ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-88601/17-72-704 от 17.05.2018 АС Московского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Москва Дело № А40-88601/17-72-704

23 мая 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года

Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2018 года

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,

судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя) Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов: не явились, извещены;

от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: ФИО1 (дов. № ИА/59268/17 от 28.08.2017 г.);

рассмотрев 17 мая 2018 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов

на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2017 г.,

принятое судьей Немовой О.Ю.,

на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 г.,

принятое судьями Свиридовым В.А., Красновой Т.Б., Румянцевым П.В.,

по делу № А40-88601/17-72-704

по заявлению Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, <...>)

к Федеральной антимонопольной службе (125993, <...>, Д-242, ГСП-3)

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ: решением от 29 декабря 2016 г. № 686 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 г. № 677» Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление, заявитель) внесены изменения в утвержденные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год.

Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России, антимонопольный орган) был проведен анализ указанного решения, по результатам которого сделан вывод о том, что установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отсутствие предельных уровней, установленных ФАС России, а также вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче без согласования ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представленных им полномочий.

Приказом ФАС России от 21 марта 2017 г. № 373/17 «Об отмене решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 декабря 2016 г. № 686 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 г. № 677» Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов установлено:

1. отменить решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29 декабря 2016 г. № 686 «О внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27 декабря 2014 г. № 677» с 01 апреля 2017 г.;

2. в срок не позднее 01 апреля 2017 г. установить и ввести в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Алтайского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов);

3. не позднее 10 апреля 2017 г. письменно сообщить в ФАС России об исполнении настоящего приказа.

Считая свои права нарушенными, Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе России о признании незаконным указанного приказа.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2017 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В отзыве на кассационную жалобу ФАС России просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.

Представитель заявителя в заседание кассационной инстанции не явился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ФАС России, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем заявитель в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов о нарушении его прав и законных интересов.

Согласно пункту 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Законом об электроэнергетике, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.

При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).

Из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее - Основы ценообразования), следует, что предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласование с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов указанного решения осуществляется не позднее чем в течение 30 календарных дней с даты обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (абзац 2 пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному t регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2004 г. № 123 (далее - Правила), федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений, указанных в пункте 1 Правил.

В пункте 10 Правил указано, что по итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений:

- об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления поселения или городского округа);

- об отсутствии оснований для отмены решения органа исполнительной | власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления поселения или городского округа).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует требованиями действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Об этом свидетельствует следующее.

Так, приказом ФАС России от 27 декабря 2016 г. № 1893/16 «Об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2017 год» установлены следующие показатели:

- предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2017 год;

- предельные минимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на I полугодие 2017 г. на территории субъектов Российской Федерации, оказываемые с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, переданных в аренду;

Согласно решению Управления от 29 декабря 2016 г. № 686, в первом полугодии 2017 г. ставка за содержание сетей по всем уровням напряжения установлена ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России № 1893/16; ставка на оплату потерь по высокому, среднему первому и среднему второму уровням напряжения установлена выше предельного максимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России № 1893/16; ставка на оплату потерь по низкому уровню напряжения установлена ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России № 1893/16; одноставочный тариф по высокому, среднему второму и низкому уровням напряжения установлен ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России № 1893/16; во 2 полугодии 2017 года: ставка за содержание сетей по всем уровням напряжения установлена ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России № 1893/16; ставка на оплату потерь по всем уровням напряжения установлена ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России № 1893/16; одноставочный тариф по всем уровням напряжения установлен ниже предельного минимального уровня, утвержденного Приказом ФАС России N 1893/16.

На момент вынесения оспариваемого приказа Управлением решение от 29 декабря 2016 г. № 686 в соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике не было скорректировано в рамках установленных и действующих предельных уровней цен (тарифов).

Кроме того, само решение об утверждении цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в порядке пункта 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике Управлением в адрес федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов также не направлялось.

Установив вышеуказанные обстоятельства дела, суды пришли к выводу, что антимонопольный орган правомерно отменил соответствующее решение Управления и предписал ему установить и ввести в действие не позднее 01 апреля 2017 г. единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Алтайского края, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив выявленные ФАС России нарушения законодательства.

Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2017 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2018 г. по делу № А40-88601/17-72-704 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов – без удовлетворения.

Председательствующий-судья Е.А.Ананьина

Судьи И.Ю.Григорьева

О.В.Каменская