ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А40-90695/19 от 02.09.2019 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-48703/2019

г. Москва                                                                                Дело № А40-90695/19

  сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2019 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Юрковой

рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционные жалобы Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, Минобороны России

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2019 по делу №А40-90695/19

по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН: <***>)

к ФГКУ Специальное ТУИО» Минобороны России (ОГРН: <***>),  Министерству обороны Российской Федерации ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 11 466,38 руб. за период с 01.11.2014 по 02.11.2016, пени в размере 3 360 руб. за период с 27.01.2015 по 28.02.2019,

У С Т А Н О В И Л:

Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области обратился в суд с иском к ФГКУ "Специальное ТУИО", МИНИСТЕРСТВУ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 67.838,55 руб. за период с июля 2017 г. по июль 2018 г., пени в размере 4.576,06 руб.

Определением от 16.04.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2019 по делу №А40-90695/19 с ФГКУ "Специальное ТУИО" в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области взыскана задолженность в размере 3.857,24 руб., пени в размере 999,81 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ определено взыскание произвести с Российской Федерации в лице МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, в остальной части иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, Минобороны России подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.

За ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (ответчик) на праве оперативного управления с 03.05.2012 по 02.11.2016 было закреплено помещения, расположенное по адресу Пензенская обл., <...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.26).

В соответствии со ст. 178 ЖК РФ, ст. 15 Закона Пензенской области N 2403-ЗПО от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 28.06.2013 N 455-ПП "О создании Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области" (с последующими изменениями) РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (истец) является региональным оператором, который осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора.

Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.

Региональная программа утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-ПП "Об утверждении региональной программы капитального имущества ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области".

На 2014 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Пензенской области утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 16.12.2013 N 950-ПП в размере 6,60 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения в месяц.

На 2015 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительств Пензенской области от 31.10.2014 N 752-ПП в размере 6,90 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.

На 2016 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2015 N 609-ПП в размере 6,90 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежавши собственнику такого помещения, в месяц.

На 2017 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2016 N 546-ПП в размере 7,2 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.

На 2018 год минимальный размер взноса установлен постановлением Правительства Пензенской области от 23.10.2017 N 510-ПП в размере 7,2 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на неисполнение ответчиком обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.11.2014 по 02.11.2016, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере 11.466 руб. 38 коп. (л.д.22).

При этом направленная ответчику претензия N 162/19-П от 01.03.2019 оставлена последним без удовлетворения (л.д.21-25).

В отзыве на претензионное уведомление ответчик сообщил, что ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, которые образуют фонд капитального ремонта, в части помещений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится исключительно за счет собственника жилищного фонда, вне зависимости от того, передавались ли объекты такого жилищного фонда на каком-либо вещном праве, предусмотренном ст. 216 ГК РФ, третьим лицам, не являющимся собственниками.

Кроме того, Ответчик указал, что в соответствии со сведениями из ЕГРН спорное жилое помещение находится в собственности третьих лиц.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно ч. 3 ст. 158 ЖК РФ, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

На основании ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

В отсутствие доказательств выбора собственниками помещений в многоквартирных домах по указанным адресам способа формирования фонда капитального ремонта, формирование фонда капитального ремонта в отношении такого дома, в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, производится на счете регионального оператора.

Перечень таких многоквартирных домов в г. Пензе определен постановлением администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1121 "О принятии решения о формировании капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора).

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ изложен в новой редакции, которая предусматривает включение в региональную программу капитального ремонта перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).

Из толкования и структурного построения указанной нормы права следует, что ее изложение в новой редакции направлено лишь на уточнение, а не на расширение ранее приведенного перечня всех многоквартирных домов, подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта.

В силу положений ч. 3 ст. 30, ч. ч. 1 и 3 ст. 158, ст. 169 ЖК РФ и правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, на Российскую Федерацию как самостоятельного, полноправного участника жилищных отношений и собственника помещений в многоквартирных домах возложена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества является универсальной для всех обладателей права собственности и не может быть поставлена в зависимость от количества принадлежащих им помещений в многоквартирном доме, ее исполнение направлено на обеспечение не только прав и законных интересов самих собственников, но и прав и законных интересов иных лиц, а также достижение публично-значимых целей (сохранность жилищного фонда, его целевого назначения, создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан).

В соответствии с ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор принимает установленные законодательством меры, включая начисление пеней в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) не уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

Согласно положениям части 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты.

В отзыве на иск, ответчик ссылается на то, что срок исковой давности за начисленную задолженность за период с 01.11.2014 по 16.04.2016 истек, в связи с чем взыскание истцом задолженности по указанным периодам неправомерно.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Принимая судебный акт, взыскивая задолженность в сумме 3.857,24 руб., суд первой инстанции исходил из того, что с настоящим иском истец обратился в суд 08.04.2019, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности за период с 01.11.2014  по 08.04.2016 истцом пропущен.

Между тем, принимая судебный акт, суд первой инстанции неверно определил начало просрочки исполнения обязательств.

В соответствии с ст.5 Закона Пензенской области от 01.07.2013 №2403-ЗПО, взносы на капитальный ремонт уплачиваются ежемесячно в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, но не позднее 25 числа месяца следующего за истекшим месяцем.

Таким образом, взносы за март 2016 должны были быть оплачены до 25.04.2016, следовательно, срок исковой давности в отношении требований о взыскании взносов за март 2016 истцом не пропущен.

Кроме того, принимая судебный акт, суд первой инстанции не учел соблюдение претензионного порядка разрешения спора, при котором трёхлетний срок исковой давности, предшествующей обращению в суд, подлежит продлению на тридцать дней - срок на рассмотрение претензии.

Таким образом, взносы на капитальный ремонт за февраль 2016 подлежат взысканию.

С учетом применения судом срока исковой давности сумма задолженности за период с 01.02.2016 по 02.11.2016 составила 4.335,41 руб.

Согласно п. 1 ст. 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

На момент вынесения судом первой инстанции решения действовала ставка рефинансирования 7,75%.

С учетом применения срока исковой давности, требования истца по оплате пени за просрочку оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества за период с 26.03.2016 по 28.02.2019 составляют 1.037,87 руб.

Доводы жалобы о том, что ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России не несет обязанности по содержанию принадлежащего ему на праве оперативного управления имущества основаны на неправильном толковании норм ст. 296 ГК РФ, в силу которой, а также норм ст. 210 ГК РФ, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, обладающее помещениями на праве оперативного управления, обязано нести бремя его содержания, в том числе, платить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Между тем, доказательств исполнения обязательств по оплате не представлено.

При этом ответчиком возражений по суммам предъявленных требований не заявлено.

Оценивая доводы жалобы, апелляционный суд отмечает, что в силу норм действующего законодательства у собственника помещения, независимости от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования имуществом. Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (ст. 1 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником и решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствии записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

В силу абзаца пятого п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.

В силу статей 123.21, 210, 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления несет бремя содержания этого имущества.

Таким образом, с момента государственной регистрации права оперативного управления на жилые помещения, указанные в исковом заявлении, за ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, обязанность по несению бремя расходов по содержанию указанного имущества возлагается на ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2019 по делу №А40-90695/19 изменить.

Взыскать с ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в пользу РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) задолженность в размере 4.335,41 руб., пени в размере 1.037,87 руб., а также расходы по оплате госпошлины по иску и по жалобе в размере 3.838 рублей.

В остальной части решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2019 по делу №А40-90695/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья:                                                      Н.В. Юркова