Северо-Западного центра «ЭКОСПАС» - филиал АО «ЦАСЭО» на следующие виды аварийно-спасательных работ: горноспасательные работы; газоспасательные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара.
OAK 5/6 сформирована рабочая группа для проверки соответствия аварийно-спасательного формирования обязательным требованиям при аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.
При подписании 27.09.2017 Акта проверки соответствия аварийно-спасательного формирования «Северо-Западный центр «ЭКОСПАС» - филиала АО «ЦАСЭО» обязательным требованиям при аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ представитель МЧС, член рабочей группы выразил особое мнение - «АО «ЦАСЭО» не соответствует требованиям пункта 2 статьи 1 и пункта 2 ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горноспасательных работ».
По информации, предоставленной Департаментом химико-технологического, лесопромышленного комплекса и биоинженерных технологий, на заседании OAK 5/6 от 04.10.2017 (выписка и протокола №25) во время обсуждения вопроса аттестации Северо-Западного центра «ЭКОСПАС» - филиал АО «ЦАСЭО» представителем организации был снят вопрос по аттестации на горноспасательные работы. В результате OAK 5/6 приняла решение по аттестации вышеуказанного подразделения на два вида аварийно-спасательных работ: газоспасательные работы, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара.
Выписка из протокола и Свидетельство были переданы представителю АО «ЦАСЭО» в сроки, установленные нормативными правовыми документами, что заявителем не оспаривается.
Порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, определен Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 (далее - Положение об аттестации).
Полномочия, права и обязанности постоянно действующих комиссий, осуществляющих аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - аттестационные комиссии), а также требования, предъявляемые к порядку формирования и составу аттестационных комиссий, к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, установлены Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным приказом МЧС России от 20.02.2013 N 102.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" и Положением о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденным Приказом МЧС России от 20 февраля 2013 г. N 102, приказом Министерства энергетики РФ от 27.08.2013 N 500 утверждены постоянно действующие комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.
22.10.2017 АО «ЦАСЭО» обратилось в адрес Председателя OAK 5/6 с обращением о проведении аттестации Северо-Западного центра «ЭКОСПАС» - филиал АО «ЦАСЭО» на горноспасательные работы.
С целью рассмотрения указанного заявления, а также в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 18.07.2017 №167-ФЗ в части регулирования деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, Председателем OAK 5/6 было направлено письмо (исх. от 05.12.2017 № 80657/13) в адрес организации с просьбой предоставить решение Правительства Российской Федерации о создании Северо-Западный центра «ЭКОСПАС» - филиала АО «ЦАСЭО» как профессионального аварийно-спасательного формирования, выполняющего горноспасательные работы.
В ответ на данный запрос АО «ЦАСЭО» письмом от 21.02.2018 в Минпромторг России были представлены копии следующих документов: протокола № 5 от 25.09.1998 заседания Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Межведомственная комиссия), проект решения Межведомственной комиссии от 25.09.1998, договор о создании ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций».
Межведомственной комиссией поручено МЧС России, Минтопэнерго России, Минтрансу России и Госкомэкологии России рассмотреть вопрос создания акционерного общества, оказывающего услуги в области борьбы с разливом нефти и нефтепродуктов. Вопрос ведения горноспасательных работ не рассматривался.
Данные документы не содержат решения Межведомственной комиссии о создании именно АО «ЦАСЭО» или Северо-Западный центр «ЭКОСПАС» - филиал АО «ЦАСЭО».
Согласно Устава АО «ЦАСЭО», представленного организацией, а также сведениям о государственной регистрации юридических лиц, размещенным на сайте https://egrul.nalog.ru/, отсутствует указание в уставе организации на решение вышеуказанной комиссии при создании организации.
Таким образом, заявителем не было представлено решение Правительства Российской Федерации о создании Северо-Западного центра «ЭКОСПАС» - филиала АО «ЦАСЭО» как профессионального аварийно-спасательного формирования для ведения горноспасательных работ.
В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2017 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ" в Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" 18.07.2017 были внесены существенные изменения в части совершенствования деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.
Согласно пункту 2.1 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", введенному в действие Федеральным законом от 18.07.2017 N 167-ФЗ, профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэнерго России от 01.11.2017 г. N 1050 были внесены изменения в приказ N 500 от 27.08.2013, которые полностью исключили горноспасательные работы из ведения Отраслевой комиссии Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, у ответчика не имелось законных оснований для выдачи Обществу Свидетельства на право ведения горноспасательных работ в соответствии с пунктом 18 Положения об аттестации, а именно положительного решения аттестационной комиссии об аттестации заявителя на право ведения горноспасательных работ.
Как верно указано судом первой инстанции, протокол и проект решения Межведомственной комиссии, на которые ссылается заявитель в обосновании своих требований, не являются решением Правительства Российской Федерации.
Членами OAK 5/6 принято решение об отказе в аттестации Северо-Западный центра - филиала АО «ЦАСЭО» на право ведения горноспасательных работ (выписка из протокола №28).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений законодательства.
Суд верно указал, что оспариваемое решение OAK 5/6 не нарушает прав и законных интересов заявителя, со ссылкой на п. 8(1) Положения о проведении аттестации (в редакции от 27.04.2018) аттестация аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в их состав спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ проводится аттестационной комиссией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В настоящее время OAK 5/6 не осуществляет аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в их состав спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ.
Апелляционная коллегия вопреки доводам жалобы считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.06.2018 по делу № А40-82604/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: Д.Г. Вигдорчик
Судьи: В.И. Попов
Л.Г. Яковлева
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.